Неприветливый Тарханкут
Видно, Тарханкут в этот раз был нам не очень рад. Всего один день стоянки выдался по-настоящему теплым и спокойным. Все остальные дни развлекали постоянной сменой погоды от ослепительной жары до прохладного порывистого ветра, от безоблачного неба до черных грозовых туч, от моря теплого и ласкового до холодного, мутного, штормящего... Странное все-таки в этом году лето... Приехали на привычный берег днем, по пути пообедали в Евпатории, загрузились продуктами в супермаркете и прихватили овощей и фруктов на трассе в районе Вилино. Место под стоянку нашли быстро. И нам даже показалось, что это наше прошлогоднее место. Но уверенности не было. Слишком сильно здесь каждый год меняется очертание берега. Начали ставить палатку. Когда приехали друзья, выпили пивка за встречу, а потом уже не спеша разбили лагерь.
Начались обычные тарханкутские дни со степными рассветами и закатами, солнцем и ветром, запахами травы и моря, стрекотанием кузнечиков и шумом волн. И обычные тарханкутские ночи со звездным небом. Насекомых в этом году на удивление мало, зато в траве недалеко от лагеря была замечена гадюка. В прошлом году мы нашли на берегу сухую змеиную шкурку, а теперь вот повстречали и ее возможную хозяйку. И вновь вынужденная необходимость закрывать палатки и тщательно вытряхивать кроссовки, прежде чем их обуть. От всех этих сколопендр и каракуртов будет отдых только в Веселом. А пока приходится соблюдать осторожность.Цены на мясо на рынке в Черноморском зашкаливают выше всяких разумных пределов, но трудно отказать себе в удовольствии пожарить шашлык у моря. Ведь здесь приятен каждый этап приготовления! Сначала режешь мясо крупными кусками, затем лук кольцами, солишь все это великолепие, добавляешь ароматные специи, от одного только запаха которых разгорается аппетит. Солнце начинает катиться к закату, ветер почти стихает, плеск волн становится тише. Вот уже и костер потрескивает, и мясо нанизано на шампура... Но! Снова кто-то обидел сегодня погоду. И ей наплевать, что у нас запланирован шашлык. Тучи, прятавшиеся где-то поблизости и ждавшие своего часа, неожиданно ринулись в атаку, заполонив все пространство неба и над морем, и над степью, и над нашим скромным лагерем. Первые капли дождя срываются и падают на раскаленные угли костра. И нужно срочно спасать положение, потому что есть шанс остаться сегодня без ужина. Шашлык дожаривается под зонтиком, что приводит детей в восторг. И тонкий запах жареного мяса плывет над морем, дразня чаек и дельфинов. А потом мы сидим под навесом, ужинаем, а вокруг разыгрывается небывалое представление. Тяжелые ранние сумерки накрывают степь, молнии разлитым заревом вспыхивают над морем по всему горизонту. Хорошо, что гроза далеко от нас, где-то там, в море и в далеком городке Мирном. Тонкие, быстрые молнии облюбовали для себя мишени и бьют в них с упрямым постоянством. Это красиво и страшно так, что дух захватывает: полная темнота, ни луны, ни звезд, черное небо, черное море, огоньки Мирного и светящиеся прожилки, тянущиеся от неба до земли...
А на следующий день снова ветер и шторм, и холодное море. Спасает поездка на озеро Донузлав. Здесь полный штиль и теплая прозрачная вода. Вроде и вода соленая, а морем ну никак не назовешь. Люблю это место. Детвора купается, собирает ракушки, ловит рачков-отшельников и морских коньков, а затем отпускает их обратно в воду. Часовой заплыв с маской — и целая сетка рапанов на ужин. А пройти сто метров через косу — и попадаешь на дикий морской берег. В этот раз здесь есть обитатели — то тут, то там виднеются одинокие палатки.
Ждать у моря погоды — занятие неблагодарное. Можно не дождаться ничего хорошего. Вот так и мы все ждали и ждали, а море все штормило и штормило, и просто не оставалось никаких шансов увидеть его здесь прозрачным, теплым и ласковым. Детвора начала скучать. Что ж, значит, пришло время сворачиваться и ехать дальше, через весь Крым с запада на восток в поисках лучшей жизни. С утра светит приветливое солнышко, и даже ветер почти стих. Кажется, что Тарханкут вдруг одумался и просит заискивающе: "А, может, останетесь?" Но обида на него у нас глубока: "Мы ж тебя любили, мы к тебе ехали, мы всем рассказывали, какой ты замечательный, мы мусор на пляже убирали, мы тебя фотографировали и фильм о тебе снимали, а ты... Нет, дорогой, раньше нужно было думать!" Остается только сделать последние милые фотографии в лучах утреннего солнца, упаковать вещи, да и отчалить. Пока, Тарханкут! Подумай о своем поведении! Время лечит обиды, так что мы обязательно еще свидимся!
В Кутлакской бухте
И снова привычные и такие родные очертания Караул-Оба, и серый песок шуршит под ногами, и море катит свои волны слева направо, со стереоэффектом, как будто ездят по пляжу невидимые машины. И ощущение, что вернулся домой после длительной командировки. В Веселом ничего не изменилось. Только денег за стоянку берут все больше и больше, а душ, по-прежнему, все не строят и не строят. Ну да ладно, не в дУше счастье. Ближний участок пляжа довольно плотно занят палатками, есть всего одно местечко, да и то не совсем удачное. Одна палатка краешком все-таки задевает водосток. Место здесь своенравное. И если старожилы не помнят случая, когда волны добирались до палаток, зато сколько угодно рассказов о том, как сошедший сель смывал стоянки беспечных туристов и даже машины. Приходится ставить палатку почти вплотную к соседям, ребятам из Питера. Они не возражают, даже предлагают подвинуться. Как здесь хорошо! Даже несмотря на холодную воду. Что поделать, в этом году она такая везде. Но все-таки есть надежда, что оставшиеся 8 дней мы еще покупаемся вволю.
С водой и впрямь творилось что-то невообразимое. Просыпаешься утром, идешь к морю умыться и понимаешь, что в воду зайти невозможно. Вот невозможно — и все! Через час в ней уже вполне можно проплыть, а еще через час дети плещутся не вылезая, потому что стала она вдруг градусов 20-22, никак не меньше. Ну, как это называется? Чудеса, да и только! Погода была всякая, большей частью хорошая, позволившая и накупаться, и нагуляться. Правда, была и одна почти бессонная ночь, когда в Новом Свете бушевала гроза, а над нами висели черные тучи и сверкали молнии. Расслабиться и заснуть было сложно, потому что сильный дождь в Веселом, увы, штука довольно опасная. Потом на форуме я прочитала, что в тот день в Новом Свете была гроза, "какой не помнят старожилы". Все было: и проливной дождь, и сель, и местами разрушенная дорога. А нам, всего в нескольких километрах от Нового Света, достались лишь грозные раскаты грома, зарево от молний, десяток дождевых капель, да хорошая порция адреналина. Вообще, надо заметить, в этом году нам несказанно везло. Сколько раз видели со стороны потрясающие грозы, но нас они, к счастью, практически не коснулись. Только так, чуть-чуть шлейфом дождя и ветра зацепили да посверкали для острастки. Почти каждый вечер тучи наползали с новой силой, грозя испортить нам ужин, и мы всякий раз гадали, будет дождь или нет. Но тучи висели, смотрели, сердились, а потом вдруг исчезали в несколько минут, как будто их здесь и не было.
Немного устав от пляжной жизни, выбираемся к мысу Меганом покататься на лошадях. Потом завернули в Судак, чтобы дать возможность детворе немного погулять в "цивилизации" и позаглядывать на лотки с сувенирами. Немного побродив по центральным улицам и набережной, невероятно захотелось поскорее вернуться на наш замечательный пляж в Веселом. Было впечатление, что мы не на отдыхе, а уже вернулись домой. Жара, асфальт, машины, пыль, толпы народу, забитый пляж, мутное море... Нет, такой отдых уже не для нас. Ни за что не променяю свободу и радость от общения с природой на ваши блага цивилизации... Единственное приятное место — это парк у моря. Да еще одно полезное — рынок. Не морем единым сыт человек...
Детворе не сидится на месте, они рвутся в очередной поход. Ну что ж, нужно удовлетворить их порыв. Задумываем сходить пешком в Новый Свет и обратно через вершину Караул-Оба. Конечно, проще было бы обогнуть горы вдоль моря, а потом выйти на тропу Голицына. Но это слишком скучно. Поэтому поднимаемся вверх по крутой, сыпучей тропинке от детского лагеря, затем карабкаемся все выше и выше — и вот уже бухта как на ладони. И цикады стрекочут, и можжевельники пахнут, и солнышко прячется за облаками, давая возможность немного передохнуть от жары. К вершине решили не подниматься — малышня устала. Посмотрели на вершину и треногу репера снизу, идти-то оставалось совсем чуть-чуть. Но мы здесь уже когда-то были, да и цель путешествия совсем другая. Отдыхаем наверху, любуемся великолепной панорамой Кутлакской бухты и начинаем неспешный спуск в Новый Свет.
Я не была в Новом Свете с 2003 года. Я не была в лучшем месте на Земле уже целых 5 лет! Я даже забыла, до чего же здесь красиво, какие невероятные картинки открываются за каждым поворотом, за каждым изогнутым можжевельником, за каждой сосной. Я забыла, какой здесь неземной воздух. Я забыла, какого необыкновенного цвета здесь море. Я забыла, что здесь прямо под ногами в горах растут кактусы. Я забыла, каким счастьем наполняется здесь душа. И я так и не поняла до сих пор, отчего это происходит. Но именно здесь мне всегда было необыкновенно легко и радостно. С каким-то щемящим ностальгическим чувством я вспоминала нашу первую прогулку по тропе Голицына, первый поход на Караул-Оба и первый подъем на Сокол. Я так отчетливо помню совсем безлюдный Царский пляж и капли закатного солнца на носу дракона-Капчика. А еще вспоминалась шестилетняя Катя на кактусовой поляне и двухлетняя Машка, пьющая воду из родника св. Анастасии...
Луна встает у Меганома,
На море тишь...
Мне это все давно знакомо...
Ты тихо спишь.
Весь день с азартом покоряла
Огромный мир.
И плотный воздух покрывалом
Тебя укрыл.
Звенят, баюкая, цикады,
Костер горит.
И Сокол, черною громадой,
Твой сон хранит.
Волна у берега плеснула
И на бегу
Как крошка-доченька уснула
На берегу...
Боже мой, как давно, как недавно все это было... А вот теперь Маша уже уверенно шагает по сыпучей тропинке и любые горы ей нипочем. А Катя уж и вовсе выросла, уже совсем невеста...
Постепенно спуск приводит нас к мысу Капчик. Проходим по нему к сквозному гроту, заглядывая попутно на Царский пляж, где от наплыва людей загорать, похоже, приходится стоя. Сквозной грот закрыт железной решеткой на замок. Из-за обвалов. Вот так-так... Обидно, Маша уже размечталась посмотреть на летучих мышей. Но под решеткой есть небольшой подкоп, через который можно проникнуть в пещеру. Хотя задача эта не из легких. Немного посовещавшись, решаем все-таки не лишать детвору острых ощущений, и переправляем их внутрь вместе с Димой. Пять минут осмотра — и впечатлений на год вперед. Будет, что рассказать в школе. Потом купаемся в Разбойничьей бухте. Людей много, море замусоренное и мутное. И не купаться бы здесь, да очень уж жарко. И переход через горы утомил. Дальше по привычной тропинке идем к гроту Шаляпина. И здесь одна сплошная "попса": тарзанки, вышки для прыжков в воду, целый гардероб костюмов для фотосъемки. И люди, люди, люди... Одна группа сменяет другую в непрерывном круговороте. Смотреть на это больно, и ничего нельзя изменить, и открутить время назад невозможно. Но есть глубоко в памяти картинки совершенно необитаемого грота, и пустой тропы, и почти безлюдного моря. И если вернуться сюда ранней весной или поздней осенью, то все это еще может повториться...
Ходить по многолюдной новосветской набережной не хочется. Мы отправляемся вглубь поселка, в тихое, тенистое уличное кафе. Обедаем и отдыхаем, дети бегают по лоткам с сувенирами. Но долго рассиживаться нет времени. Впереди — обратная дорога. И снова легкие пути не для нас. Идем в обход "постов", поднимаясь к магазину, затем вдоль баз отдыха, через можжевеловую рощу к началу ущелья, ведущего на Царский пляж. Закатное солнце мягко освещает мыс Капчик и засохшее чудо-дерево, которое похоже на строгого, мудрого стража Нового Света. Ноги сами идут по знакомой и любимой горной тропинке. Преодолеваем каменные ступени и лестницу из корней, детвора охлаждается у расщелин-"холодильников" — и вот мы уже дома.
На море — сильный шторм. Море мутное и всклокоченное. Купаться страшно, можно только смотреть и восхищаться стихией. Небо в тучах, солнце местами просвечивает сквозь них, превращая облака над далеким Аю-Дагом в апельсиновые взбитые сливки. Невероятная красота! Воздух плотно набит мелкой морской пылью. И волей-неволей приходится принимать бесплатные процедуры — йодистые ингаляции. Поздний ужин в неспокойных сумерках и вновь просмотр очередной серии сериала "О море". Какая серия сегодня по счету-то? Девятнадцатая, если не ошибаюсь. Каберне разлито в кружки из нержавейки с надписью "Экспедиция", салат нарезан, ароматный плов дымится в котелке. Море шумит и подбирается волнами к самым ногам. И вся эта какофония из картинок, звуков и запахов отзывается в душе щемящим чувством восторга и горя оттого, что сериал, увы, подходит к концу. А следующий сезон, если повезет, удастся посмотреть только через год...
Вечера, наконец-то, становятся теплыми. Уже не хочется надевать куртку. И можно, помаявшись немного в палатке, и понимая, что все равно не уснуть, выбраться наружу и усесться на прохладные камни у самой воды и слушать, как шумят волны, и смотреть, как переливается белая лунная дорожка и полная луна затянута легкой дымкой облаков. А потом можно стянуть с себя одежду и осторожно войти в это удивительное, светящееся море и поплыть прямиком к горизонту, по лунному пути. Волны станут мягко обнимать тебя за плечи и ласково качать, и подбрасывать, и баюкать. Кожа будет серебриться и вспыхивать тысячами искр, как будто крошечные светлячки поднялись из морских глубин и окружили тебя со всех сторон. Сказка, лунная сказка, побудь со мною еще немного, я так не хочу уезжать... Но теперь на целый год она будет только на фотографиях. И ничего с этим нельзя поделать... Что ж, съемки третьего сезона окончены. Грустно. Всем спасибо, все свободны! И, может быть, будут новые актеры, и новые места съемок, и новый сюжет, но четвертый сезон просто обязан состояться! Потому что зрители жаждут новых впечатлений, новых приключений, новых спецэффектов. Потому что без этого сериала уже не представляют свою жизнь. Пролетит осень, пройдет зима, промчится весна, и софиты луны и солнца вновь осветят безлюдный пляж, и картинки опять оживут. Тихо! Идет съемка! Добро пожаловать на премьеру!