2-3 года – это возраст второй детской сепарации, когда малыш активно осваивает этот мир и начинает социализироваться. У него просыпается интерес к экспериментам, активному изучению пространства и контакту как со взрослыми, так и с детьми. О том, каким навыками должен обладать ребёнок 2-3 лет для собственной безопасности, рассказала Наталья Максимова – дипломированный эксперт по трансформационной психологии и коучингу, создатель семейных центров красоты с детской комнатой "Багамы для мамы".
"Я часто наблюдаю, насколько по-разному ведут себя двух-трехлетки, когда попадают в новое пространство. Например, к нам в салон приводят двух малышей 2-х лет. Один радостно бежит в детскую комнату играть с няней. Другой – жмется к маме и рыдает, когда она пытается уйти. В чем тут дело?"
1. Для ребенка 2-3 лет важно создать базовую безопасность
То есть, он должен воспринимать мир как прочную конструкцию где достаточно безопасно и можно чувствовать себя в порядке. Такой малыш, даже оставаясь на какое-то время без близкого взрослого, будет активен, готов к контакту. В случае опасности такие детки скорее готовы откликнуться на помощь чужого взрослого, а не забиться в уголок и спрятаться. Иногда это может быть критически важно!
Как создать такое чувство защищенности? Во-первых, самой маме нужно воспринимать мир именно так. Ребенок всегда считывает эмоциональный настрой родителя. Если мама чувствует себя расслабленно и комфортно – малыш получает сигнал "здесь все в порядке". Если мама напряжена и излишне тревожится за ребенка (например, отдавая ребенка в детскую комнату, такая мама уверена: "ой, он точно без меня будет плакать, ему будет плохо"), то, скорее всего, карапуз действительно начнет капризничать, как бы оправдывая ожидания мамы.
2. Навык давать сигнал о своем самочувствии
При чем не только маме, а вообще любому взрослому. Например, воспитателю в детском саду. Если ребенку плохо (душно, жарко, тошнит, что-то болит), может ли он подойти и сказать то, что чувствует? Иногда дети в этом возрасте стесняются даже попроситься в туалет, если оказались не с родителем.
В этом случае важно проговорить ребенку, что он может озвучить, если с ним что-то не так. Можно придумать, какими именно фразами он скажет другому взрослому о своих потребностях. Если малыш пока совсем плохо говорит – это может быть какой-то сигнал, который вы расшифруете няне/бабушке/воспитателю. Таким образом вы выстраиваете мостик коммуникации между ребенком и другим взрослым. Помогаете малышу быть понятым. И сообщаете ему о том, что его чувства и потребности важны, и есть другой взрослый (ваш "заместитель"), который готов их услышать и помочь.
3. Навык базовой личной безопасности должен появиться у ребенка к 2 годам
Навык базовой личной безопасности должен появиться у малыша уже к двухлетнему возрасту и продолжать формироваться все детство. Стоит объяснять ребенку, что может ему навредить. Например: "это горка, если по ней забираться наверх, то тебя могут толкнуть, это может быть больно", или: "эти игрушки мелкие, их не нужно брать в рот". Очень постепенно ребенок привыкает к нормам и правилам безопасности. И учится быть более автономным.
Очень важно корректно формулировать свои предложения малышу. Если использовать фразы-пугалки, которые я периодически слышу от тревожных мам и бабушек, вроде "будешь прыгать с поребрика – тебя собьет машина!" Или: "одного мальчика, который убегал от мамы, съели собаки" – есть риск нарушить ту самую базовую безопасность у маленького человечка, которую так важно поддерживать в этом возрасте.
4. Первое осознание своих границ
Хорошо, если малыш в 2-3 года может сопротивляться тому, что ему не нравится. Тут можно порадоваться, если ребенок кричит и топает в общественном месте, когда вы пытаетесь утащить его от прилавка с шоколадками. Потому что функция сопротивляться тому, что с ним делают что-то, что ему не по душе – включена.
Если же малыш покорно терпит, когда его заставляют выдержать поцелуй и объятия дальней родственницы, которая прилетела погостить, то стоит насторожиться. Ребенок должен ощущать неприкосновенность своего тела для других взрослых. И не замораживаться, если происходит что-то, что ему неприятно и пугает.
Можно начать проявлять больше внимания к желаниям и нежеланиям ребенка. Объяснять ему, что он вправе остановить контакт, который ему не нравится. Не проявлять насилие по отношению к ребенку, даже если кажется, что самый простой способ увести его с улицы – схватить в охапку и уволочь домой. Можно попробовать сначала обсудить, почему важно идти с вами. Да, разговаривать с трехлеткой, который твердо намерен искупаться во всех лужах двора, непросто. Но сам процесс дает малышу сигнал: взрослый не должен делать с тобой что-то через силу.
5. Понимание свой-чужой
Точнее – кто из окружающих взрослых может считаться "своим", кому можно доверять, а кто – "чужим". Мама или папа, как главные взрослые в жизни ребенка, обозначают, какие взрослые являются "своими". И что могут делать эти взрослые. Например: "это – няня, она поиграет с тобой, пока я буду в соседней комнате. Если тебе что-то не понравится или станет грустно – приходи ко мне, я буду находиться вот там".
Также малышу можно начать проговаривать, чего не стоит делать с чужими взрослыми. Уходить, играть, брать конфеты и игрушки. И так далее.
В целом в возрасте 2-3 лет полезно брать ребенка с собой в общественные безопасные места. Быть его проводником и защитником в этом большом мире. И учить постепенно осваивать пространство и общение с другими людьми. Именно благодаря такому бережному расширению границ ребенок будет лучше адаптирован к садику и школе. А также более эмоционально развит.