"Ну, не всем же быть умными". Так говорят родители, когда смирились с отсутствием школьных успехов у ребенка. Им кажется, так они принимают его таким, какой есть. Но на самом деле - увы. Так они обесценивают те сильные стороны сына или дочки, которые еще даже не проявились - или те, на которые пока не обратили внимания.
Есть два взгляда на интеллект. Кэрол Двек (Carol Dweck), один из ведущих специалистов США в области концептуализации интеллекта, называет эти точки зрения "фиксированной" и "растущей".
Если интеллект считать фиксированным, он не поддается изменениям. Либо ты родился умным, либо нет. Второй подход — когда вы умны в чем-то, потому что усердно работаете в этой сфере. Согласно концепции роста, интеллект можно развивать. Сходство результатов исследований этих точек зрения способно произвести революцию в образовании.
Продлить время, когда у нас все получается
Энтузиазм самого маленького ребенка возникает отчасти из-за его эгоцентризма, отчасти из-за того, что никто не классифицировал и не измерял его, а отчасти из-за того, что обучение предсказуемо веселое и приносит пользу. Мы искренне радуемся каждому новому успеху нашего малыша.
Мы не стоим в стороне и не критикуем: "Ты чего опять упал, вот не можешь ты ничего сделать хорошо!" — а напротив, ждем его на финише, когда он делает первые шаги, чтобы обнять его и крикнуть: "Ух ты! Какой у нас замечательный большой мальчик!"
Маленькие дети верят в свою способность справиться с новой задачей благодаря настойчивости. На самом деле мы действительно можем справиться с любыми проблемами, задачами и материалом при определенном количестве времени, усилий и практики.
Это не значит, что кто угодно способен сделать что угодно. У нас есть еще и генетическое наследство. Но это значит, что мы можем сделать гораздо больше, чем кажется, особенно если сосредоточимся на том, что нам досталось с этим самым генетическим наследством.
Любые сильные стороны ребенка ценны – даже если это болтливость
Конечно, есть дети, способные хорошо делать многие вещи. Кто-то может играть на музыкальном инструменте и отбивать высокие подачи в бейсболе. Кто-то пишет статьи для школьной газеты и собирает велосипеды. Кто-то щелкает тесты как орешки, но больше всего любит играть на пианино.
Однако у многих детей есть ценные таланты, которые мы легкомысленно игнорируем — часто потому, что их трудно оценить количественно. Ребенок, который мало интересуется визуальным пространственным методом обучения или не обладает способностью к нему, но умеет понимать людей и ладить с ними, при определенной поддержке и демонстрации, что его навыки ценны, может стать компетентным (и даже преуспеть) в целом ряде областей. Пусть он не станет инженером. Возможно, он будет бизнесменом, психологом или юристом. Он наверняка будет хорошим другом и потрясающим отцом.
Но если его навыки межличностного общения останутся незамеченными или их будут игнорировать ("Да, он довольно болтлив, но это не поможет ему поступить в вуз"), его энтузиазм, скорее всего, сойдет на нет и у него отпадет желание заниматься тем, что может принести ему огромное удовлетворение.
Истинный успех означает, что мы с готовностью и радостью признаем сильные стороны наших детей и даем им понять, что эти качества очень ценны. Это нельзя подделать. Возможно, вы мечтали иметь врача в семье, но способности вашего ребенка связаны с точными науками.
Мне еще не попадался психически здоровый ребенок, чьи интересы были бы бесперспективны. Мальчик, живущий неподалеку, в детстве был просто помешан на растениях, а теперь он профессор ботаники, специализируется на папоротниках и преподает в одном из ведущих университетов. Ребенок, который не очень любил школу, зато любил фантазировать и постоянно говорил за разных персонажей, озвучил одного из самых любимых героев студии Pixar.
Это яркие примеры, но не менее важны и те дети, кто не отказался от своих увлечений, уникальных или не очень, и в конечном счете стал заниматься тем, что приносит ему радость.
К сожалению, мы губим потенциал и энтузиазм в очень многих детях, отказываясь признавать широкий спектр навыков, интересов и способностей. Вот две вещи, на которые следует обратить внимание.
Удовольствие – от оценки или от усилий и результата?
Дети, которых интересуют только оценки (то есть положительная оценка со стороны окружающих), имеют узкие цели. Они делают на оценку больший упор, чем на изучаемый материал. Они так боятся потерпеть неудачу, что ставят перед собой гораздо меньше задач, меньше рискуют и поэтому ограничивают свои возможности роста. Кроме того, они рискуют стать перфекционистами, а это хорошо известный предвестник депрессии.
С другой стороны, дети, ориентированные на овладение предметом, занимаются им ради того, чтобы чему-то научиться. Они сами, без подстегивания со стороны, стремятся к успеху. Они наслаждаются вызовом, и признание стоит далеко не на первом месте по сравнению с удовольствием от усилий и достижения результата.
Когда задача несложная, дети обоих типов достигают практически одинакового уровня. Однако, когда предстоит изучить сложный материал, дети, ориентированные на успеваемость, справляются плохо, зато дети второго типа преуспевают. Одинаковое удовлетворение от легкой работы и от той, что требует риска и усилий, дает им гораздо большую гибкость в учебе и побуждает активно участвовать в процессе обучения.
Лучший способ помочь нашим детям справиться с трудностями — это побудить их работать за пределами своей зоны комфорта, приготовиться помогать, когда это необходимо, и на личном примере демонстрировать энтузиазм при виде трудных задач.
Интеллект бывает разный
Самые уважаемые специалисты в области образования согласны с тем, что не стоит рассматривать интеллект как единую, статичную сущность. Будь то концепция множественного интеллекта Говарда Гарднера (логического, вербального, межличностного, кинестетического, визуального/пространственного, экзистенциального, внутриличностного, натуралистического и музыкального), триархическая теория интеллекта Роберта Стернберга (аналитический, творческий, практический), акцент на эмоциональной компетентности Питера Саловея и Джона Майера или концепция Кэрол Двек о двух взглядах на интеллект (как на фиксированную и как на растущую сущность), общепризнано, что интеллект бывает в разных формах.
Сходите на собрание "Менса" - крупнейшей и самой известной некоммерческой организации для людей с высоким коэффициентом интеллекта (в нее входят те, у кого, согласно тестированию, IQ выше, чем у девяноста восьми процентов населения). И посмотрите: среди этих людей с чрезвычайно высоким IQ есть профессора, хирурги, ученые, инженеры, полицейские, пожарные, повара, водители такси и уборщицы.
Мы все знаем людей, которые кажутся невероятно умными, но у них не складывается карьера, и с виду совершенно обычных людей, добившихся значительных успехов. Все дело в том, что интеллект – это больше, чем тесты и первое впечатление.