Наша Дина
Вспоминая своё детство, прежде всего вспоминаю о нашем домашнем зоопарке — у нас жили молчаливые рыбки в аквариуме, шуршали бумагой хомячки, по утрам будили заливистыми трелями волнистые попугайчики, а еще ютился выпавший из гнезда воробей. Но и этого нам, детям, казалось мало, и мы всегда просили у родителей собаку. Трезво мыслящие родители прекрасно понимали, что "еще и собаку" не потянут и стойко держались. Один ребенок может довести родителя до кипения своими "хочу-купи!!", а уж против двоих (это мы с братом) плюс сердобольная бабушка — не попрешь. Родители сломались и пошли на компромисс — собаку так и не позволили, зато разрешили взять в дом котенка.
Так бабуля и я отправились за малышом… в булочную. В булочную потому, что там недавно окотилась ничейная кошка, и у неё семеро котяток один прелестнее другого. Выбранный нами комочек оказался при ближайшем рассмотрении женского рода. Но был он настолько мил, что менять его не стали — значит, будет не кот, а кошечка.
С этого дня маленький пушистик занял все пространство дома и львиную долю нашего внимания. Пол был залит маленькими лужицами, диваны покрыты ровным слоем шерсти, сами собой оборвались обои в коридоре, а от тапочек домочадцев предательски пахло невкусным. Мы все это пережили. Кошечка оказалась очень неглупая, через месяц привыкла к туалету и к специальному месту для заточки когтей, выбрала свое место для сна и для игр. В доме воцарились мир и покой, и зажили мы дальше своим большим и дружным зоопарком.
Немало способствовала порядку и миру в семье наша новая питомица: оказалось, что она совершенно не выносит крика. Как только кто-то начинал выяснять отношения громче допустимого, где бы ни была наша кошка, она неслась со всех ног к кричащему, забиралась на него и закрывала лапами рот. Как вы думаете, можно после этого продолжать злиться и топать ногами?! Она по-своему наводила порядок. Попробуйте оставить вещь не на своем месте — больше вы её не увидите, по крайней мере, такой, какой она была до встречи с живой "мышеловкой".Кошки чувствуют чужую боль, и если у кого-то в доме проблемы со здоровьем, они ложатся на больное место и долго-долго лежат. Так делала и наша киса. Чудо — но боль, как правило, отступала...
Наша Дина! Её нельзя было не любить — она забавно поглощала жареные семечки из общей миски, она пила на даче воду исключительно из десятилитрового ведра, и гоняла соседского добермана так, что он в страхе удирал с визгами: "Спасите, кто может!"
Шли годы, мы взрослели, а наши любимцы старели и уходили от нас один за другим, каждый раз унося частичку сердца и оставляя омуты тоски в детской душе. Настал момент, когда из всех наших зверят осталась только она — Дина. Кошки живут долго, даже слишком долго… Она уже не кошка, она член семьи. Вы знаете её характер, привычки, чувствуете настроения. И вас она видит насквозь с вашими болячками, душевными ранами, радостями и печалями. Она прожила в доме 15 лет. Представьте себе, что жили вы под одной крышей с кем-то 15 лет, а потом его потеряли…
В конце жизни у неё отнимались ноги. Ноги! Задние лапы, конечно! Она не могла ходить, ничего не ела и даже воду пила с трудом. Если у кошек бывает рак, то это он и был. Опухоль в животе, огромный плотный ком. Смотреть на чужие страдания без надежды на спасение невыносимо жутко. Она медленно и мучительно угасала. Решение прекратить этот ад далось непросто, но все-таки, пересилив себя, мы вызвали ветеринара. Я держалась до последнего, чтобы не разреветься, убеждала себя, что так будет лучше… Но когда раздался звонок, слезы сами собой полились ручьем.
Через несколько минут её не стало… Мы с мамой рыдали на весь большой опустевший дом, но никто не пришел, чтобы закрыть лапами рот или лечь на наши колени.
В тот день я решила, что с меня достаточно общения с животными. Больше я их не заведу. Никогда!
Но жизнь рассудила иначе и расставила всё по местам…
Порося заморская
Пришло время обзаводиться собственной семьей. В доме моего (тогда еще будущего) мужа меня ждал сюрприз. Встречать нас выбежала… свинья! Благо, что морская! Она носилась по дому в “свободном полете”, а в клетку заходила только для того, чтобы поесть и поспать. Для тех, кто не имел дела с этими животными, скажу, что сюрприз был не из приятных — морскую свинку невозможно приучить к туалету, а потому запах в доме стоял — хоть топор вешай. Права качать было бессмысленно. Кто я? Гостья. Просто знакомая. А кто она? Полноправная хозяйка дома, прожившая в этом самом доме уже пару лет. Так что пока я решила помолчать.
И правильно — проблема решилась сама собой. Лариса (так звали свинью) в очередной раз перегрызла в доме "свежекупленные" провода. Мой будущий муж остался без компьютера, и терпение его, наконец, лопнуло. Мы поехали на птичий рынок и купили самую большую из всех мыслимых клетку, в которую мы и переселили провинившегося питомца. Почему самую большую? Муж боялся ущемить права любимого зверенка. Зато самому ему пришлось потесниться. Жилье у нас не из больших. И когда мы уже жили в браке, гости, приходившие к нам, считали своим долгом заметить, что у Ларисы жилищные условия гораздо лучше, чем у её хозяев.
Итак, мы расписались под марш Мендельсона, после чего я переехала к мужу, получив к нему в довесок новый источник забот — морскую свинью. Первым делом я затеяла генеральную уборку — выгребла из под шкафов горы мышиного помета и выбросила с балкона злосчастный "расписанный" ковер. После нескольких моек полов, проветриваний и применения устранителей запаха, в доме стало легче дышать. А вот "мышь" затаила на меня обиду — ведь с моим появлением кончилась её вольная жизнь. В руки не давалась, кусалась и убегала в свою конуру. Но так как забота о ней свалилась на меня, как на человека неработающего, пришлось свинке смириться с моим присутствием — а куда денешься? В моей власти оказались холодильник и все его содержимое. Свиновод я совсем неопытный. И как кормить морских свиней представляла только приблизительно, а проверяла опытным путем. Встаю утром — визжит. Даю ей что-нибудь вкусненькое, собираюсь завтракать, открываю холодильник — опять визжит, думаю, что "мало дала", достаю еще что-нибудь вкусненькое. И так почти весь день. За месяц она разъелась до невероятных размеров, шерсть заблестела, так что слепила глаза. Как итог — она подобрела, перестала кусаться и позволила мне брать себя на руки.
Я, наконец, закончила институт, пришла пора подумать об увеличении семьи. После недолгих трудов пришло к нам счастье лицезреть "две заветные полоски". Мы беременны.
С сумасшедшей скоростью летит время, и вот малыш отчетливо шевелится внутри. Удивительно, как по-разному относится он к чужим прикосновениям, затихает или буйствует, скребется или больно пинается от маминых навязчивых бесконечных потискиваний, от папиной твердой руки, от осторожных бабушкиных поглаживаний, от задорных похлопываний маминых подруг. Но так завораживает только она — Лариса. Я доставала её из клетки и ставила на свой округлившийся живот — и тут начиналось представление. Малышок затихал на несколько секунд, потом начинались осторожные поглаживания изнутри, они переходили в легкое прощупывание, потом из-за отсутствия реакции со стороны "неопознанного объекта" малёк впадал в буйство — начинал колотить меня и её всё сильней и сильней. Он так жаждал общения! А Лариса… Она вообще-то не привыкла, чтоб её кто-то так бесцеремонно толкал в пузо, она старалась сбежать, что ей, как правило, удавалось с легкостью. Малыша это раззадоривало ещё сильней — он стучал и стучал, пока мама не клала свою руку на живот, и не начинала по разбушевавшемуся животику похлопывать. Только тогда обиженный свинюхой ребенок успокаивался и затихал.
И всё же, несмотря на Ларискино равнодушие, малыш её любил и заступался за неё по мере своих сил. Был у нас в доме такой случай. Беременные женщины очень сентиментальны. Я не исключение. Захотелось праздника. Достала я под вечер все свои подсвечники, расставила их по дому, а один, стеклянное сердечко, водрузила на Ларисину клетку — пусть тоже празднует. Я, даром, что физмат закончила, физик хреновый, — не подумала, что стекло нагреется, и нагреется прут под ним, и стекло лопнет, а свеча сквозь прутья полетит вниз. Я не подумала, но это произошло. Моментально вспыхнули газеты и сухая солома. Я в ужасе остолбенела. Счастье, что муж был начеку, он в считанные секунды подлетел и вытащил Лариску из клетки, сунул мне, а потом затушил пожар. Всё закончилось благополучно. Никто не пострадал. Но мне было очень стыдно за свою легкомысленность. И малыш — моя совесть, меня ни щадил. Он как никогда больно колотил меня руками и ногами остаток вечера и весь следующий день. Но зверь и такие проявления заботы о нем игнорировал…
Сейчас мой сын довольно самостоятельный молодой человек полутора лет от роду. Только вот одна беда. Затаил он "внутриутробную обиду" на Лариску и её нежелание дружить. При любом удобном случае подходит к клетке и стучит по крыше: "Выходи, подлый трус, на честный бой!" А когда ухитряется пробраться поближе, пытается ударить беднягу по мордашке или, того хуже, пнуть ногой. Пока ему не удавалась ни разу завершить свои замахи — родители начеку. Каждый раз я показываю ему, как можно и как нужно относиться к домашнему животному. Как можно погладить и почесать за ушками, как насыпать корм. Надеюсь, скоро мой педагогический опыт и природное упрямство победят сынулькину агрессию. И двое свинюшат, наконец, найдут общий язык. И снова будут в нашем доме царить мир и покой…
Быть или не быть…
Да… "Летят года, как нигде и никогда…" Вот я и сама мама. И сын скоро подрастет и заведет извечную пластинку: "Купи собачку-у-у-у!" А может и правда купить… попугая, кошку, кролика. Да! Это труд и источник проблем для родителей. Убирать, кормить, ночами не спать, когда болеют, искать место жительства на время отъезда, да еще и малыша убеждать, уговаривать принимать участие в заботах о питомце. А уговаривать придется непременно, как только пройдет восторг первых дней. Объяснять ему, что это не игрушка, которую, если надоела — забросил в ящик и забыл. Это чужая жизнь в твоих руках.
Да, тяжелый труд. Но и огромный дар! Это домашний лекарь и безопасный антидепрессант. Это заливистый детский смех и море тепла. Да! Вот так! Неизмеримое горе и неописуемая радость в одном пушистом /пернатом /гладком комочке жизни.
Решаюсь! Животным быть! Пусть растут рядом с детьми. А дети рядом с ними пусть учатся ответственности и заботе, доброте и чуткости. Учатся прощать и прощаться, находить и терять… Пусть учатся любить!
Какое это счастье — живя бок о бок с животными, становиться Людьми…