Честно говоря, подробное знакомство с русским искусством 19 века возможно лишь на университетских лекциях (которые мне посчастливилось когда-то прослушать) или на уроках в художественной школе (которые веду).
Но 6-7-летним малышам хочется показать, с одной стороны, все самое лучшее, понятное и доступное, с другой стороны то, что они могли бы интерпретировать в своих рисунках.
Самым простым оказалось представить материал по жанрам. Весь спектр жанров живописи - от портрета до натюрморта, как выяснилось, замечательно совмещается с хронологией русского искусства 19 века. В результате у нас получилось как бы изучение "азбуки" русской живописи того времени - одновременно и лучших ее мастеров, и картин, и жанров. О том, как это было, я и хочу рассказать.
Портрет
Василенко Костя, 9 лет "Портрет Вити Низова", пастель |
художник и модель Витя Низов и Костя Василенко |
Отдельно изучаем портреты Брюллова - самые запоминающиеся из русских картин первой половины 19 века. От "Всадницы" девчонки в восторге. Весной, когда мы второй раз выехали в Третьяковку, это полотно не входило в программу экскурсии (видели раньше, на обзорной), но народ упрямо озирался в поисках любимой героини и при первом же удобном случае отправился в "брюлловский" зал - смотреть.
Бытовой жанр
Конечно же, это Венецианов и Федотов. Мы отправляемся в гости к Венецианову в почти сказочную деревню Сафонково, где крестьянки работают в поле в нарядных сарафанах, где малышей сажают на теплую, прогретую ласковым солнцем землю, где женщины нежны, а дети трогательны, где потемневшие на солнце руки работниц утопают в цветах, а на одежду усталых после работы жнецов садятся крупные бабочки-"шоколадницы". Полотна словно светятся изнутри, а деревня кажется раем на земле.
А потом мы перебираемся в городские квартиры, чтобы смеяться и грустить с героями Федотова - забавным "аристократом", что прячет под книгу краюху хлеба, испугавшись нежданного гостя, юной невестой в кринолине, похожей на трепещущую птицу, и хитрющим усатым майором, что пришел к ней свататься. Однако по-настоящему красотой федотовской живописи дети восхитились не на уроке, а гораздо позже, в музее - тонкость и изящество формы, драгоценность каждой детали этих маленьких картин на слайдах совсем не так заметны.
Наверное, поэтому, воплощая бытовой жанр в рисунках и пластилине, дети, почти единодушно и не сговариваясь, начали лепить крестьянок. Юных, в сарафанах и кокошниках, постарше - с маленькими детьми на руках, и совсем старушек. С серпом, с коромыслом, с цветами... Короче - сплошной Венецианов.
Пейзаж
Антошина Полина, 7 лет "Март. Вид из окна", акварель |
Землинская Аня, 6 лет "Март", акварель |
Не смогла устоять, чтобы не сделать отдельный урок по своему любимому Левитану. Слайд-шоу открывает почти ученический "Осенний день. Сокольники", а заканчивает ослепительная "Золотая осень". Настроение каждого пейзажа тут же передается детям: они задумчиво затихают, слушая рассказ о "Владимирке", радостно оживляются при виде "Березовой рощи", а глядя на полотно "Над вечным покоем", искренне переживают за Левитана, которому в тот момент, когда он писал картину, не хотелось жить. Последняя картина, кстати, стала для студийцев самым сильным впечатлением от этого мастера.
Под впечатлением увиденного делаем маленькую графическую работу "по мотивам Левитана". Ребята рисуют тушью - белую водную гладь с черными пятнами островов, изломанные берега, низкие тучи и... косые кладбищенские кресты рядом с маленькой деревянной церковью.
Историческая картина
Этот жанр нам не в новинку. Рисовали мы и древнюю Русь, и татаро-монгольское иго, и морские сражения времен Северной войны. Первая историческая картина, увиденная нами из века 19-го - "Последний день Помпеи" Брюллова. Эх, не нашли мы ее в Третьяковке, а как искали! (А она находится в Русском музее, в Петербурге).
Зато нам довелось увидеть в оригинале историческое полотно, которое, конечно, явно слабее брюлловского шедевра по исполнению, но зато намного больше! Я имею в виду "Панораму Бородинской битвы" Рубо, куда мы съездили как раз после празднования Дня защитника Отечества.
Шаповал Алеша, 7 лет "Эпизод Бородинского сражения", гуашь |
Следующая наша встреча с исторической картиной случается, когда мы уже "перевалили за середину 19 века". Нам предстоит познакомиться с полотнами Сурикова и Репина. И про "Ивана Грозного", и про "Боярыню Морозову" малыши слушают одинаково внимательно и тихо. Потом уже, в Третьяковке, на картине "Иван Грозный и сын его Иван" ребята пытались найти шрамы - следы от ножа маньяка, порезавшего когда-то это полотно. А у "Боярыни Морозовой" вдруг замерли в оцепенении. До этого мы ходили по музею больше часа, и дети явно устали, но все смотрели и смотрели на опальную боярыню...
А пока малыши лепят. И в скульптурах, рождающихся под руками студийцев, нетрудно узнать героев знакомых полотен: васнецовских богатырей, Ивана Грозного с державой и скипетром, Екатерину Вторую в роскошной мантии, словно сошедшую с портрета Левицкого, блестящего гусара (не Евграф ли Давыдов?), старушку-нищенку из "Боярыни Морозовой"... Мы расписываем глиняные "статуи" гуашью, покрываем их лаком - вскоре они составят скульптурную часть экспозиции нашей выставки.
Библейский жанр
Горячкина Настя, 7 лет "Христос в пустыне", акварель |
Еще в начале года мы писали иконы - по канону, как положено. А сейчас смотрим Иванова и Ге. Есть возможность сравнить иконописный образ Христа и с каноническим, почти как в полотнах эпохи Возрождения, Иисусом из "Явления Мессии" Иванова, и с реалистическим - грязным, избитым, измученным - в "Что есть истина?" и "Голгофе" Ге.
Вахова Лиза, 6 лет "Хождением Христа по водам" |
В работах, посвященных евангельской теме (мы приурочили их к Пасхе) представлена, наверное, вся земная жизнь Иисуса - от Рождества до Вознесения. Технику для этой работы студийцы выбирали сами, но особенно удачными оказались акварельные рисунки.
Сказочный жанр и анимализм
Зайцев Андрей, 7 лет "Кот и лиса" |
Кривов Саша, 6 лет "Царевна-лягушка" |
Зайцев Андрей, 7 лет "Ночь перед Рождеством" |
Попов Игорь, 7 лет "Воин Рэдволла" |
Натюрморт
Для "настоящих" художников мы, конечно, уделяли этому жанру непростительно мало времени.
Кривов Саша, 6 лет "Натюрморт", гуашь |
Наша изостудия считается подготовительным отделением художественной школы. Тех, кто продолжит там свое образование, ждет немало трудных часов перед натюрмортами-"постановками", когда придется множество раз стирать и перерисовывать, как это делает сегодня мой сын - ученик 2 класса ДХШ. Поэтому, пока студийцы еще маленькие, пусть они получают от рисования только удовольствие!
Впрочем, в самом конце учебного года, когда из-за плохой погоды сорвалось наше рисование на пленэре, выставляю перед озадаченными малышами тарелку, чайник и бутафорский лимон, вешаю драпировку и предлагаю-таки детям поработать разок над "постановкой". И вдруг у нас открываются новые таланты: оказывается, есть ребята, которым трудно что-то придумывать, но легко и приятно рисовать с натуры. Когда натюрморт в карандаше готов, маленькие художники пробуют делать его в цвете, и вот тут-то выясняется, что одно дело - произвольно смешивать краски для исторических и сказочных композиций, и совсем другое - передать цветом реальные тени и блики. Впрочем, это "кухня" художника и дело будущего.
А мы готовимся к первой в жизни выставке: покупаем рамки, режем "паспарту" и картон, покрываем лаком глиняные фигурки. Незадолго до выставки лепим из соленого теста фоторамки для своих фотографий - на выставке будет уголок, где посетители смогут увидеть лица всех юных художников.
преподаватель изостудии, искусствовед