Я очень люблю море. Просто во сне оно мне снится. Но почему-то на море мне не хотелось, то ли жара утомила, то ли организм хотел приключений... Тут муж еще удивил: "Хочу, - говорит, - рыбу половить, экологический отдых меня что-то интересует. Ты как насчет Финляндии?" Я его за всю нашу совместную жизнь, а у нас дочке 10 лет уже, ни разу с удочкой не видала. А тут вдруг такое. Ну ладно, "к маме, значит к маме", как в рекламе говорится.
Однако Финляндия задаром не выгорала, а денег было маловато... Вдруг мамина приятельница, тоже та еще авантюристка, позвонила и спрашивает: "В Финляндию хочешь? Стоить будет 150 баксов с носа, программа детская, возраст дочки в самый раз?" Ну, думаю, вот оно! Есть, правда, одна заминочка, ну ладно, где наша не пропадала! Звоню любимому и все ему рассказываю. Диалог с его стороны выглядит примерно так:
-ОООООО!!!!!
-Ну да!!!!
-Конечно!!!!
-Отлично!!!!!
-Гм, а почему так дешево?
Тут наступает ответственный момент, который я должна с блеском провести. "Понимаешь, это все организует не туристическая фирма, он это и сам -не дурак, без меня уже догадался, а организация "Евреи за Христа".
-Что??????
Начинаю его мягко уговаривать: "Ты ж не против евреев?"
-Да нет, живу ж с тобой.
-Ну и?
-Ладно, там, надеюсь, обрезание насильно делать не будут?
-Нееееееееееет! - Ура! Согласился! Едем!
И вот, наконец, чистейший и милейший моему сердцу Ленинградский вокзал и толпа народа у нашего вагона. Вообще-то, некоторые похожи на евреев, ну а основная масса, похоже, халявщики, вроде нас. Садимся в вагон, и начинается: знакомства происходят стихийно, дети носятся по вагону и болтают обо всем сразу. Руководительница - милейшая женщина Ирина Петровна - пытается загнать деток спать: из-за экономии денег взяли билеты на поезд, который в Питер придет часов в 5, он самый дешевый. Дети разгоняются плохо, но все-таки спать мы их уложили... ближе к 12.
Раннее-раннее утро. Мы в Питере, но этого мало - нам надо ехать в Выборг, там будет автобус до Финляндии. Если честно, я об этом узнала за день до отъезда, с автобусом были проблемы, которые решили в последний момент, но - сами нарвались, это ж не туристическая фирма. Электричка до Выборга шла часа 3, а, может, и больше - такой грязи я не видала даже в южных поездах советского периода. Но вот мы и в Выборге, сейчас мы сядем в автобус и... И автобуса нет. У Ирины Петровны состояние, близкое к обмороку, у остальных - ничуть не лучше. Жара, вокзал и надежда тает, тает, тает ... И вдруг он выплывает - голубой, сказочный, огромный. Толпа из женщин, детей и бабушек кидаются к нему с воплями восторга, укора и прочих эмоций, а немногочисленные мужчины нервно докуривают в сторонке. Финн показывает нам на часы: Боже, здесь же время другое! Он вовремя приехал, это мы, бестолковые, по московскому времени его ждали.
Дорога бежит мимо лесов и полей, мы ждем встречи с местечком Пайваниеме, которое меж собой называем по-украински "пиво-немае".
Расселение проходит долго, мы хотим есть, спать, вымыться, наконец! Хозяин фермы-коттеджа-хутора всех пристально разглядывает: платим-то мы только за домики, а питаться будем за его счет. Наконец, все улажено, детку нашу поселили отдельно, как и обещали вначале, но мы уже согласные на все. Идем смотреть их домик дочки - это типичная "дача" времен советских домов отдыха средней руки, туалет - типа "сортир" - на улице, холодная вода в доме. Ладно, умоется у нас, будет на завтрак идти, ну и заодно уж... У нас-то домик почти с удобствами - есть все, но в коридоре. Наплевать! И вдруг одна русскоговорящая финка из бывших сосланных, их тоже, оказывается, ссылали, говорит: "А хозяин сауну истопил, хотите?" Какая сауна, время 12 ночи, мы почти сутки на ногах. Но почему-то пошли.
И была сауна - с эвкалиптом, деревянными полатями и САМЫМ главным. Оказалось, что люди, которые ехали сюда - замечательны настолько, что не дружить с ними нельзя! Мы говорили обо всем, говорили о прошлом, настоящем и будущем, смеялись, иногда вспоминая о времени и не спящих еще детках и забывая вновь... Потом мы вышли на улицу, стояли белые ночи. И вдруг мы увидали, куда ж нас занесла судьба-озеро, островки, гористый берег, синющее небо и звезды, Млечный путь, Луна, воздух прозрачен и серебрист. Боже, как же здесь хорошо!
Утро встретило завтраком и желаниями сходить за ягодами, сплавать на острова, половить рыбу, набрать грибов, поиграть в дартс, волейбол и теннис одновременно. В результате, детям была предоставлена возможность делать то, что им заблагорассудится без нас, а мы... А мы наслаждались красотой. Потом ловили рыбу. Мальчишки поймали каких-то карасиков, размером с аквариумных гуппи, и их мамы и бабушки честно рыбок вычистили. После чего финские женщины на кухне скормили рыбок кошке. Мы решили такие глупости больше не повторять и печь рыбу самим на костре.
Можно ли описать словами закат, догорает костер, дети, наевшись печеной рыбки, а как и все дети они остальную еду едят через "не хочу", а за рыбой чуть не в очередь стояли, сомлевшие и счастливые от подвигов, сидят у нас на коленях, нежно играет гитара... И песни - по моему заказу "В Сенегале", детям - в моем исполнении - "Ты ж миня пидманула" и "Нам с сестренкой каюк, наша мама на юг...", потом, по просьбам пожилого поколения и к восторгам молодого, потрясающим баритоном наш сосед Семен Семеныч поет Окуджаву, Галича, романсы.
В дождливый день идем наверх, в последний домик, где живет гитарист Саша с семьей. Несем пиво, оставшееся от стоянки в Выборге, сырокопченую колбаску, печенье. Саша разводит камин, да-да, самый настоящий камин! Он дымит, мы потягиваем пиво и снова - Окуджава, Высоцкий, студенческие песенки, Городницкий, Визбор, "Ты ж миня"... Дети в восторге, а у в взрослых першит в горле, видимо от дымящего камина?
Поездка в Тампере и аквапарк была единственным культурным развлечением за неделю пребывания в финской деревне. Накануне моя чудесная дочь с подругой в 12 ночи собирали чернику, коей там превеликое множество. Я и мама подруги в это время опять же балдели в сауне, а мы там бывали чуть не каждый день. И что-то подвигло меня подняться к ее домику наверху склона. Спокойной ночи пожелать и поцеловать в лобик. Смотрю, Боже, да из кроссовок вода льется, росы там сильные и дождик вечером шел. Ох, сопли завтра, как пить дать...
Сопли - это слабо сказано. Это был фонтан, извержение вулкана и сход селей одновременно. А как же аквапарк? Честное слово, я прилежная мать и не пускаю больного ребенка на улицу. Но аквапарк... И я махнула на все рукой. Визги и вопли в аквапарке продолжались с 3 часов дня до 8 вечера. Потом я сказала, что вода у меня уже везде, гидромассаж, горки, и пр. вызывают у меня аллергию, и я очень сильно хочу есть! Сопли у ребенка прошли, так что посещение аквапарка на всех сказалось положительно.
Приближался отъезд. Накануне устроили Шабат - мы ж все таки евреи, в некотором роде. Дети сделали нам сюрприз - всем мамам выдали самодельные медали, объяснив каждую. Мне вручили "Самая веселая мама". Храню ее вместе с фотографиями - это, пожалуй, самая дорогая моя награда.
В поезде до Москвы пили любимое "Невское", ели ветчину и копченых кур. Этого нам в Финляндии не хватало. Поезд пришел очень рано, полусонные, мы перецеловались перед расставанием, пообещав встречаться и перезваниваться. Что мы и делаем уже год.
Таких друзей у меня давно уже не было и это - САМОЕ ГЛАВНОЕ, что я получила от отпуска. И еще - перевернутое в озеро небо, черничные языки у детей, запах эвкалипта и любимую с юности песню "А в Сенегале, братцы, в Сенегале..."
Marina Sorokina, sormarina@mail.ru.