Как часто слышишь от людей: "Родные братья, а как кошка с собакой"...
Мы начали готовить старшенького Мишеньку к рождению брата сразу, как узнали о беременности. По-моему, главное – сразу объяснить ребенку значимость фразы "у тебя скоро будет братик". Объясняли мы так: "У мамы в животике твой маленький братик", "Будете вместе играть", "Будешь его защищать, ты ведь теперь старший брат", "Твой самый родной человечек", "Будем заботиться о нем, он такой маленький", "Он тебя очень сильно любит", "Тебе нравится имя Сереженька? Давай так назовем братика, когда он родится".
Наверное, надо сказать, что у них небольшая разница, немногим меньше двух лет. Мой рассказ может послужить примером ну или хотя бы советом для таких же мамочек, как я.
Я уже ходила на последних месяцах, когда Мишенька начал более-менее хорошо и понятно говорить. Иногда подбегал ко мне, обнимал живот и говорил: "Баатик люлю" (люблю) или "Баатик пивет" (привет) и смачно целовал в живот... Радости и умилению нашему не было границ. И больше всего на свете я хотела, чтобы отношение у ребенка не поменялось после рождения. Ведь совсем другое дело, когда этот маленький "азёська" сидит не в животике у мамочки тихо и мирно, а плачет и требует внимания родителей здесь... Боялись. Боялись ревности, жадности, драк. Таких примеров, к сожалению, очень много.
И вот Старший Брат Мишенька пришёл забирать братика Сереженьку из роддома, муж говорит, он готовился и ждал этого дня два. Принесли домой сверточек, развернули... удивление... "Маааленький Азёська, Азёська ляля"... – Ну как я буду играть с таким маленьким братиком (перевод). Пришлось рассказать, что Сережечка пока очень маленький и пока еще ничего не умеет, ни сидеть, ни ходить, ни говорить, ни играть в Мишины игрушки, но скоро он вырастет и станет таким же взрослым и умным, как Мишечка, но Мишечка, конечно, должен его всему научить.
Мысль о том, что он пример для подражания, такой же взрослый, как и родители, мамин помощник и вообще главный воспитатель, ему явно понравилась. Мишечка сразу старался всячески помогать, а мы в свою очередь это поддерживали, хвалили и стимулировали. "Мишечка, выкинь, пожалуйста, памперс в ведро", "Отнеси пеленку в стирку", "Подними, пожалуйста, соску", "Какой ты молодец". Но, главное, не настаивать, не может отвлечься от игры – пусть спокойно играет. Мише очень нравилось засовывать белье в стиральную машинку, которую ему раньше не разрешали трогать как маленькому, но теперь же он взрослый и ответственный... Конечно, мы за ним наблюдали первое время, подсматривали, что он делает на самом деле (только ему ни слова) – никакого баловства (хоть он у нас мальчик довольно активный и озорной), открыл машинку – засунул пеленку – закрыл машинку – вернулся назад. Умничка, как не похвалить.
Все достижения младшего выносились на всеобщую радость."Мишечка, смотри, Сережка смеется, какой он молодец, научился смеяться, да? Похвали его" – "Молодец Азёська". "Мишечка, смотри скорее, Сереженька сел! Как здорово, твой братик научился сидеть". Какая радость была у меня, когда я увидела Сережу в метре от места, где он был мной оставлен, а рядом прыгал радостный Миша и кричал: "Мама-мама отри (смотри) Азёська позёт (ползет)" И прыгает, и радуется, и смеётся.
Нужно сказать, что и Сереженька очень любит Мишу. Конечно, он же чувствует к себе хорошее отношение и то, что Миша его постоянно целует и обнимает, всегда здоровается, щекотит, смешит. Сережка, как только увидит Мишку, тут же улыбка до ушей, аж подпрыгивать начинает и смеётся и агукает, и ручками к нему тянется.
Можно еще много всего рассказать, и про то, как Миша не разрешает Сереже пальчики в рот класть, и про, то как игрушками делится, и про то, как соску моет и аккуратно приносит. И про то, как всем рассказывает, что в коляске "баатик Азёсенька. Люлю!"
Но закончить я хочу просьбой к мамочкам.
Пожалуйста, не оставляйте знакомство детей на выписку из роддома, не делайте своему ребенку сюрприз, принося домой маленькое орущее существо и называя его братиком или сестричкой. Ребенок просто не поймет этого. Или еще хуже, скажет, что ему ляля не нужна. Сделать своих детей не только братьями-сестрами, но и друзьями, я думаю, в родительских силах.
Светлана, tuchini@mail.ru.