Париж так необычен и многообразен, что может заворожить ребёнка. Город удивляет его на каждом шагу и вызывает сотни вопросов. Создатели всемирно известных путеводителей Lonely Planet выпустили новую серию познавательных книг «Не для родителей». Одной из первых в серии вышла книга «Париж. Всё, о чём ты хочешь знать». С этим путеводителем не страшно взять с собой в поездку детей — достаточно протянуть ребёнку книгу, а самим любоваться видом на Эйфелеву башню. И все-таки: о чем могут спросить нас дети в Париже?
- «А можно и нашу собачку сажать за стол, как это сделала та тётенька? И вон тот дедушка... И эта пожилая пара...» Даже в самых элитных парижских ресторанах дети могут увидеть немыслимую для других стран картину: важный холёный официант выносит к столу пуфик с бархатной подушкой, чтобы усадить четвероногого спутника клиентов. Да, парижане очень любят животных. У каждого шестого горожанина есть собака, и с ней можно появляться практически везде. Более того: здесь организованы специальные такси для поездок с домашними любимцами, в общественном транспорте продают билеты для них (в полцены «человеческого» билета), а уезжая из города, можно поселить питомца в отеле для животных, где за ним будут ухаживать, как за особой королевской крови. Поэтому на этот детский вопрос смело отвечайте: «В Париже — можно!».
- «А что ещё можно в Париже?» Смело пить из фонтанчиков. Отдыхать в одних плавках в центре города — каждое лето на берегу Сены специально насыпают песчаный пляж. Оставить след губной помады на могиле известного писателя Оскара Уайльда. Попробовать улиток и лягушек. Покататься на катке под Эйфелевой башней. Посетить станцию-призрак в метро. Множество туристов уже испытали всё это на себе — и им понравилось!
Взрослые уверены, что Париж принадлежит им. Свидания на ступенях Монмартра, прогулки по Елисейским полям, поцелуи на Эйфелевой башне, круассаны на завтрак, улыбка Джоконды и много чего ещё. Взрослые очень удивятся предложению взять с собой в Париж... детей! «В этот романтический город? Что вы, им рано ещё!» А может быть, они просто не хотят делиться?
- «А правда, что в Париже строят дома наизнанку?» Не спешите говорить любознательному отпрыску «нет». Вообще-то это правда. По крайней мере, один дом. Но очень большой. С очень длинным названием «Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду». Чтобы освободить внутри здания больше места для картинных галерей, выставочных залов, библиотеки и музыкальных классов, все коммуникации вынесли наружу и покрасили в разные цвета. Вентиляция и канализация, эскалаторы и электропроводка — всё это опутывает здание причудливой сетью ярко окрашенных элементов. Зрелище удивительное, и парижане сами долго не могли к нему привыкнуть. Но с чем не стерпишься ради искусства! Сегодня «Центр Помпиду» — одна из главных достопримечательностей города.
- «Зачем император Франции приказал сравнять Париж с землёй?» Этот вопрос только кажется безумным, ещё безумнее ответ на него: «Чтобы на 20 лет превратить столицу в стройплощадку». Действительно, при Наполеоне III парижан стало так много, что возникла проблема перенаселённости. В поисках лучшей жизни в столицу стекались люди со всей страны. Узкие грязные улицы и старые ветхие дома оказались раем для разбойников и рассадником болезней. И тогда император приказал барону Осману, лучшему специалисту в области строительства, перепланировать город. Старые кварталы были стёрты с лица земли, и на их месте возникли широкие бульвары и изящные здания, сделавшие Париж одним из прекраснейших городов Европы.
- «А правда, что парижане рубят королям головы?» Конечно, такого давно не случалось. Но во времена переворота, названного Великой Французской революцией, король Людовик XVI и его жена, королева Мария-Антуанетта, действительно были казнены. Почему? Привыкшие к роскошной жизни, они довели страну до голода и разорения, и обедневшие жители взбунтовались. Сперва отрубили голову королю, а через год с небольшим точно так же казнили и королеву. Собственно, и королей во Франции после этого не было.
- «А на Блошином рынке продают блох?» Сейчас, наверное, уже нет. Но когда-то продавали. Правда, блохи были не основным товаром — они в товарах жили. Дело в том, что вещи на этом рынке появлялись... со свалки. Их поставляли специальные «лунные рыболовы» — коллекционеры, при свете луны отыскивающие среди мусора то, что затем можно продать. А поскольку сто лет назад, когда началась история Блошиного рынка, о санитарной обработке вещей со свалки никто не задумывался, покупатель вполне мог принести домой среди прочих покупок блохастую кофточку.
- «Правда ли, что под Парижем есть подземные ходы, где водятся крокодилы, а стены сложены из черепов?» Про черепа — правда. Двести лет назад в парижские катакомбы были снесены кости с переполненных кладбищ, и 70 лет их укладывали в причудливые композиции. Так бывшие шахты стали подземным произведением архитектуры и искусства. А ещё под городом располагаются 200 километров канализационных каналов, по которым вот уже 150 лет устраивают экскурсии. Правда, обнаружить там крокодила едва ли удастся, это всё-таки байка.
- «Почему в Париже так много каруселей?» Это наследие давних времён, когда на деревянных лошадках катались не весёлые мальчишки и девчонки, а суровые рыцари в тяжёлых латах. Потому что карусель не всегда была аттракционом. Она была изобретена как тренажёр для тех, кто должен был уметь на полном скаку бросать в цель копьё — или рубиться мечом не слезая с коня. А потом уже оказалось, что кататься на карусели просто весело, и с тех пор от этого дух захватывающего развлечения без ума и дети, и взрослые. Кому же не хочется почувствовать себя рыцарем?!