Чаще всего малыш, когда он "просто живет" в семье, не знает, сколько энергии взрослые отдают работе и как радуются ее результатам. Для него взрослая жизнь состоит из простых домашних дел и отдыха после них. Дитя не понимает, что отдых родителей - это восстановление сил после рабочего дня. О работе ребенок обычно знает только то, что от нее устают, взрослые редко делятся радостью от выполненного дела, полагая, что малыш их не поймет. Если то, чем родители заняты дома, не требует напряжения ума и души, то дитя перенимает это неспешно-прохладное отношение к любому делу. Ведь малыш верит в мудрость своих родителей и считает их жизнь правильной.
Значит, когда мы ничему осознанно не учим своих детей, и они не видят нас в процессе напряженного, приносящего удовольствие труда, то мы прививаем им равнодушное отношение к делу и стремление к безделью. Вспомните детство Илюши Обломова.
Участие семьи в развитии детей меняет ситуацию. Занимаясь развитием ребенка, Вы показываете, как Вы работаете (Вас раздражает или радует работа, умеете ли Вы ее планировать, получаете ли Вы удовольствие от этой работы - занятий со своим малышом и т.д.) и ребенок, занимаясь с Вами, не только видит все это, но еще и чувствует, перенимает у Вас отношение к труду. А пережитый опыт запоминается гораздо глубже, прочнее, чем просто наблюдаемый.
Чем можно заниматься с детьми?
Выбирайте не центр детского развития, а педагога, который и будет вести занятия: для детей младше 7 лет это самое главное, интерес с личности педагога они переносят на тот предмет, которому он их учит, а не наоборот.
Для самостоятельных занятий надо выбрать то, что
- Вы, взрослый, хорошо знаете,
- интересно вам обоим (и взрослому, и ребенку).
Не старайтесь "нафаршировать" своего малыша знаниями. Главное для любого человека - умение общаться. Наиболее мощное средство обучения этому умению - игра. Выберите те детские курсы иностранных языков, на которых малыш сможет исполнить несколько интересных для себя ролей. Предпочтите тот хор, в котором дети в свободное время подпевают друг другу просто для удовольствия. Выберите то, что поможет Вашему малышу успешно взаимодействовать с его сверстниками.
Раздумывая о начале раннего обучения своего ребенка, взрослый переживает кроме чувства дискомфорта, присущего всякому свободному выбору, еще и груз двойной ответственности, т.к. выбирает он сразу за себя и своего малыша. Малыш может согласиться на обучение или отказаться от него. Ответственность все равно лежит на взрослом, т.к. дитя не представляет себе последствий своего решения.
Что такое раннее обучение?
В самом общем смысле раннее обучение - это обучение ребенка тем понятиям и умениям, которым в обществе принято обучать, но в более позднем возрасте. Трудно утверждать, насколько право общество, устанавливая возраст начала обучения. Обычно существуют данные, как подтверждающие правильность возрастных ограничений, так и отвергающие ее. Все зависит от доверия обучающего к авторитетам, устанавливающим этот возрастной ценз.
Насколько возможно раннее обучение?
Американский философ и психолог начала прошлого века Д. Дьюи писал: "Прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко, очень близко к состоянию научного мышления".
Г. Доман, американский психолог и врач, считает, что младенец может и хочет учиться, т.к. знание об окружающем его мире - необходимое условие выживания малыша. Г. Доман (и он не один) доказал истинность своих взглядов в своей многолетней работе с младенцами и их родителями.
Если уже известны результаты, доказывающие возможность и успешность обучения детей, начиная с младенческого возраста, то почему до сих пор термин "раннее обучение" не заменили "своевременным обучением"?
Что мешает родителям приступить к раннему обучению?
Общество часто обвиняет родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, в стремлении заставить своего малыша работать на свою славу и/ или повышение дохода. Кто не пробовал учить детей, может в это поверить. Тот, кто пробовал обучать детей до 3-4 лет, пока у них еще не развит самоконтроль, понял справедливость поговорки: "можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить". Если взрослый не умеет интересно учить, то малыш не захочет учиться. Когда взрослый заставляет ребенка заниматься вопреки нежеланию, то и результаты невысоки, и заметно отвращение малыша к занятиям. Славы и денег несчастный малыш без детства не приносит.
На самих вундеркиндов общество тоже смотрит вопросительно: "Кем станет это дитя, когда вырастет?" При таких условиях тот, кто стремится к славе и деньгам, лучше потратит время и силы на себя, а не на свое дитя - успех или провал не так отдален во времени. Конечно, эти рассуждения относятся к психически здоровым людям.
Но некоторые специалисты в обучении и медицине любят намекнуть на психическое нездоровье родителей, заботящихся о развитии своих детей! Аргумент: "Раннее обучение для таких родителей - сверхценная идея! Согласитесь, что в норме взрослые не тратят столько времени и сил на обучение своих детей". Согласимся, но учтем, что здесь под нормой понимают не здоровое, а преобладающее отношение к жизни. Вряд ли кто считает, что царапать надписями двери лифта и гадить в нем - это нормально. Но двери не исцарапаны и в лифте не пахнет только в элитных домах, т.е. загаженный лифт для обычного дома - это норма? Задумаемся: "Всегда ли следует стремиться к норме?"
Возражения специалистов входят в более емкое житейское: "Делать им больше нечего! Занялись бы лучше чем-нибудь полезным!" Что же оппоненты раннего развития детей считают более полезным?
Обычно родителям советуют провести свой досуг без ребенка или заняться какими-нибудь домашними делами. Желание отдохнуть отдельно от ребенка естественно, только приглядитесь к семейной жизни советчиков: а они уделяли сколько-нибудь времени для общения со своим малышом? В качестве полезных домашних дел родителям предлагают самим выполнить то, на что быстрее и проще заработать своим профессиональным трудом.
Что может помешать малышам при раннем обучении?
- Завышенные ожидания родителей. Русский психолог Л. Выготский называл "зоной ближайшего развития" те знания и умения, которыми малыш может пользоваться, но только с помощью взрослого (например, может решить поставленную задачу сам, но с помощью наводящих вопросов взрослого). И эта зона ближайшего развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области знаний и умений.
- Заниженные ожидания родителей. Широко известен опыт, когда учителям заранее говорили, как раньше успевали ученики по их предметам, и вскоре ученики начинали получать именно такие отметки, какие они якобы получали прежде. Уважение и интерес к ребенку - мощный инструмент его развития, их отсутствие - столь же мощное средство подавления всех детских интересов. Ведь лень, внешнее отсутствие детского интереса - это всего лишь защитная реакция, стремление не совершать поступки, которые оценят родители, т.к. ребенок уже привык, что оценка чаще всего негативная.
Т.е. для успеха раннего обучения нужно любить, уважать и хорошо знать малыша, ясно себе представлять его способности. Лучшего способа узнавания, чем практика, никто не придумал. Предлагайте малышу все, чем Вам интересно с ним заниматься и займитесь тем, к чему почувствуете ответный интерес малыша. Вообще, не любое знание и умение можно передать любому ребенку. Педагогика строится по прецеденту: "У такого-то учителя такой-то метод оказался успешен для такого-то количества учеников". Если Вам не подойдет ни уважаемый учитель, ни широко известное пособие, просто поищите другого учителя или другое пособие!
Зачем нужно раннее обучение? (Интересы общества и личности)
Н. А. Амосов, познакомившись с опытом Никитиных, написал: "Возможно, что гены влияют на пределы интеллекта и даже раннее обучение не может существенно повысить эти пределы, не знаю. Но все равно я убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа."
В легкости осуществления какого-либо навыка главное счастье научившегося. Так дети, немного знакомые с музыкальной грамотой, стараются подобрать на инструменте свои любимые мелодии, а умеющие рисовать разрисовывают стены своей комнаты. Теперь человек чувствует в себе силы перейти к созданию чего-то нового с помощью своих умений.
Процесс добровольного созидания (т.е. я создаю что-то потому, что сам очень этого хочу) сопровождается ощущением своей силы и власти, острым ощущением счастья. Это имеет и свою химико-биологическую составляющую: идет мощный выплеск эндорфинов. По накалу остроты чувств состояние, подобное творческому озарению, возникает на начальной стадии употребления наркотиков, за что их и выбирают люди, не научившиеся иначе достигать счастья. (Безделье само по себе радости не приносит, только по контрасту с тяжелым трудом. Когда ничего не происходит, счастья не ощутить.) Вы знаете разницу в получении наслаждения: человек платит за радость творчества долгим кропотливым не всегда радостным трудом заранее и сполна, а за кратковременное счастье от употребления наркотиков человек расплачивается после него, и плата это страшная - деградация личности, превращение в животное.
Стремление к счастью, наслаждению - неотъемлемое свойство человека. Выбирая, будете Вы развивать Вашего малыша или нет, Вы не просто учите его стремиться к труду или безделью. Дитя неосознанно копирует Ваш стиль жизни. Вы, главный для ребенка человек, показываете ему приятный для Вас путь к счастью, и он будет следовать ему всю жизнь. Каким же путем Вы ведете своего малыша к счастью?
Алиса Трегуб, altdanil@inbox.ru