Очень часто, если не сказать обычно, педагоги не делают различия между обучением чтению дошкольника и школьника младших классов.
Они подходят к делу основательно и начинают с того, что объясняют еще не читающим малышам, что такое звук, что такое буква и что такое слог. Они добросовестно учат звукобуквенному анализу, рассказывают о том, что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, а слоги — ударные и безударные. Рассказывают и о многих других, непонятных пока ребенку и неинтересных ему вещах. А чтобы как-то заинтересовать ребенка, придумывают разные сказки о твердом Томе и мягком Тиме, о других подобных персонажах, учат на слух отличать гласные от согласных и изображать первые кружочком, а вторые — квадратиком (или наоборот, я не помню). Считается, что все это поможет ребенку скорей научиться читать, а впоследствии — грамотно писать. На деле же при таком подходе процесс обучения чтению затягивается, интерес к обучению у ребенка исчезает, и в лучшем случае на втором году занятий он умеет читать по слогам, но чтение его больше не увлекает.
Между тем, у раннего обучения чтению совсем другая задача: научить ребенка свободно читать, привить ему интерес к чтению на всю жизнь и, самое важное, активно стимулировать умственную деятельность в период формирования мозга, т.е. до шестисеми лет. Обучение должно быть организовано в игровой форме и продумано так, чтобы ребенку было легко на каждом этапе обучения. В начале обучения ребенок еще не понимает, что такое звук в слове, для него звук — это когда телевизор просят сделать потише ("убавь звук"). Да и что такое слово, он поймет ближе к концу обучения, когда начнет читать предложения и книжки. Не стоит из-за этого переживать, понимание придет со временем как бы само собой. А пока малыш этого не понимает, его не надо заставлять заучивать, что как называется.
Другими словами, ребенок с помощью педагога или родителей сам до всего доходит. Бесполезно объяснять дошкольнику, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется: заучить это правило он сможет, а понять — нет. В этом я убеждался не раз. А вот если предлагать ему к четырем прибавить два, а потом сразу же, наоборот, — к двум четыре, да при этом еще и дать ему переставлять два и четыре предмета, то со временем он догадается, что результат будет одинаковым. Надо лишь набраться терпения. А правило он выучит позже, в школе. Ведь мы не объясняли ребенку, как ходить, как говорить — он сам этому научился с нашей помощью. Точно так же надо помочь ему и научиться читать.
Когда новорожденный появляется на свет, ему никто не объясняет, как дышать, а только помогают, слегка шлепнув по попке. Этот пример может показаться некорректным, ведь новорожденные не понимают слов. Но разве не так же нелепо объяснять не читающему ребенку, что такое гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие звуки, ударные — безударные слоги? Да хоть бы был толк от этого, так ведь нет, — лишь пустая трата времени и подавление детского природного интереса! Всю эту премудрость, необходимую для дальнейшего изучения грамматики, он постигнет позже, в начальной школе.
Тот, кто может вспомнить свое раннее детство, подтвердит: ничему подобному нас не учили. Правда, тогда до школы и читать-то учили немногих, не было еще увлечения ранним развитием (замечательно, что оно появилось сейчас), но тех, кого научили, меня в том числе, не пичкали ненужными терминами (жаль, что это начали делать сейчас).
Но как обойтись без специальных терминов и формулировок, непонятных детям? Я, например, вместо того, чтобы говорить не читающим детям, что в слове ФОНАРЬ первая буква ЭФ или первый звук ФФФ, просто говорю, что слово ФОНАРЬ начинается на ФФФ или на ФО. Соответственно, ФИЛИН начинается на ФЬФЬФЬ или на ФИ. Выдающийся педагог-новатор Н.А.Зайцев на начальной стадии обучения дошкольников вместо терминов звонкие и глухие согласные употребляет временные "детские" названия ("железные", "деревянные"), более близкие воображению ребенка. А уж после того как дети начали читать, сообщает им по секрету, что "железные" правильно нужно называть "звонкими", а "деревянные" — "глухими", и дети запоминают правильные термины сразу, за одно занятие. Я позаимствовал у Зайцева эти "детские" названия, но сообщаю детям правильные названия еще позже, перед самой школой, когда они уже читают книжки.
В последнее время важность дошкольного образования начали признавать на государственном и даже на межгосударственном уровне. Но для повсеместного внедрения дошкольного обучения в детских дошкольных заведениях необходимо разрабатывать специальные игровые методики обучения чтению. Сейчас дошкольников зачастую учат либо просто по школьной программе, только начинают на годдва раньше, либо используют неэффективные методы обучения, затрачивая многие месяцы на одно только изучение букв. В результате многие дети приходят в первый класс, с трудом читая по слогам и нетвердо зная буквы.
Дошкольное образование в ближайшие годы будет развиваться, ему принадлежит будущее. Появится потребность в новых методиках. Надеюсь, что и мои методики не затеряются среди них.