В наше время многие пробуют себя в бизнесе. Время подходящее, вариантов для собственных проектов пруд пруди, а вот с ресурсами сложнее.
Без стартового капитала никак не обойтись, и, как правило, капитал этот бывает гораздо меньше, чем нужно. В итоге приходиться экономить с самого начала: офис — поменьше и подальше, компьютер — из дома, мебель — что бог пошлёт. Как говорится, «Не до жиру — быть бы живу!». Знакомо?
И хорошо еще, если проект на начальном этапе требует только ваших усилий (не очень крупный проект). Но вот проходит время, дела идут в гору, и вам уже тяжело одному. Настает день, когда вы становитесь работодателем! Возникает задача подбора кадров. И тут есть варианты: квалифицированный (согласитесь, что в бизнесе это немаловажно?) и дорогой; менее квалифицированный и менее дорогой. С первым все просто — дал задачу, получил результат и его оплатил. Со вторым сложнее — дал задачу, обучил, поучаствовал в достижении результата, но и потратил на зарплату меньше. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, но сейчас не об этом.
Когда вы решаете, как вам поступить, вдруг вспоминаете (а может, уже давно думали об этом), что ваш друг — отличный кандидат. Возможно, он уже всё знает и умеет, а может, и не всё, но обучить вам его не составит труда (человек он толковый). К тому же он давно собирался уволиться или уже ищет работу, поэтому вы приглашаете его в свой бизнес, и ваш друг соглашается.
Мой друг — мой подчинённый
Рассмотрим именно эту формулировку. Вы свой бизнес придумали, вложились в него собственными деньгами и силами, а теперь и товарища подтянули — мол, чего тебе на своей работе прозябать, давай ко мне — горы свернём! Отныне вы вместе двигаете бизнес к процветанию. И в начале этого движения всё складывается замечательно, вы мотивированы и полны оптимизма.
Но со временем первоначальный запал угасает. Начинают всплывать мелочи, которым раньше вы не придавали значения, поскольку вместе не проводили так много времени. Становятся заметными его вредные привычки — он частенько фривольно занимает ваше кресло, опаздывает на несколько минут, отпускает шуточки в ваш адрес при партнёрах или клиентах, дает слабину в какой-то работе. Напрягает его личное мнение, противоположное вашему, пусть даже оно и имеет смысл. Да много чего еще может вас раздражать как руководителя. И в какие-то моменты хочется одёрнуть друга-подчинённого, сделать внушение, а может и наказать рублём, ведь вы же босс! Но в тоже время вы понимаете, что с другом так поступить не можете. Понимание того, что совершена ошибка, начинает расти, как снежный ком. И вы боретесь сами с собой, пытаясь понять, что для вас дороже: друг или рабочий процесс.
Мой друг — мой начальник
А что же может происходить по другую сторону этих непростых отношений? Да всё то же самое! В начале «друг-подчинённый» крайне доволен положением дел. И ничего удивительного, ведь он на новой работе, в дружеской атмосфере, возможно, именно этим и хотел всегда заниматься. Причём за это платят неплохие деньги. А потом и он превращается в заложника своего положения: замечает ваши недостатки в виде легкого высокомерия, замечаний и ворчаний по пустякам (пусть и не по пустякам), сверхурочной нагрузки, отсутствия благодарности (в том числе и в виде премиальных) за какое-нибудь «большое» дело. Постепенно у вашего друга тоже крепнет чувство недосказанности в отношениях «начальник-подчинённый» и, как следствие, дилемма — остаться и работать по инерции, отстраняясь от дружеских отношений, или уйти и начать новый этап карьеры, пытаясь сохранить дружбу.
Какой бы выбор не был сделан, как правило, прежними друзьями люди уже не останутся. Структура современного бизнеса в большинстве случаев не оставляет шанса на дружбу представителям разных карьерных ступеней.
Однако в бизнесе существуют и схемы, при которых возможны гармоничные и даже дружеские отношения по вертикали. Вот только при этом должны соблюдаться определённые условия: индивидуальная деятельность, направленная на достижение одной общей цели, и прямая заинтересованность в успехе каждого из партнёров. На этом строится крепкий и постоянно растущий бизнес.