Воспитание детей для многих из нас — своего рода борьба: родители запрещают, ребенок изо всех сил старается нарушить установленные границы. Но может быть и по-другому: если запретов мало, а родители уверены в себе и держат себя в руках. И, конечно же, не используют физических наказаний.
Три запрета для ребенка — достаточно
Границы дают ребенку ощущение предсказуемости и снижают его тревожность. Главное здесь — ЧТО запрещать и КАК запрещать.
Границы должны оставлять ребенку достаточно пространства для экспериментирования и ошибок и не должны значительно снижать свободу ребенка. Лучше всего работает подход трех типов границ:
- запрет на агрессию;
- запрет на то, что непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка;
- границы, связанные с развитием у ребенка терпения.
Запрет на агрессию означает, что в нашем доме нельзя бить, кусать, щипать, дразнить, обзывать другого.
Запрет на небезопасное поведение часто противоречит экспериментированию и риску попробовать что-то новое. Применяйте его с осторожностью и обратите внимание на слово «непосредственно». Если ребенок забрался на качели, то риск для его здоровья и жизни, несомненно, возрастает, но он вполне приемлем, тем более что вы можете встать рядом и страховать. Когда младенец тащит игрушку в рот, риск кишечной инфекции возрастает многократно, но, стоя на страже этой границы, вы можете существенно задержать его психическое развитие и тренировку иммунной системы.
Правила, связанные с развитием терпения, например «Сначала уроки, потом развлечения», — отличный способ научить ребенка при необходимости откладывать удовольствие. Это залог психологической зрелости и самоконтроля: устойчивость к дискомфорту и сиюминутным импульсивным соблазнам в ущерб, например, здоровью (курение, алкоголь, наркотики и пр.) и другим долгосрочным интересам человека.
Таких ограничений, как «Нельзя трогать вазу» или «Нельзя прыгать по лужам», можно вообще избежать, убрав в недоступное для ребенка место ценные вещи и купив ему непромокаемые штаны и сапоги.
Как защищать границы и отстаивать запреты
Ограничения должны отстаиваться дружелюбно, последовательно и аргументированно. Ребенок обязательно будет тестировать их (еще один аргумент в пользу минимума границ, иначе ваши отношения рискуют перерасти в борьбу по каждому поводу). Будьте готовы к этому и ведите себя ровно и уверенно.
Если ребенок рвется на проезжую часть, вы можете схватить его в охапку и отнести в машину или домой, несмотря на его истерику, но при этом вести себя спокойно, без брани и шлепков. Повторяйте одну фразу: «Нельзя убегать от мамы» вместо «Вот я тебе задам дома». У ребенка нет злой воли, идет естественный процесс тестирования. Реагируйте на это с улыбкой мудреца.
Отстаивайте ограничение при каждой попытке его нарушить. Если сегодня приходить домой после 9 часов вечера можно, а завтра — нельзя, у ребенка возрастает тревога из-за отсутствия предсказуемости и возникают сомнения по поводу ваших мотивов. По этой же причине разъясняйте ребенку смысл установленных вами правил, но не ожидайте, что он непременно поймет и согласится с вами.
Если ребенок мал (меньше 3–4 лет), самый лучший способ защиты границ — отвлечение. Переключите внимание малыша на проезжающую пожарную машину, мороженое дома или мультфильм. Вы можете также носить в кармане или сумке заранее заготовленную игрушку, старый мобильник или связку ключей. Энергичные отвлечения могут значительно ослабить уровень напряжения в ваших отношениях с ребенком.
7 причин не бить и не шлепать детей
Сегодня в России около 20 % родителей бьют своих детей. Почти 2/3 считает, что иногда можно шлепнуть. И только четверть — что шлепать и бить нельзя ни при каких условиях. Печальная картина. Если вы в состоянии раздражения или гнева будете вспоминать хотя бы некоторые из этих семи аргументов, то ваш ребенок несомненно будет иметь намного больше шансов вырасти эмоционально уравновешенным, смелым, уверенным в себе и счастливым человеком.
- Есть более эффективные способы повлиять на поведение ребенка, без тяжелых побочных эффектов. В 95% случаев родители признают, что шлепок был не чем иным, как несдержанностью и проявлением гнева и что он ничему не научил ребенка.
- Ребенок, как известно, воспитывается в основном личным примером. Привычка разрешать конфликты силой, как это часто делали родители, может дорого обойтись во взрослой жизни. Учите детей договариваться (личным примером) — возможно, это главный навык, которому вы можете их научить.
- Шлепки и физические наказания воспитывают страх. Трусость ведет к безынициативности и лживости.
- Агрессивность взрослого разрушает доверие, а значит, главное средство влияния на ребенка, реальную власть, особенно когда он подрастает, и «дубина» перестает действовать.
- Принуждение силой развивает отношения типа «начальник-подчиненный» (в худшем их варианте). Начальник не достоин сожаления и сопереживания, и у ребенка разрушаются ростки доброты и внимательности к ближнему (вряд ли без этих качеств человек может быть счастлив в семье).
- В гневе трудно соразмерять силы — часто дети попадают после этого в больницы, бывают и смертельные случаи.
- Физические наказания и шлепки нарушают базовое чувство безопасности и так называемые границы тела, что имеет множество побочных эффектов, в том числе сексуальные расстройства и так называемую диффузную тревожность (человек часто испытывает тревогу без видимой причины).
2 упражнения для управления гневом
Если вы не умеете справляться со своим гневом, то этому всегда можно научиться. Используйте, например, методы «1—3—10» и «АСВ».
Метод «1—3—10». Когда чувствуете, что закипаете, для начала попробуйте применить эту простую технику:
- 1 — один раз скажите себе: «Я с этим справлюсь» или «Я спокойна и разберусь с этим»;
- 3 — после этого сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха (на 5 счетов вдох, на 5 выдох — медленно);
- 10 — затем досчитайте до 10.
До банальности просто, но очень эффективно. Пробуйте много раз, пока не привыкните. Здесь самое сложное — научиться распознавать сигналы приближающейся бури на ранних стадиях. Когда крышу уже снесло — слишком поздно. Человек не может себя контролировать в гневе.
Применение техники «1—3—10» требует формирования нового навыка, а для этого нужно многократное повторение, практика. Так что не падайте духом, если сначала не выходит. Продолжайте тренироваться и поощряйте себя за малейший прогресс. Тогда навык будет закрепляться. Если все же вам этого мало, попробуйте метод «АСВ».
Метод «АСВ». Каждое утро и вечер в определенное время (лучше сразу после пробуждения и перед сном) уединяйтесь, садитесь на стул, закрывайте глаза и вспоминайте один из прошлых срывов. С той разницей, что вы в этой ситуации — спокойны, ровно дышите, улыбаетесь и говорите себе «Я с этим правлюсь».
А теперь главное — вы фокусируете внимание на чувствах ребенка, на том, как вы его любите, как он нуждается в вашей поддержке и внимании, даже если ведет себя не так, как вы хотите. Далее представляете, как начинаете обращение со слов: «Давай будем делать так-то и так-то». Это позволит вам не критиковать и не дергать ребенка и создаст позитивную атмосферу концентрации внимания на решении, а не на проблеме. «Давай...» — магический призыв, приглашение к действию, блокирующее негативную оценку человека.
Это упражнение потребует у вас 2 раза по 5 минут в день. Но большинство людей эти 10 минут, которые могут значительно улучшить качество их жизни, почему-то не находят. Вам решать.
Кроме того, чтобы предотвратить раздражение и усталость, старайтесь больше развлекаться, особенно вместе с ребенком. Займитесь спортом. Общайтесь больше с людьми, которые вас поддерживают и хвалят (а с теми, кто упрекает и обвиняет, — меньше).