20-летняя Мария Хорева - не только известная балерина, но и, что пока редкость среди "балетных", поклонник фитнеса. Почему она считает важным совмещать балетный класс с силовыми и кардиотренировками, Мария рассказала в своей книге.
На первом курсе Академии русского балета имени А.Я. Вагановой в моей жизни произошло много разного — хорошего и не очень, сложившегося в цепочку событий, которые, как я теперь понимаю, сильно меня изменили.
В сентябре мы начали учиться и все складывалось просто здорово. Это был наш первый год в классе Людмилы Валентиновны Ковалевой, человека, который выстроил все наше понимание профессии, учителя, которому я всегда буду благодарна за вдохновение, за то, что она подарила мне неосязаемую магию балета, показала, насколько по-настоящему красивым может быть танец.
Мы начали изучать новые дисциплины, как общеобразовательные, так и специальные. От нас больше не требовалось знания математики и физики с химией, как от многих ребят нашего возраста. Началось глубокое погружение в творческий мир — в нашем расписании стояли пары истории хореографического искусства, истории театра, истории музыки XVIII века, русской литературы и многое другое, такое новое и жутко интересное.
Появились уже непосредственно связанные с танцем уроки, "Дуэтный танец" и "Актерское мастерство". Мы стали чаще репетировать большие номера для концертов и целые спектакли, которые Академия показывала на сценах разных театров, даже Мариинского. Все это привело к тому, что мы стали намного больше времени проводить в балетных залах.
У себя в воображении мы были уже очень похожи на настоящих артистов балета, и это не могло не доставлять удовольствия. Да, учиться было немного тяжелее, чем в прошлые годы, но интерес и внутренняя гордость от того, что мы без пяти минут выпускники, с лихвой компенсировали усталость.
Готовилась к конкурсу – и не смогла танцевать из-за ахиллова сухожилия
В октябре приходит радостное известие: Академия хочет, чтобы я представляла школу на престижном балетном конкурсе Prix de Lausanne, который проходит в Швейцарии каждый февраль. Среди его лауреатов в прошлом — Алессандра Ферри, Кристофер Уилдон, Диана Вишнева, Сергей Полунин, Мария Кочеткова, Вадим Мунтагиров и многие другие звезды, легенды сегодняшнего балета. Поехать на такой конкурс — это просто громадная честь, о которой я даже и мечтать не могла.
Как в тумане, еще не полностью осознавая весь размер своего счастья, я начинаю готовиться к отборочному этапу. С Людмилой Валентиновной мы выбираем вариации, которые "повезем" в Лозанну, потихоньку уже их репетируем, готовим комбинации для урока классического танца, который нужно записать на видео и отослать комитету для оценки.
И параллельно идет подготовка второй "стороны медали" конкурса — танца модерн.
Как-то странно получилось, но до первого курса у нашего класса не было ни одного урока модерна. А без современного танца на конкурсе делать нечего. И я с нуля начинаю готовить небольшой номер с приглашенным педагогом. Нам предстоит записать еще одно видео и одновременно попытаться экстерном постичь азы совершенно нового и непривычного для меня танцевального стиля, выйти в нем на приемлемый для международного соревнования уровень.
Нагрузка растет, увеличивается почти вдвое, страсти накаляются, я начинаю переживать, потому что времени остается все меньше, и за несколько дней до записи видео у меня появляется сильная боль в ахилловом сухожилии. На каком-то странном обезболивающем уколе я все-таки делаю запись, но спустя несколько дней вижу, что ахилл покраснел, распух до огромных размеров и я не могу даже ходить, не то что продолжать танцевать.
Ничего мы резать не будем!
До сих пор никто не может сказать, что же за травма со мной тогда приключилась. Я побывала у десятка, если не больше, врачей. Каждый из них предлагал свой новый диагноз и лечение, как правило, с полным обездвиживанием на несколько месяцев, либо соглашался с коллегами-предшественниками, просто присоединяясь к их выводам о том, что такую травму сложно, почти невозможно вылечить. Почти все они спокойно и уверенно предлагали делать операцию.
Слава Богу, нашелся тот единственный (мой!) врач, который, несмотря на то что был хирургом, внимательно выслушал мой длинный рассказ обо всех сделанных до этого предложениях что-то отрезать, недоуменно помотал головой и сказал: "Да вы что! Ничего мы резать не будем! А давайте-ка лучше..."
И началась длинная работа, в которой были и лекарства, и новые методики, и специальная физкультура, а в итоге я начала понемногу справляться с болезнью, но ушли на это месяцы...
Тот опыт научил меня не всем словам наших медицинских работников верить. Не потому, что они плохие и в травмах не разбираются, просто когда разговор заходит о здоровье, все очень и очень индивидуально, а в случае с балетным здоровьем — и вовсе требуется определенное, намного более специальное отношение и результаты лечения становятся совсем непредсказуемыми.
Ведь балетный человек спрашивает не "Когда я смогу ходить?", но "Когда я снова смогу выйти на сцену?", а это совсем разные вопросы, и не все доктора понимают, насколько они разные.
Несмотря на все старания и хождения по врачам, моя травма все же выбила меня из колеи и в итоге я не смогла заниматься целых полгода.
Как я открыла для себя видеотренировки на YouTube
Иногда меня спрашивают, знаю ли я, как справиться с унынием и полным психологическим раздраем после осознания того, что ты не можешь танцевать, что какая-то одна несчастная маленькая связка, кость или мышца не пускает тебя в любимый балетный зал? У меня нет универсального ответа, могу лишь рассказать о своем опыте.
Мне кажется, отчаяния, по крайней мере на какое-то время, не избежать. Но со временем выходить из состояния безысходности просто жизненно необходимо.
Мне в этом помогла поддержка семьи. Мы вместе продумали и организовали список дел, которыми я могу заняться, областей, в которых могу развиваться, пока мое тело не может в полной мере посвятить себя балету.
Как раз тогда я научилась печатать слепым десятипальцевым методом, и это умение, кстати, позволит этой книге увидеть свет раньше просто потому, что напишу я ее быстрее. Мама сподвигла меня на целенаправленное изучение английского, и я стала смотреть видео на YouTube на английском языке.
В один прекрасный день, кажется, в разделе "Рекомендованное", мне попался канал под названием Fitness Blender. Сколько уже тогда было выложено всевозможных видео тренировок у этих старых мастеров олдскульного YouTube Келли и Дэниела, стоящих у самых истоков фитнес-блогерства! Я начала вместе с ними заниматься, выполняя те комплексы, которые не затрагивали мою больную ногу, сначала просто для того, чтобы 24 часа 7 дней в неделю не валяться на кровати.
Потом мне стало интересно, я начала искать информацию, связанную с фитнесом, узнала из Интернета и от старших коллег по цеху, что и балетные тоже делают такие упражнения, чтобы задействовать группы мышц, которые не работают во время стандартной балетной нагрузки. Тогда они смогут как бы выровняться, поддержать и обезопасить "балетные" мышцы и связки от травм, связанных с перегрузом.
С тех самых пор я обожаю фитнес и все, что с ним связано.
Тогда же я начала увлекаться YouTube, знакомиться с блогерами этой платформы. Тут мне и пришла в голову идея, что, может быть, тоже стоит начать записывать такие видеотренировки для своего канала и делиться с людьми тем, что помогает мне, да и вообще своими ощущениями как во время физической нагрузки, так и в обычной жизни.
Потребовалось больше пяти лет, чтобы идея начала материализовываться, и надо сказать, что в каком-то смысле это заслуга самоизоляции весны 2020 года — у нас у всех неожиданно оказалось слишком много свободного времени. Нужно было держать себя в форме, ведь никому не было точно известно, как долго карантин будет продолжаться.
Зачем балерине фитнес?
Почему я так полюбила фитнес? Тренировки и любая физическая активность — это самый верный и простой путь к здоровому, подтянутому и стройному телу, и для меня это всегда было очень важно, в первую очередь из-за специфики профессии. Мне всегда легче было лишние полчаса потренироваться, чем не съесть, скажем, мороженое или кусок торта. Это первое.
Как я уже говорила, в балетном классе, на репетициях и на сцене основной объем работы мы выполняем очень незначительной частью мышечного аппарата, тем самым провоцируя колоссальную, порой никак не нормированную нагрузку на определенные области. И многие врачи, к которым я приходила с незначительными травмами, перегрузочными "болячками", как мы их называем, говорили, что нужно обязательно укреплять и другие группы мышц, чтобы была возможность помочь "балетным" мышцам, стабилизировать их, лучше распределить напряжение.
Поэтому, например, иногда полезно делать не только выворотные приседания, но и самые обычные — это может очень помочь нашим коленям. Подобные "компенсирующие" упражнения можно подобрать и для всех остальных частей тела. Это второе.
Ну и последнее, третье — просто возможность почувствовать себя сильнее. Знаете, это совершенно невероятное ощущение, когда сначала не можешь доделать какую-то тренировку до конца, какое-то упражнение не получается, но ты продолжаешь тренироваться каждый день и через месяц удается уже все и даже выполняешь более сложные модификации, чем делает инструктор на видео.
Общая физическая выносливость и сила — это ведь и в балете тоже большой помощник! Я с уверенностью могу вам сказать, что с тех пор, как начала делать кардиотренировки, мне стало легче танцевать длинные и активные вариации, выдерживать спектакли.
Пару раз были такие моменты на сцене, когда я понимала, что, не укрепляй я мышцы пресса и боков, я бы просто не смогла удержать баланс и получилось бы очень некрасиво.
Для меня тренироваться, видеть свой прогресс, чувствовать, как он помогает в работе — это в итоге самое настоящее удовольствие, если не сказать — счастье.