Где отдохнуть в новогодние праздники, на школьные каникулы или просто в длинные выходные? Так, чтобы европейский сервис, чистая природа вокруг, а виза не нужна? Зимой отдых на Рыбинском водохранилище будет комфортным и богатым на впечатления так же, как летом или в межсезонье — благодаря комплексному освоению берегов Волги.
Все чаще жителям больших городов для отдыха требуется сменить не только бытовую обстановку, но и экологическую. Уехать, пусть на несколько дней, туда, где белый снег зимой и чистый песок у берега летом, где незамусоренный лес и совсем другой воздух, а взгляд не натыкается на коробки домов.
Для этого не обязательно отправляться далеко, но преодолеть две-три сотни километров — придется. Например, на север от Москвы, где вдоль Волги стоят старинные русские города — Калязин, Углич, Мышкин, Рыбинск. Там, где река разливается в Рыбинское море, на 11 км берега и прилегающих землях развивается проект "Ярославское взморье" — сохраняя экологию, создает условия для самого разнообразного отдыха гостям, а местным жителям — для жизни.
Даже на карте видно, как много здесь лесов и мало жилья, и пейзаж за окном машины это подтверждает. Похожие впечатления — у пассажиров круизных теплоходов: сосны по берегам сменяют дальние дали и редкие деревни. Дороги в эти места, тем не менее, есть, хотя и очень разные: хорошие в Московской области, сносные в Ярославской и неважные в Тверской.
Когда почувствуете под колесами качественный асфальт, значит, вы на месте. Зимой можно поселиться в одном из коттеджей или номеров парк-отеля "Бухта Коприно", летом вариантов больше — пришвартоваться в яхт-клубе "Коприно", прогуляться по окрестностям во время "зеленой стоянки" круизного теплохода или, оставив машину на парковке, провести день на оборудованном пляже.
Жить среди сосен и есть органическую еду
Начав осваивать берег Волги со строительства спа-отеля, в "Ярославском взморье" не прогадали — ничего подобного нет на десятки километров вокруг, и каждые выходные, не говоря о праздниках и каникулах, все 42 коттеджа и 17 гостиничных номеров заполнены. Причем угодили здесь и романтикам, и прагматикам, и "зеленым".
Это так романтично — жить в лесу, в коттедже с панорамными окнами, или просыпаться под плеск волн в каюте на дебаркадере. Провожать закаты над Волгой и нежиться в джакузи под звездным небом. Это очень комфортно — в любое удобное время поплавать в бассейне, сходить в хамам, сауну или тренажерный зал, приготовить что-то в прекрасно оборудованной кухне, или на собственном мангале, или оценить мастерство поваров ресторана.
Кстати, готовят здесь из органических продуктов под маркой "Углече поле". Вот это удивительно мягкое и ароматное мясо, что было на обед — наверняка от бычков породы ангус, которые находятся на свободном выпасе. А грибы в супе и ягоды в джеме — и вовсе собраны чуть ли не на территории отеля.
Ценителям нетронутой природы также приятно будет узнать, что белый песок на пляже — местный, его просто переместили сюда, когда углубляли пространство под дебаркадером. А то, что деревья при строительстве коттеджей не пострадали, видно и без объяснений — часто взрослые березы и сосны растут прямо у порога. И каждый год молодожены — за лето здесь играют не менее десятка свадеб — сажают молодые именные сосенки, а становясь завсегдатаями отеля, видят, как те растут.
Тот, кто привык отдыхать по-русски, оценит недавно построенный банный комплекс: из парной рубленой избушки можно выскочить по снегу прямо в котел с молодильной водой. Дань европейскому, более уединенному стилю отдыха — новые 2-4-местные одноэтажные коттеджи, которые примут гостей уже следующим летом.
А самый большой подарок поклонникам активного отдыха, — заповедный лес, открывшийся в этом году.
Пням после очистки леса нашли отличное применение
Заповедный лес и активный отдых
Бывает: отдыхаешь в загородном отеле, хочешь взять напрокат велосипед или лыжи, да только покататься негде — по территории, а дальше забор. За ним — или дачные участки, или коттеджные поселки. И глаз не радует, и небезопасно, и лыжни нет.
Вокруг отеля "Бухта Коприно" только лес — настоящий, местами дремучий, с системой ручьев и болот, с сотнями видов мхов, лишайников и растений, которые теперь исследуют ученики ближайшей школы в деревне Глебово. Из леса вывезли 100 КамАЗов мусора (место было популярным у неорганизованных туристов), проложили дорожки, сделали освещение.
И закрыли его для въезда автотранспорта. На велосипедах, самокатах, роликах, сигвеях, гироскутерах и моноколесах (все это богатство можно взять в пункте проката) — милости просим. Зимой здесь прокладывают лыжню, а на территории отеля заливают каток. Коньки и лыжи тоже есть в прокате.
Для тех, кто не готов мчаться среди заснеженных сосен на своих двоих, кому подавай всплеск адреналина — снегоходы Yamaha, и в любое время года — квадроциклы и багги. Для них — свои трассы, с оптимальным соотношением дорог и бездорожья. Осталось только достроить велодорожки, которые свяжут все объекты "Ярославского взморья", — и получится не хуже, чем в Юрмале (кстати, там протяженность песчаного берега тоже 11 км) или на озерах Финляндии. И виза не нужна.
Тыгыдымский конь и его семья — игрушки-сувениры на память
Где бьет копытом тыгыдымский конь
После того как найдете следы лося и зайца на снегу заповедного леса, можно отправиться в гости к другим животным — домашним. Одна из экскурсионных программ в этнографической деревне Тыгыдым как раз учит городских детей общаться с курами, козами, гусями и гордостью хозяев — тыгыдымским конем Пашкой. Все питомцы с удовольствием обнимаются с гостями и селфятся за корм. Но хоть проект и обязан своим рождением красавцу-коню, миссия его гораздо серьезнее: вести этнографические изыскания и знакомить гостей с жизнью ярославской деревни XIX века.
Вы знаете, где в избе расположен бабий кут? А сколько весит русская печь — хлебная и обычная? Умеете готовить щелок из золы и мыло из щелока? Наверняка слышали про черную соль — а представляете себе, как ее получают? И что значит "перепекать младенца"? Олеся и Александр собирают по деревням рассказы о бытовых обрядах, изучают этнографические источники — и во время экскурсии переносят своих гостей на сто с лишним лет назад.
Но волнует их и более близкая история, когда в 30-40-е годы ХХ века для строительства Угличского и Рыбинского водохранилищ было переселено около 150 тысяч человек, живших вдоль Волги и ее притоков — Мологи и Шексны. Были перевезены или скрылись под водой около тысячи деревень, частично города Калязин и Весьегонск и полностью — город Молога и поселок Аббакумово. Как сплавляли по реке плоты из разобранных домов, как обустраивались на новом месте, Олеся и Александр рассказывают в настоящем амбаре XIX века, перевезенном из Мологи, и восстановленном доме священника.
Откуда у Волги пустующие берега?
Вот и ответ на вопрос, почему на территории "Ярославского взморья", где без ущерба для экосистемы может жить до 20 тыс. человек, жителей пока в десятки раз меньше. И почему всего в четырех часах от Москвы — умиротворяющие виды, прекрасная экология и самые незаселенные земли вдоль самой крупной реки Европы.
Нам трудно себе это представить, но сто лет назад привычной обширной водной глади на Верхней Волге просто не было — разве что в половодье. От Углича до Твери пароходы ходили всего неделю-другую в начале лета, а местами великую русскую реку можно было перейти вброд. Мели, каменистые пороги и перекаты угрожали даже небольшим судам.
Чтобы наладить судоходство, снабдить растущую Москву водой и электроэнергией в 1932 году начали строить канал Москва-Волга, а в 1935-м — Угличскую и Рыбинскую ГЭС. В 1940-м наполнилось водой Угличское водохранилище — и ГЭС давала электричество Москве всю войну. Начиная с 1941-го постепенно заполнялось Рыбинское, превратившись в третье по величине озеро Европы после Ладоги и Онеги — только рукотворное. В местных музеях, расположенных по дороге на "Ярославское взморье", есть экспозиции о том, как это происходило, какие плюсы и минусы принесло с собой углубление и расширение Волги.
Рыбинское море
Музей гидроэнергетики. Расположен на территории Угличской ГЭС, единственный в мире. Весьма интерактивно рассказывает о строительстве и принципах работы электростанций в России и других странах: движущиеся макеты, фильмы и даже тренажеры, вырабатывающие электричество. В зале, посвященном Волголагу — Угличская и Рыбинская ГЭС строились силами заключенных, — на стене есть карта затопленных территорий. Видно, что вся жизнь с берегов Волги просто ушла.
Калязинский краеведческий музей (пл. Ногина, 1, в зимнее время работает по предварительным заявкам). Находится в Зареченской части города, в здании Богоявленской церкви. Экскурсоводы очень любят свой город и свой музей, рассказывают трепетно и со знанием дела. Почему Никольский собор в Калязине снесли, а его колокольню оставили посреди воды? Можно ли было избежать затопления? Как жил город до и после него? Маленький музей, который производит большое впечатление.
Музей Мологского края, филиал Рыбинского музея-заповедника, находится в часовне бывшего подворья Мологского Афанасьевского монастыря. Много фотографий, немного экспонатов, карта затопления и кадры кинохроники. Грустный и очень уютный музей. Кстати, в Рыбинске можно увидеть и те самые дома, перевезенные из Мологи.
И еще один музей обещает появиться прямо на территории "Ярославского взморья" — Музей Рыбинского моря. Открыть его собираются в срубе, когда-то бывшем мологской школой и недавно перенесенном из Рыбинска.
Благодаря проекту "Ярославское взморье" волжские берега оживают. Только за последний год здесь начали строить взлетно-посадочную полосу для малой авиации (с подогревом) и гольф-поле, неподалеку от отеля "Бухта Коприно" уже работает стрелковый клуб олимпийского уровня. В планах — кемпинг и экстрим-парк. Круизные теплоходы меняют свои программы, чтобы пришвартоваться для "зеленой стоянки" у вновь построенного причала, а яхты и малые речные суда заходят в новенькую марину "Коприно" для отдыха и на заправку.
Есть и те, кто "бросает якорь" надолго: сначала услышали о Коприно от родных, которые побывали здесь с круизом, потом приехали пожить в отеле — и решили купить землю. И вы приезжайте.