Полезность: 4 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (45 оценок)
Статья дня
Как выбрать психолога: 7 способов не ошибиться
Как выбрать психолога: 7 способов не ошибиться
На что обратить внимание при выборе психолога
Близкие по теме статьи
Второй язык: дети-билингвы и их преимущества
Второй язык: дети-билингвы и их преимущества
Двуязычные дети и их возможности: зачем с детства учить ребенка второму языку
С какого возраста учить английский детям?
С какого возраста учить английский детям?
Изучение английского – начинающим: дошкольники, 1-й класс, 5-й класс?
Как вырастить ребенка-билингва?
Как вырастить ребенка-билингва?
Иностранный язык: обучение малышей и дошкольников на дому

Билингвизм: чудо или реальность?

По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что к настоящему моменту детский билингвизм охватывает почти половину детей на нашей планете. Предполагают, что эта тенденция будет расти и дальше.

Согласно общепринятым представлениям, билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Считается классическим определение У.Вайнраха, где он утверждает, что билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. С позиций психолингвистики, билингвизм - способность употреблять для общения две языковые системы.
Билингвизм стал одним из самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как "общение людей, представляющих разные культуры".

По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что к настоящему моменту детский билингвизм охватывает почти половину детей на нашей планете. Предполагают, что эта тенденция будет расти и дальше.

Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе (круг друзей и оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и т. д.). Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребёнок получает с раннего детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются основы личности, пробуждается интеллект.

Что такое билингвизм

Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и с естественным произношением. Можно сказать однозначно: дети имеют неоспоримое преимущество в изучении иностранного языка перед взрослыми. Память ребенка более восприимчива, в отличие от взрослого он не стеснен комплексами, не боится совершить ошибку, не вспомнить вовремя нужное слово.

Ребенок-билингв, в отличие от монолингва, больше интересуется лингвистическими явлениями, поскольку его языковой опыт значительно шире. Довольно рано проявляется интерес к семантике слов, к тому, что одно и то же понятие можно выразить и по-английски, и по-русски. Это способствует развитию переводческих навыков, а также интереса к мотивации наименований. Выводя собственную этимологию слов, дети активно пользуются знаниями двух языков.

Билингвизм развивается стихийно, если родители не планируют заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. Иногда стихийный билингвизм развивается в том случае, если на улице дети разговаривают на языке, ином, чем дома, либо "домашний" и "уличный" языки смешиваются без всякого внимания к такому речевому развитию со стороны родителей. В случае стихийного развития билингвизма в речи ребенка возникает слишком много ошибок.

Если родители сознательно подходят к формированию билингвизма ребенка, они заранее продумывают, по какому принципу, в каком объеме и в течение какого времени будет проводиться общение на каждом языке.

При изучении феномена учёные учитывают степень овладения новым языком, например, Е.М. Верещагин выделяет три уровня билингвизма: рецептивный - понимание речевых произведений, репродуктивный - умение воспроизводить услышанное, продуктивный - умение не только понимать и воспроизводить, но и строить цельные осмысленные высказывания. Все дети-билингвы проходят эти стадии развития билингвизма.


Несомненно, идеальным для формирования одновременного билингвизма является совпадающее по времени начало коммуникации с ребенком на обоих языках, т.е. с первого месяца его жизни. Чем позднее второй язык введен в общение с ребенком, тем более явно первый язык доминирует над вторым.

После трех лет уже возможно специальное обучение ребенка новому языку в игровой форме, при помощи книг, аудиозаписей и видеофильмов. Появление в этот период новых игрушек можно связать с изучаемым языком. Например, убедить ребенка в том, что эта кукла не понимает по-русски, потому что приехала из Англии, имя у нее тоже английское, и с другими куклами она не сможет играть, если не помочь ей. То же самое можно сказать и о новых домашних животных. Родителям, если они владеют языком, рекомендуется разговаривать с новыми игрушками тоже по-английски.

Если оба языка усваиваются в ходе коммуникации, как это происходит при их одновременном освоении, а не при специальном обучении, билингвизм ребенка формируется как естественный. Ребенок относится к каждому из двух языков как к средству коммуникации, он готов на любом из них общаться, выражать свои мысли и чувства. Постепенно он привыкает к этому, даже если знает, что один из языков не является родным для него и его родителей. Ребенку даже кажется неестественным, если папа, который всегда с ним разговаривал по-английски, вдруг начнет говорить с ним по-русски. Это объясняется тем, что одна из постоянных социальных ролей в паре "отец - сын" реализуется по-английски. Ребенок чувствует, что этот язык сближает его с папой, это "их особый" язык. Если папа куда-то уезжает, ребенок скучает по папе и по языку, на котором они общаются. В таких случаях английский язык всегда напоминает о папе, ассоциируется с ним. При специальном обучении ребенок относится к новому языку как предмету изучения, к новой игре, новому виду деятельности, он не рассматривает его как одно из средств коммуникации. Это признак искусственного билингвизма. Однако при создании особых условий, активном подключении общения с носителем нового языка (друзьями, знакомыми, няней или гувернанткой) в течение длительного времени, новый язык тоже может стать для ребенка одним из средств коммуникации.

Конечно, организация специальной билингвистической среды для ребенка-монолингва дома - задача, порой непосильная для родителей. Специализированные центры и детские сады - их активные помощники на этом пути. Общение со сверстниками, интересные занятия, построенные в форме веселых игр, внимательные педагоги и соответствующий уход за ребенком в течение всего дня - вот небольшой перечень преимуществ детского садика, в котором ведется обучение детей английскому языку с 3-4 лет. Однако, подыскивая такой садик, родители сталкиваются с рядом проблем: школ, центров, детских клубов и садов, предлагающих подобные услуги, очень много, но их качество существенно различается. В одних работают только русские педагоги, что при изучении иностранного языка не может не сказаться на произношении ребенка. В других уроки слишком формализованы, малыши быстро устают от необходимости сидеть за столом и слушать педагога. Третьи организованы по типу клубов, где дети могут просто пообщаться с иностранцами и сверстниками, в том числе и иноязычными, но обучения как такового там не происходит. Как же найти "золотую середину"?

В первую очередь следует обращать внимание на методику преподавания иностранного языка. В профессиональном образовательном учреждении вам обязательно расскажут, по какой методике работают преподаватели, в чем заключается ее суть, каковы её преимущества. Не секрет, что многие недавно сформировавшиеся школы не имеют никакой определенной методики.

Второе, на что следует обратить внимание - это форма организации занятий. Именно от нее зависит, усвоит ли малыш знания. Квалифицированный специалист не станет организовывать занятие с детьми 3-5 лет по образу школьного урока. Он обязательно включит в процесс урока подвижные игры, игровые переменки, песни. Чем разнообразнее деятельность педагога в ходе занятия, тем лучше материал будет усваиваться детьми. Помимо этого, разумеется, необходимо учитывать уровень владения иностранным языком самого педагога. Идеально, если педагог - носитель, хорошо, если русский педагог владеет иностранным на уровне носителя языка. И, конечно же, педагог потому и педагог, что любит детей, понимает их интересы и умеет с ними работать.

Можно разнообразить процесс обучения домашними занятиями, к примеру, с помощью мультимедийных программ. Здесь тоже важно выбрать программу, построенную на использовании современных педагогических принципов, поэтому лучше ориентироваться на продукцию известных разработчиков. Например, забавные персонажи программы "English+Kids" помогут ребёнку окунуться в красочную игровую среду, чтобы постичь азы английского языка и подготовиться к дальнейшему, более глубокому изучению.

В целом, иностранный язык можно выучить и став взрослым и занятым человеком, пройдя более тернистый и сложный путь ошибок, но если можно облегчить этот путь для своего ребенка, то почему бы этого не сделать... Так или иначе, решать вам!

Авторская статья

Опубликовано Юлия Воронова
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как выбрать психолога: 7 способов не ошибиться
На что обратить внимание при выборе психолога
Оставить комментарий к статье "Билингвизм: чудо или реальность?"

Вы не авторизованы.

Написано все прекрасно и правильно, только вот в жизни двуязычной семьи так тяжело удержаться от смешения языков! Но это, действительно, очень важно - не смешивать, иначе каша будет полная. Я вот прочитала отзыв МаМурки и порадовалась за нее: как все просто и хорошо! А я живу в Марокко и могу назвать только двух-трех детей моих русских знакомых (замужем за марокканцами), которые говорят по-русски правильно и без акцента. А знаю таких семей около двадцати. При этом мамы с детьми говорят только по-русски или, скорее, на смеси русского, арабского и французского (здесь этот язык очень распространен. Но специально практически не занимаются.Практика показывает, что просто говорить с ребенком недостаточно, надо его пестовать: исправлять, читать книги, учить грамматике, выправлять произношение. Мне, например, дико слышать детей, которые, проводя большую часть времени с русскоязычной мамой, говорят с "грузинским" акцентом. Моей дочери год и девять, начала говорить она по-русски, хотя я работаю и целый день она сидит с няней, говорящей только на марокканском диалекте арабского. Я с двух месяцев ей читала, стихов много рассказывала и рассказываю, ей со мной интереснее, вот и выбрала мой язык - это мое дилетантское убеждение. Няня всегда утверждала, что дочь ее прекрасно понимает, хотя я видела, что русский она понимает лучше. В последние два месяца начала осваивать и арабский, благодаря занятиям с папой и тому, что он стал с ней говорит по-арабски, раньше тоже по-русски с ней общался, он им свободно владеет: без акцента и ошибок. Сейчас по-русски говорит предложениями, начинает склонять и спрягать, по-арабски знает несколько фраз и около 20-30 существительных, русский словарный запас гораздо богаче, раз в 6-7, а то и больше. Наша проблема в том, что надо еще и хорошо освоить французский, поскольку в школе предметы ведутся на обоих языках: арабском и французском, надеюсь, мы справимся с задачей, но, думаю, только в том случае, если будем заниматься тремя языками. Я решила сначала научить ее как следует русскому, поскольку он в угнетенном положении, в садике они быстро арабскому учатся и между собой начинают по-арабски говорить, хотя все понимают русский и говорят на нем (я имею в виду компанию детей, чьи мамы - русские и украинки). Думаю, нужно прежде всего поддерживать "домашний" язык, на котором детям больше негде говорить, а основные в школе можно практиковать. Вообще-то я - кандидат филологических наук, но мнение мое больше спонтанное, нежели претендующее на научность. Всем удачи в нелегком деле обучения языкам!
2007-01-20, Екатерина
Мои дети тоже билингвы,сейчас начали старшие учить третий язык,и он дается действительно легко и без акцнта совершенно.У меня трое детей и я имею возможность сравнивать ,кто как говорит.Так вот старшая хорошо начала говорить, и на двух языках сразу ,в 3 года.В школе к логопеду ходила,была дисграфия.Сейчас лудшая учиница в классе,учится не на родном языке.Средняя начала говорить в год и говорила плохо,да и сейчас ходит к логопеду.Говорит на двух языках и без акцента.Логопед сказал,что у нас поблема с произношением некоторых букв из за короткого языка .так мы делаем элементарные упражнения и ей помогает.Младшая начала говорить в 9 месяцев,в 1,5 года говорить начала ,как мы с вами .Произносит правельно все буквы и звуки и просто замечательно строит предложения.Говорит она тоже на двух языках.
На каком она они думают?Смотря по обстоятельствам и где находятся.В школе и садике на одном,дома на другом.Очень различают с кем на каком языке говорить.Сейчас к нам приехали друзья,и дети сразу спросили ,на русском ли с ними общаться?
Доменантного языка у них нет.Словарный запас на то и том большой.Кстате учителя говорят,что наши дети говорят очень правельно не используя русицизмов-исковеркованных слов и ругательств.
2004-11-19, МаМурка
Тут где-то ниже ,в дискуссии о методах овладения языком, кто-то назвал моих детей билинвами, хотя в этом случае они трилингвы. В сущности, может и так - языки не учили, усваивали от мамы с папой. Говорят на всех трёх свободно (точнее , совершенно одинаково на двух, чуть хуже, что выражается , скорее, в нежелании, чем в уровне, на третьем). Никаких задержек не видел. Да, употребляют слова, отсутсвующие вдругом языке. Та и что? И я употребляю. И Вы тоже, скоее всего. НО в остальном говорят совершенно так же, как их сверстники.
Что Вы назваете доминативным языком? На котором читает? На котором разговаривает? Что именно? С этой точи зрения примерно поровну все три языка у них задействованы. Правда, пока в школу н ходят, но я не думаю, что с этой стороны проблемы будут.

Честно говоря, я сам хоть и к разряду "дети" совсем не подхожу, н если спросить меня, ккаой мой язык доминативный - русский или испанский - отвечу, что не знаю. В России мне легче и комфортне говрить по-русски, в Чили - по-испански. И когда я в среде, у меня не возникает и мысли о русском. На каком языке думаю? Так это смотря о чём :-)
Мне кажется эта проблема сильно надумана :-)
2004-11-18, Max&Men
По разному. Английский сначал прост оучили в семье, ну, как детей учат, стандартно. Потомм - спец.школа + в связи с иной, неязыковой деятельностью, очень мощный педагого по звукоподражанию, что быстро сказалось на фонетике - в 8-м классе меня уже использовали дляаудрования, фонетически тогда я уже был безукоризнен :-) Я очень много читал по-английски, пел по-английски, даже сыграл в однмо спектакле по-английски. Ну, и ещё жил, уже позже, в Англи. Собстенно, наверное это всё. Кроме этого, я всегда много занимался языком - притом именно неформальным - стилистикой ,кокни и т.п.
Что касается испанского - я его выучил позже, уже закачивая (и закончив) школу 0 способом, древний как мир - в течении пары лет я жил с перуанкой. :-) Но ту тважно подчеркнуть ,с с отрочества я очень лбил всё ,чт окасается Латинской Америки, и язык как бы являлся частью моего интереса к этому региону. Я много очнь общался позже - стал едить туда..
Добавлю, для корректнсти, что у меня музыкальное образование неплохое, хороший слух и профессиональная актёрская школа - а это чкуть ли не 80% успеха в языке....
2004-11-20, Max&Men
Давайте поговорим об обратной стороне билингизма: задержка речи - дети начинают говорить значительно позже монолингв, логопедические проблемы - в среднем билингвы нуждаются в помощи логопеда чаще, чем монолингвы, смешение языков - думая на двух языках сразу, они смешивают два языка в одном предложении: "мне нужна моя privacy" особенно, если оперируют понятиями не существующими в другом языке, что затрудняет их общение в моно среде. В большинстве случаев все равно есть доминантный язык - с более богатым словарным запасом, более высокой скоростью чтения, легкостью письма и выражения мыслей. Недоминантный язык сводится к ежедневному бытовому общению. Дальше больше - как ребенку дается школа в недоминантной языковой среде? Кстати, как правило, доминантным становится не первый язык, а язык большинства: посмотрите на иммигрантов в Америке - большинство подростков, даже тех, кто приехали детьми 4 -5 -6 лет, не зная английского, легче говорят на английком, чем на русском . И у этой медали две стороны...
2004-11-18, LG
Я по поводу задержки речи: лингвисты изучают механизм формирования постановки речи у ребенка. Ну, например, ребенок видит яблоко, родители несколько раз говорят ему: яблоко, яблоко, яблоко. У ребенка в головном мозге формируется связь образа звукового и визуального, т.е откладывается блок Картинка-Звуковой образ. При последующем визуальном восприятии того же яблока мозг, как на компьютере, начинает искать тот словестный эквивалент, который соответствует данной картинке. Т.е. чем чаще с ребенком говорить, тем быстрее формируется эта связь, тем быстрее он начнет говорить. Но при наличии двух языков, эта связь формируется крайне плохо, что выбрать, какое соответствие из двух языков? В искусственной среде,те при наличии мамы и папы одной национальности и проживающими в стране носимого языка, я бы не стала торопиться с изучением второго и тем более третьего. При задержке речевого развития идет и задержка умственного.
2006-10-13, XXL
Iz moego opita, detjam nuzhno realnoje obshenie na jazike. Moja doch (3 g) svobodno govorit na russkom i nemeckom. Moi muz svejcarec i doma mi govorim po nemecki, ja s detjmi govorju po russki, muz po nemecki. Doch hodila s 9 mes. v nemeckij sadik i nemeckij u nee bil luchshe, Kogda ej isponilosj 2, mi otdali ee na 1 denj v russkij sad i russkij zametno uluchshilsja. Kogda deti imejut vozmozhnostj (neobhodimostj) obshatsja na jasike, oni bez problem razvivajut ego. Sejchas zhivem v USA i doch nachala govoritj po anglijski, t.k. deti govorjat po anglijski. V sentjabre pojdet v Preschool. Moi sovet: ischite obshenije dlja detej.
2007-05-21, steli
Поделитесь:

18.11.2004
Обновлено 14.11.2018
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!