Часами сидите над уроками с ребенком? Почему это не помогает

Как эффективно делать уроки, используя разные режимы работы мозга

Полезность: 4,7 из 5 Интересность: 4,7 из 5 (6 оценок)

Из своего школьного детства современные родители вынесли правило: сделал дело — гуляй смело. То есть сидишь за уроками, пока не закончишь, и только потом можешь отдыхать. Но с сегодняшними детьми такой номер не проходит — они так и норовят отвлечься, в результате выполнение домашних заданий растягивается на много часов. Как быть? Узаконить рассеянность!

Отвлекаться — плохо?

Учитель в школе или родители когда-нибудь говорили вам: не отвлекайся? Или сосредоточься? Да вы и сами себе наверняка так говорили! А всё потому, что вокруг столько соблазнов: события за окном порой куда увлекательнее, чем то, чем вы заняты. И вы ни в какую не можете выбросить из головы футбол, друзей, обед или ещё что-нибудь столь же интересное.

Короче, отвлекаться — плохо. Так? Не факт. Давайте проверим.

Посмотрите на шахматный поединок на фото ниже. Обратите внимание на парня слева и его соперника справа. Кажется, мальчик ведёт себя невежливо. Обычный тринадцатилетний подросток: ни концентрации, ни уважения (слышали когда-нибудь от взрослых нечто подобное?).

Тринадцатилетний Магнус Карлсен (слева) и легендарный чемпион мира Гарри Каспаров


Тринадцатилетний Магнус Карлсен (слева) и легендарный чемпион мира Гарри Каспаров во время турнира по быстрым шахматам в Рейкьявике, 2004 год. Исход партии, казалось, предрешён заранее, однако Каспарова ожидал большой сюрприз. Перед началом партии Магнус бродил по залу, наблюдая за происходящим на соседних досках. Словом, Гарри Каспаров — один из величайших шахматистов в истории, Магнус — абсолютно не сосредоточенный юнец. Что же, значит, у него нет шансов на победу, так?



Удивительно, но Каспаров сыграл эту партию вничью. Лучший шахматист мира не смог победить, казалось бы, безнадёжно рассеянного тринадцатилетнего парня.

Вот это да! Иногда нужно отвлечься, чтобы мыслить чётче. Изучая что-то новое или пытаясь разрешить какую-нибудь задачу, порой (не всегда) весьма полезно рассеять внимание.

Спустя несколько минут после того, как был сделан этот снимок, Магнус вернулся к столу и снова сосредоточил внимание на доске. Он дал себе небольшую передышку, чтобы лучше сконцентрироваться в дальнейшем.

Итак, иногда следует быть более рассеянным, чтобы лучше усвоить изучаемый материал. Вы спросите: как так? А все потому, что вы умеете думать двумя способами.

Два состояния мозга

Это выяснила нейробиология — наука о мозге. При помощи новейших достижений техники нейробиологи умеют заглядывать внутрь мозгов, чтобы понять, как они работают.

нейробиология — наука о мозге
Слева вы видите специалистов, сканирующих мозг. Человека кладут на специальную кушетку, которую задвигают внутрь сканера. Сканер делает фотографию — и получается снимок мозга, как вы можете видеть на картинке справа.

Нейробиологи выяснили, что наш мозг функционирует двумя разными способами. Мы назовём их сфокусированным и рассеянным состоянием. И оба эти состояния играют важную роль в процессе обучения.

Находиться в сфокусированном состоянии — значит быть сосредоточенным и внимательным. Например, вы пытаетесь решить задачку по математике. Или, может, стараетесь вникнуть в объяснения учителя у доски. Ещё вы фокусируетесь, играя в компьютерные игры, складывая пазлы или заучивая новые слова на иностранном языке.

Сфокусированное состояние активизирует определённые участки мозга. Какие именно — зависит от того, чем конкретно вы заняты. Скажем, решая пример на умножение и разговаривая, вы используете разные участки мозга.

Если это сфокусированное состояние, то что же такое рассеянное состояние? В этом случае ваш мозг расслаблен и ничем не занят. Вы не думаете ни о чём конкретном. Вы находитесь в рассеянном состоянии, если витаете в облаках или рисуете каракули. Если учитель настаивает, чтобы вы сосредоточились, вы, скорее всего, поймали волну рассеянного состояния.

Находясь в рассеянном состоянии, вы без напряжения активизируете участки мозга, которые обычно неактивны в сфокусированном состоянии. Рассеянное состояние позволяет вам объединить ваши идеи в образы, в результате чего мозг фонтанирует идеями.

Лучше понять специфику сфокусированного и рассеянного состояния поможет автомат для пинбола. Игра очень простая: вы тянете за рычаг, отпускаете, и он запускает мячик в поле.

Два состояния мозга

Вы набираете баллы по мере того, как мячик скачет между резиновыми буферами. С помощью лапок-флипперов в нижней части игрового стола вы стараетесь удержать мячик на игровом поле как можно дольше.

Так вот, игровое поле автомата — это наш мозг. В зависимости от типа стола, буферы могут располагаться как дальше, так и ближе друг к другу. Если буферы близко — значит, мы сфокусированы, если далеко — рассеяны. Мячик быстро скачет в небольшой зоне, прежде чем упасть.

Представьте, что ваша мысль — шарик для пинбола, который, проделывая свой путь, оставляет за собой видимый след. Так происходит со сфокусированным состоянием — в мозге образуются именно такие "следы", когда вы сконцентрированы. Следы появляются, если вы узнаете что-то впервые и начинаете в этом практиковаться. К примеру, вы уже знаете правило умножения. Если я попрошу вас перемножить несколько чисел, ваши мысли пройдут по уже проторённой дорожке. Чтобы понять, что же я имею в виду, посмотрите на картинки ниже.

Перед вами две пинбол-версии вашего мозга
Перед вами две пинбол-версии вашего мозга: слева — сфокусированная, справа — рассеянная. Видите, как тесно расположены резиновые буферы слева? Это сигнал сфокусированности. Мячику остаётся лишь узкая дорожка; далеко вашим мыслям уйти не удастся! Мячик перемещается по заранее заданному запутанному пути, так как вы уже обдумывали эту мысль. Справа же — пинбол-версия мозга в рассеянном состоянии. Обратите внимание, как далеко друг от друга могут блуждать ваши мысли!

Рассеянное состояние выглядит иначе. В этом случае буферы расположены намного дальше друг от друга, а мысленный шарик катается по столу гораздо дольше, меньше "спотыкаясь" о буферы.

Наш мозг работает как оба эти пинбол-автомата. Если от деталей мы хотим перейти к более масштабному вопросу, то нам придётся переключить режим из сфокусированного в рассеянный. То есть нам потребуются два разных поля с буферами (но обратите внимание, что мозг не может находиться сразу в двух состояниях, ведь зомби не сможет играть на двух автоматах одновременно!).

Как переключиться на рассеянный режим?

Раз так важно уметь переключаться с одного режима на другой, то как это сделать?

Если мы хотим на чём-либо сосредоточиться, то это легко. Как только мы обращаем внимание на предмет, сфокусированное состояние активно.

Рассеянное состояние — это когда вы не думаете ни о чём в деталях. Чтобы поймать такое состояние, требуется перестать концентрироваться на чём-либо конкретном, выкинув из головы важные проблемы. Для этой цели отлично подходит прогулка, или можно прокатиться на автобусе и смотреть в окно, или принять душ, или поспать (множество известных людей рассказывали, что лучшие идеи им пришли как раз во сне).

Также переключение внимания на что-то другое поможет вам на некоторое время перейти в рассеянное состояние относительно чего-то, на чём вы были сосредоточены.

Устремив всё внимание на обнимашки с любимым псом, вы вряд ли будете продумывать решение той задачи по математике. Следя за чужой шахматной партией, мы отвлекаемся от своей собственной. Именно поэтому, застряв с задачей по математике, подчас стоит переключиться, скажем, на географию, а затем, вернувшись к задаче, обнаружить, что она решается довольно просто. Но лучший способ дать вашему мозгу возможность в рассеянном состоянии решить сложную проблему — поспать, сделать зарядку или прокатиться на велике.

Если вы застряли

Застрять при решении какой-нибудь математической задачи можно двумя способами. Так же можно забуксовать, когда вы изучаете что-то новое, например, аккорды на гитаре или новый футбольный финт.

Во-первых, вы можете застрять, если изначально чего-то не поняли. К сожалению, здесь рассеянное состояние вам особо не поможет. Вы не "загрузили" информацию в сфокусированное состояние мозга. Самое верное решение — вернуться назад и ещё раз просмотреть примеры и изучить объяснения в учебнике. Или обратиться к учителю с просьбой объяснить ещё раз. Также можно найти ролики на соответствующую тему на YouTube (но не отвлекайтесь на другие видео!).

Во-вторых, можно застрять, даже если вы внимательно изучили материал. Но как только вы приступаете к практике, будь то аккорды или финт, вы всё равно чувствуете себя неуверенно. И конечно, всё больше расстраиваетесь. Да что ж такое, никак не удаётся!

А не удаётся оно потому, что вы не даёте рассеянному состоянию прийти вам на помощь! Мозг просто не может находиться в рассеянном состоянии, пока вы не переключите внимание с того, на чём сосредоточены. Просто абстрагируйтесь от ситуации на какое-то время. Это даст мозгу возможность настроиться на рассеянное состояние.

Ну или хотя бы переключите фокус внимания. Например, если вы решаете алгебру, займитесь географией. Но не забывайте, что мозгу время от времени нужна передышка.

Если вы знаете, что с этой задачей у вас точно будут проблемы, начните именно с неё. Так, зная, что вы можете застрять, в течение вечера можно периодически возвращаться к этой проблемной задаче. Вам ведь вряд ли захочется разбираться с самым сложным предметом под конец, когда вы уже устали и времени на рассеянное обучение не осталось.

Находясь в рассеянном состоянии, мозг продолжает тихонечко работать над решением проблемы, и вы, как правило, об этом даже не знаете. Мысленный мячик скачет по рассеянному столу и вполне может натолкнуться на идеи, необходимые для решения.

Раз необходимо делать перерывы, то стоит определить, на сколько. Это зависит от количества информации, которую нужно переварить. Зачастую хватает пяти-десяти минут. Старайтесь не затягивать. Вы ведь хотите поскорее всё закончить, чтобы потратить остаток вечера на что-нибудь ещё, верно?

Сделав всего одну попытку (возможно, неудачную) перехода от одного состояния к другому, не стоит сразу думать, что этот метод вам не подходит. Иногда требуется несколько попыток, чтобы понять, что всё работает. Нужно достаточно сильно сконцентрироваться на проблеме и только потом — сделать перерыв.

Активируйте рассеянный режим следующими способами:

  • Поиграйте в футбол, баскетбол или ещё во что-нибудь
  • Побегайте, погуляйте, поплавайте
  • Потанцуйте
  • Покатайтесь на машине или на автобусе
  • Покатайтесь на велике
  • Порисуйте
  • Примите душ или ванну
  • Послушайте музыку, особенно мелодии без слов
  • Поиграйте на музыкальных инструментах
  • Помедитируйте или помолитесь
  • Поспите (100% рассеянный режим!)

Лучше всего использовать активаторы рассеянности в качестве вознаграждений после усердной концентрации. Следующие действия помогут вам перейти вскоре в более сфокусированное состояние. Советуем вам установить таймер, в противном случае вы рискуете сфокусироваться на самих действиях и потерять много времени.

  • Поиграйте в компьютерную игру
  • Поболтайте с друзьями
  • Помогите кому-нибудь выполнить простое задание
  • Почитайте книгу
  • Попереписывайтесь с друзьями
  • Посмотрите кино (если время позволяет!)
  • Посмотрите телик
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Часами сидите над уроками с ребенком? Почему это не помогает"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

16.10.2019
Обновлено 26.08.2024
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Домашние задания в 1 классе: как сохранить нервы
Домашние задания в 1 классе: как сохранить нервы
Если ребенок не хочет делать уроки или пасует перед трудностями
Как делать уроки без скандала и истерики
Как делать уроки без скандала и истерики
Домашние задания: не сидите с ребенком и не реагируйте на нытье
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!