Намучавшись, рожая первого ребенка, женщина часто выбирает вторые роды с обезболиванием — и действительно бывает довольна тем, как они проходят. Но некоторым ближе другой путь — к появлению второго ребенка они пытаются больше узнать о родовом процессе, разобраться, почему возникает боль в родах и как ее облегчить. И оказывается, что вмешательства в роды, даже анестезия, — это не всегда благо.
Насколько больно вам было рожать: пройдите тест
Когда ты говоришь: "А вот у меня в родах была адская боль, и я не могла терпеть, поэтому мне нужна была эпидуральная анестезия", я начинаю задавать вопросы. Потому что то, как ты чувствуешь эту боль в родах, зависит от следующих пунктов:
- Что ты знаешь о той самой боли, для чего она нужна в родах и что она дает родовому процессу, какая ее функция?
- Позволяли ли тебе свободно двигаться в родах или пристегнули к КТГ и заставили лежать на спине, проживая схватки?
- Была ли возможность проводить схватки в ванной, ведь теплая вода очень обезболивает и расслабляет?
- Говорило ли окружение с тобой тихо и спокойно, не задавая вопросов, позволяя оставаться в измененном сознании?
- Был ли с тобой тот человек, кто заботился о тебе, говорил тебе: "Ты справляешься", "Ты молодец", "Все хорошо"?
- Чувствовала ли ты себя в безопасности, доверяла ли врачам и окружению, или пыталась все контролировать?
Если ты не смогла поставить плюсики напротив каждого пункта, то, скорее всего, тебе было действительно очень больно. Но больно не просто потому, что ты такая особенная и чувствительная, а потому что изначально для родов не было создано нормальных условий. Там, где они созданы, нет той невыносимой боли, от которой хочется сбежать, а есть глубокое чувство благодарности боли за то, что она помогает телу в механизме родов.
Что уменьшает боль во время родов
Если женщина ожидает от родов только боли, то она загоняет себя в ловушку. В этой ловушке (то есть во врачебном сценарии родов) все должно быть больно, и они считают это нормальным.
Например, когда врач говорит на осмотре в ПДР: "Потерпи, сейчас будет больно", ковыряя шейку, чтобы запустить роды, женщина послушно и молча терпит, ведь она уверена, что так и должно быть. Или когда говорят: "Сейчас проколем пузырь, чтобы схватки стали посильнее, но готовься, будет больно!" — и женщина послушно соглашается, ведь никто не говорил, что роды — это легко.
А я тебе говорю, что роды — это про любовь, в них очень много тепла, заботы, внимания, радости. Когда ты будешь ожидать этот день именно в таком формате и благодарить тело за каждую новую схватку, которая приближает тебя к долгожданной встрече, ты сможешь открыться кардинально иному опыту, сможешь впустить в этот день и удовольствие, и наслаждение, и любовь: к себе и к своему малышу.
Светлана Троян, акушерка, преподаватель ВОЗ ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию:
— Настрой женщины влияет на ее восприятие процесса и боли. Также на боль влияют внешние раздражители: яркий свет, громкие звуки, разговоры сильно мешают. Если женщина погружена в себя, ее не раздражают звук и свет, то она входит в пограничное состояние, такое же, в какое мы входим каждый день, когда засыпаем. И в этом состоянии уже иное отношение к родовому процессу.
В родах важна поддержка: если рядом никого нет, если женщине страшно, то, конечно, становятся более сильными ощущения. Также на боль влияет поведение женщины в родах: если она отвлекается, ходит, принимает разные позы, то уже не так больно. Если женщина лежит на спине, а на животе датчик КТГ, то это ужас, как больно!
Светлана Шнырова, перинатальный психолог, доула:
— Боль — это хороший внутренний ориентир, так как помогает женщине сконцентрироваться на происходящем, сохранять связь со своим телом, искать свои способы проживания родов. Глубокое дыхание, приглушенный свет, удобная поза, мягкие поглаживания и теплая ванна — вот лучшие помощники для того, чтобы проживать боль. Не терпеть ее, не сопротивляться, а пропускать волной по телу и расслабляться ей навстречу. Звучит парадоксально. Но это работает! Чем выше уровень расслабления, тем меньше боли.
Вмешательства в роды не облегчают их!
Наоборот — перечисленные ниже ситуации делают роды более болезненными.
- Родовая деятельность, особенно у перворожающей женщины, может идти в любом темпе, ускоряться и замедляться.
- Химическое вмешательство (индукция, стимуляция окситоцином) нарушают естественную гормональную химию родов. Бета-эндорфины как естественные опиаты вырабатываются в мозгу во время родового процесса и позволяют достичь измененного сознания, необходимого для быстрых и легких родов. Нехватка бета-эндорфинов, возникающая как результат стимуляции, делает роды существенно более болезненными.
- Схватки, вызванные искусственным окситоцином, отличаются от естественных (так как не мозг женщины определяет нужный объем гормона) и могут приводить к нарушению кровообращения в стенках матки и, как следствие, гипоксии.
- Адреналин и норадреналин выделяются на поздней стадии родов, запуская рефлекс изгнания плода, когда ребенок рождается за 2–3 потуги. Искусственная стимуляция и обезболивание родов не позволяют этим гормонам вырабатываться естественно. Их недостаток делает потужной период длительным, изматывающим и травматичным.
- Женщина с эпидуральной анестезией не в состоянии запустить рефлекс изгнания плода, и поэтому ей приходится тяжело тужиться, что в свою очередь повышает риск травм для матери и ребенка.
- Эпидуральная анестезия препятствует выработке гормона простагландина, который способствует эластичности матки, что удлиняет роды.
Женщины рожают с анестезией, потому что не знают нормальных родов
Итак, боль запускает важные гормональные процессы, которые как раз и обеспечивают нормальное течение родов. И если мы исключим из родов боль, мы вмешаемся в налаженную природную цепочку.
Популярность анестезии связана в первую очередь с тем, что роды проходят далеко не естественно, это и делает их более болезненными. Нормальные естественные роды, протекающие при нужных условиях (спокойствие, темнота, безопасность, расслабление), не требуют анестезии у большинства здоровых женщин. Женщины просто не знают нормальных родов.
Боль приводит к выработке нужного и своевременного количества гормонов, которые необходимы, чтобы роды были мягкими и не травмирующими для матери и для ребенка. Препараты, входящие в состав эпидуральной анестезии (производные кокаина), угнетают выработку бета-эндорфинов и препятствуют переходу в измененное сознание. Исследования на животных показали, что дефицит норадреналина в поздней стадии родов (эпидуральная анестезия как раз не позволяет ему вырабатываться естественно) вызывал потерю материнского инстинкта.
Также эпидуральная анестезия препятствует выработке достаточного количества окситоцина, так как блокирует чувствительность нервных окончаний влагалища, стимуляция которых нужна для выделения естественного окситоцина. Что немаловажно, у женщин, которые рожали с обезболиванием, отмечена более высокая частота послеродовой депрессии.
У эпидуральной анестезии есть множество последствий, которые откликаются в здоровье матери уже после рождения ребенка: могут начаться мигрени, боли в спине, может быть онемение в конечностях, можно даже остаться инвалидом. Это не безобидный укол, как бы тебе ни хотелось этого. Анестезия — серьезное вмешательство, и должны быть основания для его применения.
Ситуации, когда женщина выбирает обезболивание из страха, что она не выдержит, у нее кончатся силы или потому что ее буквально уговаривают, приводят к тому, что перед потугами, когда обезболивание надо выключить, женщину настигают мощнейшие финальные схватки. Если в естественном процессе все идет плавно, по нарастающей, то в случае с искусственно вырезанным куском весь настроенный процесс срывается. Женщина не чувствует свое тело так, как если бы этого вмешательства не было. И тут ею надо командовать, тут будут неестественные потуги.
Я часто сталкиваюсь с тем, что женщины говорят: "Ой, а у меня все трое родов были с анестезией, и все было хорошо, никаких последствий!". Женщина не может одни и те же роды прожить дважды: сперва с обезболиванием, а потом без него. У нее нет возможности адекватно сравнить ощущения, особенности послеродового периода и, что немаловажно, состояние детей и их здоровье. Они видят только одну сторону медали.