Если вы читаете этот текст дома и не в одиночестве, через пару минут вас отвлекут вопросом «где мои носки» или «отчего у кошки хвостик», и это будет прерывание. Если вы читаете этот текст на работе, вы уже испытываете эффект прерывания. Абсолютная невозможность надолго сосредоточиться на задаче — объективная реальность, в которой мы живем и с которой надо как-то справляться.
Профессор информатики Глория Марк в 2004 году опубликовала результаты исследования, в котором приняли участие работники высокотехнологичных компаний. Наблюдение длилось более тысячи часов, после чего был сделан вывод: люди в среднем работают над проектом одиннадцать минут, после чего их прерывают, и им приходится переключаться на другое задание. На то, чтобы вернуться к первоначальной задаче, требуется около двадцати пяти минут.
Это исследование прояснило еще один момент: не все прерывания плохие. Нередко из телефонного разговора или письма, которые, казалось бы, отвлекают работника от дела, он своевременно получает информацию, необходимую для лучшего ее исполнения. Этот вывод соответствует результатам более раннего исследования, опубликованного в журнале Academy of Management Review. Прерывания естественно вписываются в сам стиль современной трудовой деятельности. Некоторые говорят, что мы сами стали «помехозависимыми». Бессмысленно обсуждать, как их исключить. Наша задача — научиться лучше с ними справляться.
Зона сосредоточенности в космосе
В своей публикации для New York Times журналист Клив Томпсон написал о важной роли прерываний в нашей жизни и назвал цену, которую мы платим за них. Однако он не исключает возможности «найти идеальный компромисс». В той же статье он описывает эксперимент, который проводила когнитивный психолог Мэри Червински в сотрудничестве с НАСА.
Во время дорогостоящих опытов в космосе космонавты должны следить за исправностью космического корабля. В случае неполадок им нужны предупредительные сигналы, которые привлекут их внимание, но при этом не выбьют из колеи. Текстовые сообщения на экране могут остаться незамеченными, громкий звуковой сигнал, наоборот, слишком отвлечет. Мэри Червински предложила использовать геометрическую фигуру, стороны которой окрашивались бы в разные цвета в зависимости от типа возникшей проблемы. Ее решение — пример того самого «идеального компромисса», о котором говорил Томпсон.
Текстовое сообщение мало привлекает внимание, а значит, космонавт окажется в зоне недостаточной возбужденности. Звуковой сигнал спровоцирует выброс адреналина, и космонавт придет в слишком возбужденное состояние. Геометрическая фигура, меняющая цвет, не нарушит расслабленно-сосредоточенного состояния космонавта. Таким образом, он сможет вовремя и правильно реагировать на тревожный сигнал.
Личный контроль
На Земле мы практически не имеем возможности выбирать форму и цвет отвлекающих факторов. Однако мы можем управлять своими реакциями и окружением, а значит, и многими аспектами прерываний. Мы, как космонавты, можем держать себя в руках.
Самоконтроль необходим для сосредоточения после стресса. Без него вы, возможно, справитесь с прерыванием, но негативный эффект рано или поздно проявится. Человеку важно иметь хоть малейшее чувство контроля. Если вы не можете контролировать ничего вокруг, но в состоянии контролировать хотя бы себя, то не будете измотаны, оказавшиеся заложниками обстоятельств. Вам хватит духа держать себя в руках, а значит, вы сможете продолжить работу и справитесь с очередным прерыванием.
Планируйте новые начинания
Другой способ лично контролировать ситуацию — выбирать подходящее время и место для начала проекта. Исследования показывают, что люди охотнее занимаются делом, если оно изначально пошло хорошо. Иными словами, вы работаете с разгона. Когда вас ждет новое дело, изучите свое расписание и выделите достаточное количество времени, чтобы спокойно начать проект. Возможно, вам даже придется лишний раз приехать в офис, чтобы поработать в тишине.
Как вы возвращаетесь к работе после прерывания?
Томпсон пишет, что 40% времени работники продолжают идти в новом направлении, заданном прерыванием. (Становится понятно, почему человеку нужно 25 минут, чтобы вернуться к прежнему делу.)
Одно из объяснений — плохая краткосрочная память, то есть вы попросту забываете, что собирались делать. Другая причина кроется в мотивации — вы не хотите вспоминать.
Как вы запоминаете, чем занимались до того, как вас отвлекли? Перед глазами лежит план из трех дел? Или у вас приклеены стикеры на монитор? Современный человек при выполнении той или иной работы так часто отвлекается, что психологи настойчиво рекомендуют держать перед глазами напоминание о том, над чем вы сейчас работаете.
Пионеры в мире технологий
Закончив карьеру в НАСА, Мэри Червински работала в компании Microsoft. Она обратила внимание, что многие сотрудники присоединяют к своему компьютеру по два или три монитора — для разных приложений. Например, на одном окно почты и браузер, на другом, прямо перед собой, — основная работа. Эти работники признавались, что так чувствуют себя спокойнее и больше успевают сделать.
Большое рабочее пространство действительно важно. Представьте, что вы наводите порядок в кладовке. Чем больше у вас вещей, тем больше свободного места вам нужно, чтобы рассортировать их. Нашему разуму нужно место, чтобы организовать работу и выбрать главное на любом визуальном поле — в комнате, на печатной странице или на экране. Дополнительный монитор позволяет всегда держать работу перед глазами и возвращаться к ней сразу же после того, как вам пришлось прерваться.
Упрощайте
Светлые умы часто берут на вооружение самые простые методы. Вместо того чтобы заводить суперсложные самоуправляемые программы по планированию рабочего дня, они ведут самые обыкновенные списки в привычных текстовых редакторах.
Интересная и простая идея — устройство под названием Hipster PDA — набор скрепленных карточек, помещающихся в карман, на которых вы записываете все, что боитесь забыть.
Похоже, что в будущем технологии будут только усложняться, но наши стратегии должны оставаться простыми.
Выделите несколько отрезков времени для начала важных проектов, когда вас точно не отвлекут.
Следите за тем, сколько времени вы работаете и сколько теряете во время прерывания.
Держите перед глазами напоминание о текущем деле, чтобы сразу к нему вернуться.
Будьте настойчивы и уверены в себе, чтобы сократить количество ненужных прерываний.