Обмен текстовыми сообщениями — обычное явление в наши дни. "Это нормально, что мой ребенок отсылает в месяц от 10 000 до 20 000 сообщений?" — спрашивают психологов родители. Психологи действительно видят в общении с помощью смс и мессенджеров несколько проблем, которые могут помешать подросткам в дальнейшей жизни строить отношения и взаимодействовать с аудиторией.
По ходу нам пора растацца увидимся в школе ок?
Смс-ка на каникулах
Отправляя смс, ведя переписку Вконтакте, Вайбере или Whatsapp, дети сообщают друг другу обо всем. Они влюбляются, расстаются, жалуются на скуку, рассказывают о своих планах и предстоящих встречах и делятся любой мыслью, которая посещает их импульсивный мозг. Отправлять смс и читать сообщения стало одной из самых популярных форм общения, причем даже в тех случаях, когда адресат текстовых сообщений находится рядом.
Подсчитано, что четвертая часть всех сообщений в мессенджерах отправляется во время школьных занятий. Это говорит не только о том, что дети не получают знаний на уроках, т.к. отвлекаются на сообщения, но и о том, что они общаются посредством текстовых сообщений даже в тех случаях, когда легко можно поговорить со сверстниками обычным способом.
Возможность отправлять короткие сообщения дает нам ряд неоспоримых преимуществ. С другой стороны, у этой формы общения есть свои недостатки. Какие?
Дети не умеют ждать
Желание написать смс как можно скорее становится причиной частого использования акронимов и сокращенных версий слов (например, "спс" вместо "спасибо"). Раньше, когда вводить текст было сложнее (для набора нужной буквы нужно было несколько раз нажать на одну кнопку), у владельцев телефонов были веские причины сокращать слова.
Но сегодня, когда клавиатура стала полноформатной и более удобной и появились возможности автоматического ввода текста, подростки сокращают слова исключительно из-за того, что им не хочется тратить время. Ввиду этого обмен текстовыми сообщениями соответствует стремлению мгновенно получать желаемое, жертвой которого стало современное поколение.
Подростки не учатся учитывать реакцию собеседника
Умение общаться с людьми и доносить свои мысли и идеи — чрезвычайно важный навык. Способность высказываться четко и ясно помогает устанавливать хорошие отношения со сверстниками, преподавателями, руководством и родителями.
Но важно помнить, что слова — не единственный способ передачи информации. Мы можем пользоваться языком тела, мимикой, жестами, позами, а также интонацией, высотой голоса, темпом и громкостью речи.
Разговаривая по телефону, вы по-прежнему можете использовать ряд коммуникативных навыков. Вы слышите не только слова, но и нюансы речи, тон собеседника. Вы чувствуете, когда собеседник злится, смущается, восхищается, говорит с сарказмом или уверенностью, флиртует.
Когда же мы общаемся с человеком лицом к лицу, мы можем еще и считывать и интерпретировать его мимические реакции. Если после вашего замечания человек закатывает глаза, бросает на вас злой взгляд или встает и уходит, вы получаете немедленную невербальную обратную связь, указывающую, что собеседник не разделяет ваше мнение.
Однако при обмене текстовыми сообщениями или электронными письмами возможность получить такое невербальное предупреждение отсутствует. По тексту сообщения крайне сложно, а зачастую и вовсе невозможно понять тон или настроение отправителя.
Подростки не пытаются подстраиваться под аудиторию
Большинство людей подбирают формулировки исходя из того, к кому они обращаются. Когда мы общаемся с людьми, мы видим наших слушателей и оцениваем, как и что лучше говорить в данной ситуации. Язык, который мы используем, содержание, контекст и уровень остроты наших замечаний обычно соответствуют аудитории.
Вы, скорее всего, не станете говорить что-то неприятное о вашей бывшей девушке, если поблизости находится ее старший брат. Отправляя сообщение, вы предполагаете, что его прочтет один человек — тот, кому оно предназначено. Однако подростки часто показывают фрагменты своей переписки друг другу, и в итоге они становятся доступны публике. Отправляя сотни сообщений в день вместо того, чтобы говорить с людьми, дети просто не приобретают навыка взаимодействия со слушателями и адаптации своей речи в соответствии с обстановкой.
Подростки плохо понимают друг друга, когда пишут текстовые сообщения
Девушка: Можешь сегодня прийти один, без друга?
Парень: Не знаю.
Девушка: Я просто хотела с тобой поговорить.
(Нет ответа.)
Девушка: Ты обиделся?
Парень: Нет.
Девушка: Точно?
Он не отвечал ей несколько часов, хотя она отослала еще множество сообщений. Девушка в панике прибежала ко мне в офис, ее мучил вопрос, нравится ли она еще своему парню или он решил ее бросить. Через час она отправила ему сообщение, в котором извинялась и разрешала прийти с другом. В конце концов ей пришел такой ответ: "Милая, успокойся, что случилось?".
Оказалось, что парень ходил со своими родителями ужинать в ресторан и не видел ее сообщений. А тем временем девушка сделала множество умозаключений, и все они не соответствовали действительности. Когда я спросила ее, почему же она ему не позвонила, она ответила: "Мне было неудобно".
Как психотерапевты мы вновь и вновь становимся свидетелями того, как общение посредством переписки Вконтакте, Вайбере или Whatsapp приводит к конфликтам между подростками из-за того, что они пытаются через текстовые сообщения вести полноценный диалог. В результате возникает риск неверных истолкований, импульсивных ответов и использования более бесцеремонных и резких комментариев, чем в случае непосредственного общения лицом к лицу.
Разговор может начаться вполне мирно, и он остается таковым, пока какой-то комментарий не оказывается неверно понятым. Тогда вместо того, чтобы прояснить ситуацию, собеседник отвечает резкостью. Поскольку никто из говорящих не видит мимической реакции собеседника, они склонны давать грубые и необдуманные ответы, что, в свою очередь, вызывает негативную реакцию. Отношения накаляются, и все вследствие недопонимания.
Когда общаться вживую, а когда уместны смс и сообщения в мессенджерах
Текстовые сообщения — весьма удобное и полезное в определенных случаях средство, например, если на вопрос нужно получить быстрый и однозначный ответ, "да" или "нет". Или срочно известить кого-нибудь о небольшом опоздании. Также они могут быть полезны, если нужно узнать, может ли человек уделить вам время, удобно ли ему говорить с вами, но многие подростки порой ведут многочасовую переписку.
Важно следить за тем, чтобы между разными видами общения — с помощью сообщений, по телефону и вживую — был баланс. Призывайте ребенка как можно чаще видеться с друзьями в реальности, поскольку это — бесценная практика. Если вы замечаете, что ребенок постоянно переписывается с другом, который живет неподалеку, — предложите пригласить его в гости или отправиться к нему.
Мы знаем, что дети все равно будут общаться посредством смс и мессенджеров. В таком случае они должны придерживаться определенных правил так же, как они делают это, общаясь вербально.
Одно из правил, которое следует установить в семье, таково: все самое важное необходимо сообщать лично, а не через короткие сообщения. Например, таким образом нельзя сообщать о намерении прийти домой позднее, выяснять, можно ли пригласить друга в гости, и просить разрешить что-либо.
Так дети и подростки поймут, что формат текстовых сообщений не годится для того, чтобы приглашать человека на встречу или некое официальное мероприятие, заявлять о расставании, обсуждать личные чувства. Также неприемлемо писать смс начальнику, чтобы взять отгул или сообщить об увольнении.