Что такое наблюдательность и как ее развивать?

Зачем развивать наблюдательность?

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 3,8 из 5 (12 оценок)

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Наблюдательность — это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Наблюдательность прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.



Н. В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт. Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Третья предпосылка развития наблюдательности — связь наблюдательности и прогнозирования. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

  • ограниченность во времени;
  • многогранность объекта прогноза (человек);
  • почти всегда — дефицит информации, необходимой для прогноза;
  • невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является. "Почему вы доверились этому малознакомому человеку?" — спрашивают обманутую пожилую женщину. "Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет".

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

  1. Первая специфическая особенность наблюдательности состоит в том, чтобы во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.
  2. Вторая особенность наблюдательности заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Они могут быть выражены через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, а также через мимику, жесты, позы.
  3. Третья особенность наблюдательности связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.
  4. Четвертая особенность наблюдательности определяется тем, что содержание деятельности предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний — вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Что такое наблюдательность и как ее развивать?"

Вы не авторизованы.

ага, а потом всю ночь тарахтеть когтями по полу (с) :))
Нет уж. дождусь того счастливого момента, как дочерь будет оставаться после школы дома - тогда и заведу. Пусть друг другу спать не дают, чтобы по ночам не бродили. :)
а вообще хотца че-нить мягкое потискать. ))вот всем хорош попугай, но в руки не дается, зараза. Клювается, гад.
2009-12-04, Odri_Bern
вау... а это все к чему? :))) Написано как-то супернелетературно... миллион повторений, фразы громоздкие, еле продралась до конца, надеясь на какой-то вывод интересный из этого всего... неа, нету. Переливание из пустого в порожнее.
Больше всего напоминает конспект-заготовку для чтения лекции первокурсникам соответствующего факультета :)
2009-12-04, УникаЛьнаЯ
наша "скотинка" спокойно одна дома сидит, ей даже нравится (если не целые сутки, конечно :)) - никто не мешает ей развлекаться так, как ей нравится :)
а вот с попугаем сложнее, где-то читала, что если в одном доме живут природные хищник и жертва, то жертва очень страдает, у нее может случиться даже нервный срыв.. во как..
2009-12-04, Елена Д.
не, это у них на уровне инстинктов, хотя, конечно, "боевые мыши" тоже бывают :) но вот у наших соседей, когда они завели кошку к имеющимся хомякам - хомяки стали рожать мертвых деток, а потом и вообще плодиться перестали :( шерсть полезла клочьями, соседи очень переживали.. отдали хомяков в садик ребенкин, те сразу ожили :)
2009-12-04, Елена Д.
ты в курсе, что британцы настоящие "звери", ну в смысле они одни из самых "правильных", "диких" кошек, почти как сибиряки? :) т.е. будет охотиться, беречь свою территорию и приходить только когда это ей угодно :)) мне, кстати, такие кошки больше нравятся, чем "диванные" :))
2009-12-04, Елена Д.
а я их пожмякать люблю. мне обычно такаие и попадаются, которые любят, чтобы их тискали. чувствуют наверное. А мою мелкую и попугай-то особо не уважает :) дерется с ней, колбасу изо рта пытается выхватить. Ко мне не летит - знает, что получит, а ее не боится, гад такой.
2009-12-04, Odri_Bern
ну ты мать сразу меня срезала на первом же вопросе.Сажусь, видимо два.
Ну не аристократы мы. Наша кошь гаражная. Сильна духом и телом, ласкова и благодарна, воинственна и добра одновременно.
А аристократы говорят, они субтильные. Желаю чтоб не оправдалось.
2009-12-04, Moon
Поделитесь:

04.12.2009
Обновлено 10.11.2020
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест
Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест
Болезнь Альцгеймера или просто пожилой возраст? Как развивается деменция
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша
"Алло, родители ищут таланты!" — дополнительное образование детей.
Психология измены
Психология измены
Что такое измена с точки зрения психолога?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!