Физическое развитие ребенка в первый год жизни — это не только прибавки в весе и росте и освоение новых движений. Большая работа происходит внутри, до поры до времени не видна — и знают о ней лишь очень внимательные врачи да некоторые интересующиеся родители. Так, человек с нормальным тонусом способен напрягаться и расслабляться по необходимости. А нарушенная телесная чувствительность может быть помехой в учебе и общении. Сегодня обсудим еще две важные составляющие физического развития ребенка — схему тела и ритм.
Схема тела малыша
«Чем наш палец отличается от соски?» — «Бессмысленный вопрос... Палец — это палец, а соска — это соска!». Вопрос действительно странный — но только для нас, взрослых. А малыш ответил бы так: «Да ничем — и то и другое я могу отправить в рот...»
При появлении на свет младенец относится к частям своего тела как к посторонним предметам. Поэтому когда в поле зрения ребенка попадает его рука, до определенного момента она для него такой же предмет из окружающего мира, как игрушка, соска или рука мамы. Но постепенно у младенца формируются представления о себе, о своих возможностях и ограничениях. Так создается «схема тела» — некий, еще неосознаваемый, образ себя, который очень важен, чтобы научиться координировать движения, манипулировать предметами и выполнять различные действия.
Cхема тела подобна карте, которая может быть по-разному детализирована. Если такая карта хорошо «прорисована», мы можем совершать движение определенной частью тела. Например, рисовать карандашом, задействовав только руку, а не весь корпус, как дети, у которых схема тела нарушена: рисуя, они совершают много лишних движений, наваливаются на стол, их рука «тянет» за собой все тело.
Если схема тела искажается, ребенок растет неловким и неуклюжим. Он может позже начать ходить, его движения будут неуверенными, несмелыми, неточными. Он будет «собирать» в доме все углы и часто падать. Конечно, наивно ожидать от годовалого ребенка ловкости и координированности, но закладываются они в первый год, и в том числе благодаря адекватно формирующейся схеме тела.
Не меньшее значение имеют и границы тела: они будут помогать ребенку отделять себя от внешнего мира и различать, где я, а где не я, что мое, а что не мое, знать, что хочу и чувствую именно я, а не кто-то за меня. Физические границы становятся основой для психологических границ, умения «держать дистанцию» в отношениях с другими людьми, способности защищать свои границы и уважать границы других.
Дети, которые своих психологических границ почти не ощущают, их и не отстаивают. Они позволяют обращаться с собой как с предметами: их можно легко отодвинуть, «переставить» на другое место. При этом сами они могут то и дело нарушать границы других людей: липнуть к незнакомым, обнимать их, вешаться к ним на шею.
Как мама помогает малышу сформировать схему тела и обозначить его границы? Когда она купает, переодевает, кормит малыша, делает ему массаж, она прикасается к ребенку, обнимает его, поглаживает, приговаривает: «А чья это у нас ножка?», «А где у нас глазки?». Тем самым она «знакомит» младенца с его руками, ногами, пальчиками, лицом и обозначает границы тела.
Почувствовать свое тело «изнутри» — мышцы, суставы — помогают различные упражнения и игры, в которых малыш преодолевает некоторое сопротивление: отталкивания руками и ногами, «бодания», игры с разными по тяжести предметами. Множество подобных игр предлагает знаменитая система PEKiP, разработанная чешским психологом Ярославом Кохом еще в 1970-е годы. Она учит родителей заниматься с малышами так, чтобы запускать заложенный в них двигательный потенциал. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы движения ребенка исходили от него самого, а не были навязаны «извне».
Итак, ключ к формированию схемы тела и его границ — тесный телесный контакт ребенка с мамой, игры и упражнения, придуманные ею самой или почерпнутые из опыта других. Чем больше в это будет вложено любви и внимания, тем лучше малыш будет развиваться, а его схема тела — лучше «детализироваться», «очерчиваться». Постепенно он научится чувствовать возможности своего тела и доверять себе.
Ритм
Казалось бы, чувство ритма по-настоящему необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности — музыкантам, танцорам, спортсменам и т.д. Но если задуматься, вся наша жизнь пронизана ритмами: полнолуние — новолуние, прилив — отлив, день — ночь, бодрствование — сон и т.д. От того, насколько мы восприимчивы к ритмам, зависит не только наше самочувствие, но и эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации, широта взглядов.
Формирование ритма очень важно для развития ребенка. Самые первые ритмы, с которыми он знакомится еще в утробе матери, — это ритмы ее ходьбы, речи, биения ее сердца. С появлением на свет малышу предстоит освоить новую среду и множество новых ритмов, например, научиться правильно дышать.
В основе любого ритма — две основные фазы: возбуждение — торможение, ускорение — замедление, взлет — спад, сжимание — разжимание, вдох — выдох. Благодаря ритму вырабатываются двигательные навыки, уравновешиваются, гармонизируются движения при любом виде деятельности. И тогда, как пишет психофизиолог Н.А. Бернштейн, «последовательные шаги при ходьбе или беге получаются одинаковыми, как монеты одной и той же чеканки». Ребенок начинает лучше чувствовать, понимать свое тело и управлять им. Он меньше устает, быстрее восстанавливает силы, у него вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций, уходят неловкость, суетливость и торопливость. Даже речь благодаря ритму становится более управляемой, правильно акцентированной.
Овладение ритмом — важный шаг на пути понимания времени и пространства, последовательности событий, усвоения режима дня. А в глобальном смысле — цикличности жизни. Как пробудить в малыше чувство ритма задолго до того, как этим специально начнут заниматься воспитатели и учителя?
Дети очень восприимчивы к повторениям, они требуют от взрослого делать одно и то же бесконечное количество раз. Мудрые мамы интуитивно используют эту склонность, задавая ритм погремушками, хлопками, стишками, песенками и танцами. Привычная картина: мама ритмично покачивает малыша, сидящего у нее на коленях, приговаривая: «Ехали мы, ехали, в гоpод за оpехами, по кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ускоряя ритм к концу потешки, она подготавливает ребенка к активным действиям, к игре. Эти повторяющиеся игры, на первый взгляд, абсолютно бесцельные и бессмысленные, вызывают бурю положительных эмоций и у мамы, и у младенца и способствуют формированию у него чувства ритма. А если, нежно взяв малыша на руки, мама укачивает его, постепенно замедляя ритм, он засыпает. Повторяющиеся ритмичные действия помогают ребенку успокоиться.
Если мама проводит с малышом мало времени или не уделяет внимания играм, устает повторять одно и то же по многу раз, его ритмы — как биологические, так и психологические — могут сбиваться. Ребенок плохо привыкает к режиму, распорядку дня, его сложно успокоить после игры и уложить спать. Иначе говоря, ему трудно поменять вид деятельности, переключиться с одного действия на другое, ведь у каждого из них — свой ритм.
Занимаясь с ребенком, мы запускаем его ритмы, позволяем ему почувствовать, как ими можно управлять и подстраиваться под них, учим переключаться с одного ритма на другой.