В праздники мы много ездим: возим детей на елки и представления, в гости к родным и друзьям. Кто-то отправляется в другой город навестить бабушку — или даже едет на каникулы в другую страну. Игры в дороге помогут скрасить ожидание в аэропорту, с пользой провести несколько часов в машине или не заскучать в метро. Почти все их можно адаптировать для детей от 3 лет и до окончания школы.
1. Игра в слова как в города (следующее слово начинается на букву, на которую заканчивалось предыдущее слово).
2. Игра в противоположности и противопоставления. Один говорит «холодно», другой — «горячо», теперь наоборот последний говорит слово, отвечает другой. (Смотрите варианты: высоко — низко, криво — ровно, солнечно — мрачно, сладко — горько, полезно — вредно, умно — глупо, весело — скучно, далеко — близко, дождливо — сухо, светло — темно, бодро — устало или вяло, смешно — грустно, широко — узко, длинно — коротко, решительно — неуверенно, строго — ласково, жёстко — мягко, интересно — скучно и т.д.)
3. Слово из песни. Помните в мультике «Ну, погоди!» на каждое слово волка хор зайчиков начинал петь песню? «ОЙ!» — «Ой, цветёт калина...», «ОХ!» — «Ох рано встаёт охрана!», «НЕ НАДО!» — «Не надо печалиться!». По такому же принципу называете слово или фразу из песни, а ребёнок должен вспомнить и напеть. Например, «качели» — «Крылатые качели...» или «голубой» — «Голубой вагон бежит, качается...»
4. Звуковые ассоциации. Когда услышим такой звук? «Ш-ш-ш...» значит: а) змея ползёт, б) минералку с газами открываем, в) кошка в гневе, г) чайник подкипает, д) капли воды попали на раскалённую сковородку, е) шуршание опавших листьев осенью, ж) шорох шин.
Звук «у-у-у...»? А) летит самолёт, б) школьники узнали о дополнительном уроке, в) ветер донёс часть крика, г) гудит паровоз, д) осенью в трубе воет ветер, е) корабельный гудок, ж) крик на аттракционах.
Побеждает тот, кто придумал последнюю ассоциацию.
5. Придумываем собственные сказки и стихи. Кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу: «Зайка прыгнул в норку...» — «Скушал помидорку».
- «Обезьяна чи-чи-чи»:
- «продавала кирпичи» — нам известно, а ещё как?
- «кошку встретила в ночи»
- «слишком громко не кричи»
- «за обедом помолчи»
- «загляделась на мечи»
- «всё хлопочет у печи»
- «заболела. Где врачи?»
Варианты могут быть осмысленными, а могут быть для начала набором звуков — лишь бы ребенок понял смысл подбора последнего слова, похожего по звучанию, в рифму.
6. Синонимы. Находим слова, близкие по значению, и об одном предмете, объекте или действии говорим по-разному. Например, подушка упала или — шлёпнулась, приземлилась, брякнулась, бухнулась, слетела, грохнулась, шмякнулась, уронилась, чебурахнулась...
7. «Весёлая путаница». Берёте любое стихотворение, которое часто малышу читали, и он прекрасно его помнит, и... переделываете до неузнаваемости. Например, знаменитое стихотворение А.Барто «Спать пора. Уснул бычок, лёг в коробку на бочок» мы переделывали так:
- уснул смычок, лёг в коробку, где бычок,
- уснул крючок, лёг в коробку, где сморчок,
- уснул качок, лёг в коробку, где жучок,
- уснул лучок, лёг в коробку, где сачок и т.д.
Малыш всерьёз может поверить, что вы ошиблись, и начнёт исправлять, а вы искренне удивитесь и предлагайте ещё более смешной, нелепый вариант.
8. «Где живёт?». Весёлое общение на проверку памяти. Вы задаёте вопросы, где кто живёт из: а) зверей, б) птиц, в) рыб, г) вещей в вашей квартире. Например, «Где живёт рыбка?» — вопрос для совсем малышей, а «Где живёт пескарь?» (нужно догадаться или вспомнить, что это рыбка) — от 3 лет и старше.
9. «Скрещиваем всё подряд». Помните смешную загадку из детства «Что будет, если скрестить ежа с удавом?» — «10 метров колючей проволоки». Но мы будем скрещивать слова. Например, что будет, если скрестить Чебурашку и крокодила Гену? Чебургена. Дети очень легко включаются в эту игру, поскольку ещё не привязаны к стереотипам и могут легко играть словами и звучаниями. Можно начать из сказочных персонажей — Дюймовожук, Чебуркляк — и перейти к обычным предметам — щёткостул, телефонокран, фотомяч и т.д.
При этом можно напомнить о создании таких слов, как самолёт, пароход, самокат, универмаг, тепловоз — рассказать о соединении по смыслу двух слов с целью образования нового.
10. Придумываем названия остановкам. Как часто, когда мы куда-то едем, слышим или читаем однообразные скучные названия остановок, так хочется чего-то свеженького, оригинального или просто забавного! Так в чём же дело? Предложите ребёнку это сделать и сами воскресите свою фантазию! Например, в нижней части Нижнего Новгорода есть остановка «Улица июльских дней». Так почему бы не создать остановку «Октябрьской пестроты», «Ноябрьской тоски», «Декабрьского предощущения праздника»? Если едете на машине и проезжаете деревни, небольшие города — можно, посмотрев по сторонам и найдя какие-то отличительные черты этого места, придумывать новые названия населенным пунктам. Так и о ребёнке много неизвестного узнаешь, и поможешь проявить ему творческие способности в области языка и образного восприятия.
11. Номера машин. Помните, в фильме «Чародеи», когда Ивана вынесло из дома Алёны ночью, какие были номера у машин? Лаю, рву, и т.д. А какие вам встречались? Понаблюдайте с ребёнком или даже устройте состязание на наибольшее количество осмысленных номеров типа гол, сон, бум, око, КВН, хор, пух, нюх, сок... Как вам такой номер: «У 222 ОС»? Это значит в гостях у 222 ос?
Конечно, не так много слов на три буквы. Можно играть и так: из трёх имеющихся составляйте другие слова, вставляя буквы, например, РМА- может быть Ирма или Рома, а УНА — Луна или урна. Фантазируйте, вспоминайте!
12. Загадай животное. Произнося весёлый стишок «Я ходила за ворота, повстречала бегемота, и енота, и ужа, но не видела ежа», загадывайте вместо ежа животное, говоря лишь первую букву и количество букв в слове. Можно расширить эту игру до любых слов или чётко оговаривать тему: мебель, овощ, фрукт, одежда, обувь, транспорт, съедобное, домашние животные, птицы и т.д.