С фантазией у меня плохо. Я с этим давно смирилась. Еще в школе у меня были проблемы на уроках рисования, когда учительница предлагала сделать рисунок "на свободную тему". Задание придумать новые функции для существующей вещи или предмета вгоняет меня в ступор. Но жизнь показывает, что, обзаводясь детьми, мы получаем новый "мотиватор", чтобы стать более творческими людьми. Просто зачастую другого выбора у нас нет.
Уловка первая: веселый червячок
Как многие дети, в возрасте около года мой младший сын очень не любил одеваться. Особенно не любил, когда я натягивала ему колготки или штанишки. Когда дома тепло, то пусть себе ходит в трусиках, но если прохладно или холодный пол — с сыном приходилось воевать. Пока я не придумала веселого "червячка". Когда сын капризничал и отказывался надевать колготки, я засовывала руку в колготину и говорила ему, что раз он не хочет одеваться, то к нему пришел "червячок" и будет его щекотать.
Сначала Никита удивлялся, потом, завидев "червячка", уже громко хохотал, иногда пытался убежать (но тоже в шутку), и самое главное — напрочь забывал о своих капризах. Вдоволь нащекотавшись, "червячок" помогал мне надеть на сына колготки, и тот уже нисколько не возражал. Сейчас Никите уже полтора года, и одевается он без капризов, даже охотно, но "червячка" до сих пор любит, и мы играем в него иногда просто так, для удовольствия.
Уловка вторая: лечение машинками
Простуда никак не проходила, антибиотики подключать не хотелось, а всякие отхаркивающие лекарства уже не помогали. Тогда для ускорения выздоровления врач посоветовала прогревать старшему сыну спинку — рисовать под лопатками йодную сеточку. Андрюха был тогда жутким консерватором (новую пищу приходилось ему "под шумок" предлагать), поэтому на предложение что-то нарисовать ему на спине ответил категорическим отказом.
Воевать и рисовать насильно мне не хотелось. Сначала пыталась научно объяснять, зачем это нужно. Потом доказывала и обещала, что больно не будет. Безрезультатно. Тогда решила показывать на себе. Предлагала ему нарисовать сеточку у меня на руке, а потом — по справедливости — дать мне нарисовать сеточку у него на спинке. Улыбалась и всем видом показывала, что это не больно. Фокус удался всего два раза. И вскоре мой упрямец с удовольствием рисовал на мне, а подставлять спину отказывался.
Тогда мне в голову пришла идея, основанная на двух особенностях моего малыша: 1) он любит машинки — во всех проявлениях и всех видов; 2) он любит торговаться и меняться (будущий коммерсант растет, наверное). Я предложила ему обмен: я нарисую ему йодной палочкой на руке любую машинку на заказ — а он взамен предоставит мне спинку для сеточки. Затея прошла "на ура". Художник из меня никудышный, но в общих чертах изобразить некое подобие легковой машины, грузовой машины или трактора у меня получилось.
Наших с Андрюшей знаний о машинках хватило до конца курса лечения. А по вечерам он с гордостью показывал папе свои "татуировки"...
Уловка третья: как уложить ребенка спать
Старший сын с рождения спокойно спал в своей кроватке. Около двух лет он с большим энтузиазмом переехал на обычную детскую кровать (ну, кому детскую, а кому — взрослую, "настоящую"). И спустя еще пару месяцев стал бояться темноты и отказывался спать один. Тогда я подарила ему игрушечную собачку (которую сын почему-то сразу назвал Путей) — защитника. Так и объяснила: собаки людей охраняют и защищают, вот и Путя будет твой сон охранять.
Идея сработала. С Путей Андрюшка не только дома, но и в гостях хорошо засыпал. Кстати, он до сих пор с ним спит (сейчас сыну 5 лет). Теперь это уже формальность, возможно, привычка, а может быть — дань уважения старому "другу" (ведь "Путя будет скучать, если ему придется спать одному"). Я в этом большого вреда не вижу: лишь бы сыну спалось спокойнее.
Кстати о сне и засыпании. В возрасте около 4 лет стало трудно укладывать старшего сына спать по вечерам. Он приходил из детского сада перевозбужденный; к тому же папа приходил с работы поздно, и, соскучившиеся друг по другу, они засиживались допоздна, играя в машинки или собирая конструктор. Никакие ритуалы и успокоительные процедуры не помогали.
Тогда я придумала и рассказала сыну перед сном небольшую сказку про птичку, которая не захотела вовремя ложиться спать. Перескажу вкратце: жила-была птичка, и все обитатели леса ее очень любили, потому что она была веселая, и не только будила их всех по утрам, но и поднимала им настроение своими красивыми песнями. Но однажды птичка не захотела вовремя ложиться спать и в результате — проспала. Она не разбудила своих друзей утром, не порадовала их. Тогда они обиделись на птичку. Конечно, обижались недолго, ведь друзья прощают друг другу мелкие обиды. Но птичка успела понять, как важно вовремя ложиться спать, чтобы не обманывать ожидания тех, кто тебе дорог. Ну и, конечно, чтобы вставать пораньше, бодрой, отдохнувшей и в хорошем настроении.
Сказка сыну очень понравилась. Я рассказывала ее еще несколько вечеров; каждый раз после нее сын соглашался "попробовать" уснуть — и засыпал. А потом было достаточно просто напомнить "про птичку", чтобы сын — тяжело вздыхая — отправлялся спать.
Честно признаюсь: сейчас, спустя год, каждый день приходится придумывать новые ухищрения, чтобы мирно отойти ко сну, но та сказка довольно долго "работала".
Уловка четвертая: как накормить ребенка
Примерно в год оба сына стали отказываться от еды, особенно от каши по утрам. Я сразу решила, что уговаривать и устраивать представления с потешками, сказками и т.д. за едой не буду. Вариант "за маму, за папу" тоже не помогал. Подозреваю, что это получилось неосознанно, но сработало: когда сын (сначала старший, а три года спустя — младший) по какой-либо причине ел хорошо — я напевала себе под нос (на радостях) веселую детскую песенку, чаще всего одну и ту же. С одним сыном лучше всего "работала" песенка "Мы едем, едем, едем в далекие края...", а с другим "Антошка, Антошка, пойдем копать картошку...". Когда же кто-то из сыновей капризничал во время еды, я напевала "песенку для хорошего аппетита", и иногда условный рефлекс срабатывал — ребенок что-то да съедал.
Одно время для той же цели — накормить ребенка без капризов — я пользовалась сухими завтраками в виде разных животных. Кто-то возмутится: нельзя кормить малышей такой едой. Совершенно согласна. Но я тщательно проверяла состав и насыпала в кашку или другое блюдо совсем немного, буквально горсточку "зверюшек". Ну а дальше мы с сыном вылавливали каждого зверя вместе с едой, определяли, кто на этот раз "попался", — и малыш охотно съедал "добычу". Заодно и животных лучше запоминал.
Уловка пятая: спасибо, "Доктор Айболит"
Ну и, конечно, проблема посещения врача. Так получилось, что старший сын родился недоношенным, так что мы много времени провели в больницах, когда он был совсем маленький. Он рано узнал, что такое уколы, ингаляции и горькие лекарства. Совсем неудивительно, что он ненавидел лечиться. И тот факт, что мы приходили иногда просто на прививку или за справкой в садик, дела не менял: сын все равно не давал врачу себя нормально осмотреть, брыкался и кричал на всю больницу, когда ему делали уколы и даже просто пытались заглянуть в горло.
Я послушалась рекомендаций в журналах и на форумах, купила игровой "набор врача", и мы стали играть "в больницу". Помогало не очень. Зато прекрасно помог Корней Иванович Чуковский. Мы с Андрюхой зачитывали "Айболита" до дыр, я поясняла каждое непонятное сыну слово или действие, мы обсуждали все, что случилось с главными героями.
Спустя пару месяцев сын знал всего "Айболита" наизусть (я не преувеличиваю — так что память мы тоже развивали). Чего греха таить, я-то это стихотворение уже спустя пару недель запомнила! И когда в больнице сын начинал нервничать, мы с ним декламировали по памяти "Айболита". Это помогало ему расслабиться, успокаивало и отвлекало. Вскоре он уже охотно подставлял врачу все, что требовалось, и даже возмущался, "почему ему сегодня горлышко не посмотрели".
Когда малыш чего-то не хочет или от чего-либо отказывается — а это часто случается, причем вне зависимости от возраста — проще всего заставить. Только зачем, если можно придумать какую-нибудь необидную уловку? И нервы ребенка останутся целы, и ваша совесть — спокойна.