А врач еще добавит?!

Если ребенок получил травму

Я до сих пор не пойму, как это могло произойти. Сын, который тогда еще не умел ходить и только пытался вставать, стремительно подполз к старенькому буфету и, буквально вскочив на ноги, стал его трясти. И я, и муж в это время были рядом. Но почему-то не успели среагировать. С буфета упал будильник. Прямо в лицо сыну. Результат: один передний зуб болтается, как на ниточке, другой шатается...

Тогда мне, конечно, было не до обобщений и выводов. А вот сейчас, вспоминая общение с медиками, я понимаю, что волею судьбы нам довелось познакомиться с основными психологическими типами людей в белых халатах. К сожалению, многие из них к нашей физической травме пытались добавить еще и психологическую.

Они уже сгоревшие

Первым делом я осмотрела сына. Глаза - на месте, а зубы - это ерунда, новые вырастут. Несмотря на приличное кровотечение во рту, сынуля стал сосать сисю и быстро успокоился. Но я все-таки решила вызвать "скорую".

"Девочка! Хватит баловаться!" - так отреагировала на мой звонок оператор скорой помощи. Наверное, у меня был слишком спокойный для такой ситуации голос, или женщине на том конце провода просто хотелось сорвать на ком-то нервы... В общем, пришлось потратить некоторое время на то, чтобы объяснить, почему я не могу биться в истерике, когда у меня на руках лежит только что успокоившийся ребенок. Это не сработало. Зато сработал старый добрый язык межчеловеческого общения: я тихим и угрожающим голосом обматерила эту упорную работницу медслужбы... И через десять минут "скорая" приехала.

Врач вошел, посмотрел на всю нашу окровавленную компанию усталым взглядом и сказал: "Мама, он у вас засыпает. Все нормально. Завтра спокойно сходите к детскому стоматологу. Если ночью будет остановка дыхания - звоните!".



Думаю, вы поняли, что муж и я эту ночь спали неспокойно. А точнее не спали совсем.

Почему так происходит?

Почему многие врачи ведут себя так равнодушно? Как будто перед ними не страдающий ребенок и испуганная мать, а какая-то бесполезная картонная коробка, которая сгниет - никто и не заметит?

Дело в том, что эта "непробиваемость" - следствие того, что врачей в России не учат навыкам конструктивного общения и не заботятся об их психологическом состоянии. Посмотрите американский сериал "Скорая помощь". Там все врачи специально обучены техниками общения с пациентами и родственниками. Конечно, больные вызывают в их душах эмоциональный отклик, но не настолько сильный, чтобы выжечь душу.

А что происходит у нас? Психология преподается в мединститутах чисто теоретическая, для галочки. Разумеется, студенты ее проходят, но... "мимо". И на работу студент попадает психологически беззащитным.

Молодой специалист поначалу принимает близко к сердцу страдания каждого пациента. Добавьте сюда и то, что многие врачи учат своих начинающих коллег "подключаться" к больному. "Представь, что это твой брат (мама, отец, сестра и т.п.). Смог бы также неосторожно обработать ему рану (сделать укол, наложить шину и т.п.)?".

В результате врач сливается с пациентом и чувствует его боль как свою. Но ведь выдержать такое невозможно. Рано или поздно срабатывает защитная реакция организма - его нервная система "выгорает". Медик становится равнодушным к страданиям пациентов и реагирует с раздражением на те ситуации, в которых от него ждут живого чувства. Врач не знает, как сочувствовать, не разрушая при этом себя, - в этом по больше части лежат причины врачебной агрессии.

Есть и еще одна причина, по которой даже молодые врачи бывают чудовищно равнодушны. Дело в том, что свой профессиональный путь они начинают в сложившемся коллективе, где большая часть специалистов - уже "сгоревшие". И начинающие доктора в процессе работы усваивают этот стиль общения с пациентами как норму.

Всеобщая мобилизация

На следующий день мы пошли в районную стоматологическую поликлинику. Там нам удалили болтающийся зуб и похвалили за то, что я догадалась вправить шатающийся на место. Оказывается, молочные зубы, в отличие от коренных, могут прижиться, если восстановится кровеносный сосудик, этот зуб питающий. Видимо, чтобы поддержать меня, врачи стали рассказывать о том, с какими ужасами им приходится сталкиваться: откушенные языки, травмы зачатков коренных зубов, переломанные кости черепа...

Почему-то меня не согрела мысль о том, что моему сыну по сравнению с другими страдальцами очень повезло. Честно говоря, эти жуткие образы даже преследовали меня какое-то время и казалось, что все это может произойти и с нами.

Подруга, узнав о нашем несчастье, устроила нам по блату консультацию в очень известном ортодонтологическом центре.

"Мамочка, вы знаете, что все травмы детей лежат на совести родителей?" - с этих слов началась престижная консультация. Продолжилась она в том же духе. На грамм полезной информации о том, что надо сделать, чтобы избежать проблем с коренными зубами, нам выдавали полкило критики, нравоучений и праведного гнева. У меня сложилось ощущение, что я посетила не стоматолога, а работника социальной службы.

Почему так происходит?

Не нужно забывать о том, что перед врачом стоит задача не только наложить повязку или выписать лекарства, но и мотивировать родителей на лечение ребенка. Проще говоря, врач должен убедить маму выполнять все нужные рекомендации и не допускать такой беды впредь.

Делать это можно по-разному. В идеале, врач должен быть немного психологом и убеждать человека мягкими, конструктивными методами. Постоянные читатели "НМ" наверняка уже знакомы с плюсами так называемой положительной мотивации. Это достаточно сложно и требует много сил, высокого профессионализма и индивидуального подхода. Поэтому большая часть врачей использует универсальные, грубые методы - они мобилизуют родителей, воздействуя на их чувства страха и вины.

Страх за ребенка естественен для любой матери, а для той, чей малыш только что перенес травму или болезнь, - особенно. Страх парализует логику, перекрывает любые другие чувства - и мать готова исполнять все, что требует врач. Управлять матерью, "используя" ее страх, несложно.

Это удобно врачу - никакой канители, лишних слов и сил - но может быть опасно для матери и ребенка. У родителей может выработаться фобия - неоправданная неконтролируемая боязнь чего-либо. Например, ребенку, упавшему с качелей, запретят к ним приближаться вообще, а если он ослушается, у матери может начаться истерика, резко ухудшится самочувствие и т.п.

Чувство вины также деструктивно. Конечно, родитель может повысить бдительность, начать более пристально следить за ребенком. Но все это будет проходить на фоне тяжелейшего нервного напряжения. Поэтому если оценивать перемены, происходящие с мамой при появлении чувства вины, то по какому-то показателю они улучшатся (например, мама спрячем все опасные предметы в доме), но по сумме показателей поведение мамы будет более опасным, прежде всего из-за нарастающего чувства тревожности и неуверенности.

Так что старайтесь не пускать внутрь себя те негативные "психологические крючки", на которые вас пытаются поддеть медики. Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к специалисту-психологу, который избавил бы вас и вашего ребенка от последствий травматического шока.

А как правильно?

При первой же возможности я отвезла сына к нашему любимому врачу, которая наблюдает нас с роддомовских времен. Конечно, она не стоматолог и не ортодонт. Но после общения с ней у меня стало легко на душе.

Что же она такого сказала? В общем, ничего особенного. Что мы с сыном - очень хорошие. Что мы все правильно сделали. Что в этих обстоятельствах мы просто молодцы (куча аргументов-комплиментов моему маленькому мужчине и самой замечательной маме, то есть мне).

После этого разговора я не стала более легкомысленно относиться к буфетам и стоящим на них будильникам. Но у меня появились силы, я без истерик следила за сыном и месяц (!) не давала ему брать твердое в рот. И наш шатающийся зубик прижился!

Есть у нас еще много маленьких побед. А главное - эта травма не сломала ни меня ни сына. Мы просто стали чуточку мудрей.

Как вести себя в сложных ситуациях

Помните, что ни жесткость, ни жестокость не является необходимым атрибутом врачебной помощи. Вы вовсе не обязаны разделять с врачом ношу его психологической безграмотности.

Постарайтесь разделить важную информацию, получать которую иногда приходится с боем, и эмоции, с помощью которых врач может манипулировать вами. Отстраняйтесь от навязываемых вам страха и тревоги - иначе вы рискуете "заразить" негативными эмоциями малыша. А это недопустимо, поскольку ребенку еще больше, чем взрослому, необходимы положительный настрой и твердая уверенность в том, что он выздоравливает.

Безусловно, травма ребенка ни для одной матери не проходит бесследно. Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к специалисту-психологу, который избавил бы вас и вашего ребенка от последствий травматического шока.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Елену Михайловну Уколову, доцента кафедры педагогики и психологии Московского государственного медико-стоматологического университета, заместителя декана факультета повышения квалификации преподавателей


Статья из июльского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "А врач еще добавит?!"

Вы не авторизованы.

Ох, дорогие мамы...
Первый год жизни моей малышки вспоминаю с содроганием. Страшно не люблю поликлиники-больницы, отчасти поэтому решилась на домашние роды. Зато потом...
Сначала Верка вылезла из закрепляющих ремней и упала с детского стульчика (трещина в черепе, сотрясение мозга) - в полгода. В семь месяцев выяснилось, что ребенок проглотил мой нательный крестик, незаметно для меня сорвав его с цепочки.
Две больницы - Морозовская и Филатовская.
Конечно, и там, и там были замечательные врачи. Некоторые еще и замечательные люди. И зарплата у них маленькая. И я, и прочие мамаши - невнимательные, беспечные, неопытные. (Какими словами я только себя не корила тогда!)
НО!
Как мне забыть того врача "Скорой", который, глядя в мои (наверное, тогда безумные от ужаса) глава, сказал холодно: "Таких, как Вы, надо лишать материнских прав... Калечите детей, а нам их лечить."
Как мне забыть ту докторшу, которая рычала зверем на меня, зареванную: "Ты хоть понимаешь, что она у тебя в любой момент умереть могла?"
Как мне забыть ту сестру, которая бросила женщине, робко спросившей: "А можно, пока я съезжу сдать анализ (это чтобы ее положили вбольницу с ее малышом), с ним папа побудет?" - "Папы нам тут НЕ НУЖНЫ!" (почему???)
Ох, сколько всего вспоминается...
В больницу - только спасаясь от смерти.
В поликлинику - только по большим поводам.
2003-03-01, Анна
Не соглашусь с Вами. Если врач – настоящий врач, то качество его работы не будет зависеть от уровня оплаты. Он просто не сможет сделать «забесплатно» плохо, а за деньги – хорошо.

И не надо обобщений. Я ходила в обычную женскую консультацию. Так получилось, что я была у трех разных врачей. Ни один из них ни разу мне не нахамил. Рожала я полубесплатно – то есть в обычном бесплатном роддоме, но по договоренности с врачом. Да, может быть ко мне и было особое отношение, но, проведя в родилке несколько часов, я видела как относятся к другим роженицам. Точно также как и ко мне! Аналогично про послеродовой период. Ну не было там хамства, хоть убей!

Еще случай. Ребенеку около 2-х лет и она падает и получает сотрясение мозга. У нас уже была платная страховка, но я с перепугу звоню сразу в 2 скорые – платную и бесплатную. Первой приехала бесплатная. Я уже енмного успокоилась и когда они предложили госпитализацию в городскую больницу – я отказалась. Да, они не сказали мне теплых слов. НО! Заявили, что реебнка в такой ситуации оставить не могут – и СИДЕЛИ и ЖДАЛИ платную скорую помощь. И когда они приехали – передали ребенка с рук на руки и только тогда уехали.

Так что еще раз повторюсь – не надо обобщать. Люди (и врачи) везде РАЗНЫЕ.
2002-09-12, virus
Милые женщины! Не хвалите зарубежную медицину - платную или бесплатную (а есть и такая!). Я живу уже несколько лет в Австралии и не устаю поражаться равнодушию и безразличию здешних врачей. Зато улыбка на их лицах сияет ярче солнца! Кстати, ВСЕ мои друзья из других стран (Америка, Канада, Великобритания) пишут то же самое! Случаев явного хамства с ходу припомнить не могу, но полнейшего безразличия к бедам больного страдальца любого возраста (включая пятинедельного ребенка!) - сколько угодно... Дома можно было выбрать врача вплоть до профессора, обсудить лечение, заплатить в конце концов и получить грамотный совет, консультацию. А тут... Обследования не добиться, к специалисту попасть невероятно сложно, уровень же компетенции *участковых* (local) докторов оставляет желать лучшего. *Скорая*, правда, быстро приезжает, а вот в больницу лучше не попадать... Если бы мне предложили что-то в эту страну прихватить из нашей, первое, о чем бы подумала, - наши медики с их знаниями и отношением к больному. Порой не так улыбка необходима, как уверенность врача в своих действиях, способность взять на себя ответственность за здоровье пациента...
2003-07-30, Ирина.
А почему врачи так равнодушны именно у нас в России? Вы не задумывались над этим? Не причина ли тут в бесплатной медицине и в том, что они мало получают? Или в том, что еще во времена совдепии все привыкли относиться к людям как к букашкам, не задумываясь о психологической стороне дела? Я постоянно сталкиваюсь с хамством своего врача, когда хожу в консультацию. Но отношение обычно совсем другое, когда ходишь к платному врачу. Наверное понимают, что если нахамят, то ты к ним не прийдешь больше? А ведь хороший психологический настрой часто помогает справиться с болезнью.
Почему когда, например, читаешь рассказы о бесплатных родах у нас и за границей, как правило, чувствуешь такую разницу. У нас отношение к роженицам равнодушное, поточное, хамское. А там нет такого, даже не смотря на то, что оплата идет не лично врачу, а по страховке от государства. Почему они-то "человеческое лицо" сохраняют? Или дело действительно в том, что наших врачей не учат психологии общения с больными? Или элементарному милосердию? Хотелось бы узнать еще чье-то мнение.
Надя и мальчик-декабрюшка
2002-09-12, Nadya
слезы наворачиваются!!!конечно, это очень сложный вопрос:хороший-плохой врач.по-моему, сейчас это еще превратилось в платный-бесплатный.мы столкнулись с врачами в месяц.выписавшись из роддома,жили очень счастливо пока мой муж не обнаружил в памперсе беловатые выделения в районе письки.было 7 утра.в 7.30 были в городской поликлинике,где выяснилось, что наша педиатр будет в 11, а хирург в 13, а без них никто ничего не будет делать.сын уже вопил от дискомфорта.я позвонила платному врачу наших знакомых.кстати, у нее был ПЕРВЫЙ день отпуска.она приехала в 8.30(через полчаса после звонка!!!).оказался баланопастит-просто наша городская бесплатная мелсесетра вместо того, чтобы объяснить мне как надо мыть мальчика, читала лекции о вреде памперсов!!!!!!!а от памперсов у нас даже покраснений нет и пользуюсь я ими постоянно!как сказала моя мама:"надо найти хорошего врача и держаться за него всеми силами".только почему-то они чаще работют в платных клиниках...
2005-02-24, Катерина
Полностью согласна. Я ходила в бесплатную ЖК - отличный врач, грамотный специалист с современными взглядами. Да и рожала я бесплатно, просто не в большом-"раскрученном" роддоме, а в маленьком, в нем родился еще мой муж. Отношение как к родной (честное слово, я не преувеличиваю), постоянное внимание, а в момент самих родов все 13 врачей были рядом)) - просто на всякий случай. Да и потом, когда в 2,5 месяца ребенку надо было делать операцию (небольшая косметика) - мы были в Филатовской больнице. Это же просто фанаты своего дела, детей!!! Огромное им спасибо, было много внимания и заботы и моей дочке, и мне, глупой и растерянной мамашке). И все это тоже бесплатно, никто денег не требовал и не ждал.
А по поводу заграницы - извините, но вы имели возможность сравнивать? Например, ведение беременности у нас (у нормального врача, а не хронического перестраховщика) и, например, в Америке? Очень спорный вопрос...
2002-09-12, Elen
Я работала медсестрой 6 лет и хочу сказать, что ни в коем случае нельзя "сливаться" с пациентом, а тем более представлять что он твой , не дай бог, родственнк- ты эффективно не сможешь ничего сделать. Потому что уровень тревоги зашкаливает.
Что касается равнодушия, то известная доля безусловно есть. Но с другой стороны, вы не должны ждать от медиков полнейшего сочувстия и что он тут же полностью решит ваши проблемы. Родители детей, в большинстве своем, люди взрослые и им самим прежде всего нужно спокойно и обдуманно подходить к ситуации. (Как это сложно знаю сама, т.к. сама мама. Но возможно).
И последнее, платные врачи - да, вежливые, да, внимательные, но не забывайте что они делают на Вас деньги.
Мое мнение - нужно выбрать "своего" врача- не важно платный он или бесплатный. У нас педиатр на участке - вниматльная, вдумчивая, специалист каких мало. Низкий ей поклон.Хотя и поликлиника не "платная".
2003-01-08, Planeta
Поделитесь:

12.09.2002
Обновлено 10.11.2020
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Близкие по теме статьи
"Заботливые мамочки" и еще 5 типов гинекологов: как выбрать врача
Хороший гинеколог для ведения беременности: классификация доктора Лубнина
Как найти хорошего гинеколога: 10 критериев
Как найти хорошего гинеколога: 10 критериев
Какой гинеколог нужен вам: как выбрать врача
Роды: как это будет? Что делают врач и акушерка роддома
Роды: как это будет? Что делают врач и акушерка роддома
Специалисты родблока: чего от них ожидать во время родов?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!