Острые респираторные заболевания (ОРЗ) — это группа острых инфекционных заболеваний, которые характеризуются проникновением возбудителей через дыхательные пути, вызывают синдром поражения респираторного тракта и общую инфекционную интоксикацию. Обратите внимание: мы говорим именно про частые рецидивы вирусных заболеваний, когда одна простуда идет за другой и никак не получается выбраться из этого замкнутого круга. Насморк, кашель, уши. Только-только вышел в садик или в школу, как на следующий день снова — заложенность носа, покашливание и полная аптечка самых разнообразных лекарств.
Период адаптации
Для понимания, почему у ребенка формируется порочный круг простуд, нужно посмотреть на проблему с двух сторон. С одной, когда малыш приходит в садик или школу впервые, он сталкивается с новой бактериальной и вирусной нагрузкой новой окружающей его среды. Новые люди, новые патогены. Конечно, иммунитет начинает знакомиться со всеми неизвестными обитателями, и период частых простуд действительно входит в условное понятие "период адаптации". Но к концу второго месяца состояние здоровья должно выровняться, иммунитет малыша должен окрепнуть и сформировать иммунную защиту. С другой стороны, мы должны обратить внимание на стресс.
Если завершения адаптации не происходит и малыш продолжает болеть ОРЗ, мы обращаем внимание на психический компонент и изучаем то, как ребенок проживает период адаптации. В это время важны как его отношения с окружающим миром (дети, воспитатели, нянечка, учителя и т. д.), так и поддержка со стороны родителей. Порой и папа с мамой способны повышать уровень стрессовой нагрузки внутри семьи, и чаще всего это связано с тем, что они сами очень сильно переживают за новый рубеж жизни малыша.
Мама, тревожно ожидающая ребенка под окном садика и прислушивающаяся к голосам воспитателей и детей, волнует не только себя, но и ребенка. Он все еще внимательно реагирует на ее состояние, и, если маме страшно отдавать ребенка в садик, конечно, туда совсем не захочется ходить. Родителям важно взять себя в руки, справиться с тревогой и создать упругий позитивный эмоциональный фон внутри семьи, мотивируя ребенка на успешное мягкое привыкание к новой среде.
Если этого не произойдет, в какой-то момент волнение и трепет мамы или папы перед садиком резко сменится на ярость, гнев и потребность в жестком принуждении "во что бы то ни стало идти и не капризничать", ведь "мы тебя разбаловали". Интересно, но между этими двумя пограничными фазами в большинстве случаев действительно нет переходного периода, тревога сменяется раздражением, страх смешивается с яростью, а дезадаптация ребенка — с потерей опоры внутри семьи.
У него растет уровень стресса, вслед за этим происходит снижение иммунитета, присоединяются вирусные и бактериальные инфекции. В какой-то момент может закрыться порочный круг самой болезни, когда бессознательно ребенок понимает, что во время болезни он остается дома. Обращаю внимание: данная бессознательная реакция не относится к теории вторичных выгод, которую я считаю неприменимой в психосоматике ввиду ее неэффективности для получения практических результатов.
Безопасная среда
Итак, цикл болезни сформирован. Это могло произойти еще и по другим причинам — когда в садике или в школе ребенка обижают, на него кричат и т. д. В любых социальных конфликтах снова крайне важным оказывается крепкая и активная поддержка родителей, которые должны быть готовы к разрешению любых конфликтов, чтобы сохранить безопасную эмоциональную среду ребенка. На практике, к сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что родителям приходится защищать детей подобно настоящим тиграм, бороться за неприкосновенность своего дитя, и порой для этого они вынуждены обращаться в разные инстанции.
Если этого не сделать, если не обеспечить безопасность окружающего мира, в котором на малыша не кричат и не ругаются, то бессознательная реакция "я болею — я дома в безопасности", одержит победу. Снижение иммунитета, формирование дефицитных состояний — все это приводит к тому, что организм ребенка становится более уязвимым перед инфекцией.
Конечно, закаливание и температурный режим дома играют важную роль! Но в книге по психосоматике мы говорим именно про стресс, поскольку никакие водные процедуры не помогут организму стать крепче, если в школе ребенка бьют одноклассники. Инстинкт самосохранения будет диктовать свои правила, пока родители не увидят, что причина частых ОРЗ — это не вирусы, а глубокая внутренняя боль, причиненная внешним миром.
Что интересно, в контексте простуд и частых ОРЗ мы говорим именно про внешнюю коммуникацию, потому что ключевая физико-эмотивная связь строится на уровне "я должен быть в безопасности" и дом рассматривается как место, способное эту безопасность обеспечить. Конечно, бывают сложные ситуации, когда и в школе, и дома ребенка ждут разные формы эмоционального, психического или физического негативного воздействия, но даже в этом случае дома оказывается все-таки лучше.
Стресс
Детское тело не выносит стресс. Ему нужно, чтобы его любили, согревали. Оно создано, чтобы радоваться и преумножать вложенную в него любовь родителей. Стресс не убивает организм, но убивает ребенка внутри тела. Это те самые периоды взросления, когда тебе слишком рано приходится становиться тем, кем ты еще не готов стать.
Обращая внимание на, казалось бы, такие простые и понятные простуды, мы поднимаем серьезный вопрос: "А все ли нам рассказывает наш часто болеющий ребенок? Что на самом деле происходит у него в садике или школе?" И зачастую, чтобы обеспечить комплексную помощь, требуется поддержка и курация семьи семейным психологом. Иногда требуется проводить полноценное расследование, выясняя, как ведут себя воспитатели, нянечки, учителя и дети, но это необходимая мера для выявления источника повреждения.
"В школе было плохо. Одноклассники часто зажимали меня в раздевалке и били, налетая то по очереди, то целой толпой. Я часто приходила домой в синяках, со ссадинами и красными глазами. Почему-то мои родители не обращали на это внимания. Возможно, им самим было страшно, а может, им было просто наплевать. В пятом классе я гуляла с бабушкой по набережной и мне сильно надуло уши, после этого я целых два месяца лечилась дома. И была в безопасности. Я поняла, что быть здоровой означает снова встречаться с теми, кто издевался надо мной. Сначала выдумывала разные причины, потом подолгу сидела на балконе, пытаясь простыть, а потом начала пить взрослые таблетки. Это продолжалось долго, пока однажды я не взяла какую-то плохую таблетку и чуть не отправилась на тот свет. Очнулась уже в больнице. Только после этого мои родители перевели меня в другую школу. Но я до сих пор уверена, что оно того стоило".
Мы не можем оставлять детей наедине с чудовищами... Необходимо заложить в ребенка уверенность, что он находится под защитой. Ведь ребенок, оставленный без защиты, будет всю жизнь чувствовать себя маленьким и беззащитным. И весь его характер, все линии поведения перестроятся таким образом, чтобы защититься от невидимой угрозы.
Частые ОРЗ — это лишь первый сигнал о том, что тело ребенка проживает стресс. Одна из задач родителя — научить его справляться с этим стрессом, начать управлять эмоциями и всеми силами укреплять его внутреннюю опору вместе с поддержанием крепкой здоровой обстановки внутри самой семьи.