Мы читаем книги по воспитанию детей и статьи в интернете о том, как повысить самооценку ребенка — но редко обращаем внимание на свою речь. А в ней тем временем живут слова и фразы, которые мы часто произносим автоматически — а на ребенка они действуют разрушительно. От каких формулировок отказаться в общении с ребенком и чем их заменить?
Вряд ли вы обращаете внимание на свои слова — вы говорите их просто так, не задумываясь. А может быть, вам кажется, что вы в легкой и ироничной форме указываете ребенку на его неправильное поведение?
Но ребенок все, что вы говорите, воспринимает всерьез. От вас он ждет только правды, которая поможет ему лучше узнать жизнь и самого себя. Но есть слова и фразы, из-за которых у ребенка может сложиться неправильное представление о своей личности, которое будет влиять на него и во взрослой жизни.
Поэтому суждений любого рода лучше избегать. Просто любите в своем ребенке каждую черту характера, любите все, что он делает, — даже если вам кажется, что он делает это не так, как надо.
Ты просто невоспитанный!
Что думает ребенок. Но папа же тоже ругается... Почему мне нельзя? Я не невоспитанный! Почему родители не понимают, что я злюсь и мне просто надо выпустить пар?! Они меня не любят и не понимают. А вдруг со мной и правда что-то не так?
Что сказать вместо этого. Без всякого обвинения в голосе: "Что, по-твоему, значит слово, которое ты только что сказал?".
"Наверное, ты разозлился и вспомнил, что некоторые взрослые говорят это слово, когда сердятся? Иди сюда, разберемся, что тебя так рассердило!"
"Знаешь, взрослые иногда не очень правильно себя ведут. Если тебе очень хочется что-нибудь такое сказать, когда сердишься, говори, например: „Черт возьми“!"
Лентяй и бездельник!
Что думает ребенок. Мне правда очень сложно рано вставать. Помоги мне, вместо того чтобы злиться!
Почему я должен выполнять скучные приказы? Посмотри, во что превращают взрослых обязанности! Я не хочу таким становиться!
Почему мы не можем веселиться, пока я тебе помогаю?
Почему тебе неинтересно, из-за чего я не хочу делать домашнее задание?
Что сказать вместо этого. "Ох, как же сложно просыпаться по утрам! На помощь! Нам нужен подъемный кран! Так, подожди, сейчас обниму... Ты прав, по утрам в школу совсем не хочется... Ну почему уроки начинаются так рано?!" (Ребенок, чувствующий, что его понимают, легче готов идти навстречу взрослому.)
"Как же так, ты совсем не хочешь мне помочь? Да, играть и правда куда веселее... Давай подумаем, как нам побыстрее управиться с делами... А пока будем их делать, постараемся не заскучать... Спасибо, что помог!" (Ни ваша помощь ребенку, ни его помощь вам никогда не должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся.)
Хватит придуриваться!
Что думает ребенок. Да что я не так сделал? Выходит, я веду себя не так, как они хотят, я ни на что не гожусь, я дурак
Что сказать вместо этого. Вы правда уверены, что ребенок придуривается? Что вообще значит для вас это слово? Помогите ему найти решение, вместо того чтобы осуждать.
Не навешивайте на ребенка ярлыков. Лучше присмотритесь к нему и поймите, что побуждает его к подобному поведению.
Идиот!
Что думает ребенок. Почему они не пытаются понять, почему я себя так веду? Я правда не понимаю, что здесь надо делать...
Раз я идиот, значит, и буду вести себя как идиот! По крайней мере тогда они обратят на меня внимание...
Что сказать вместо этого. "В чем сложность? Как нам ее решить?"
"Чего ты не понял? Тебе объяснить еще раз?"
"Я непонятно объясняю? Давай еще раз подумаем, как решить эту задачу"
Дрянь!
Что думает ребенок. Но почему? Что я такого сделал? Почему ты даже не пытаешься меня понять? Я ничего плохого не хотел, разве ты не видишь?
Что сказать вместо этого. "Милый, что случилось?.. Расскажи, пожалуйста. Я помогу найти выход".
"Ты грустишь? Злишься? Как тебе помочь?"
Ах ты мерзавец!
Что думает ребенок. Но сестра так меня разозлила!
А обо мне кто подумает?
Все им не нравится!
Как же вы не видите, что я злюсь и что вы мне нужны? Как мне теперь вообще кому-нибудь доверять?
Зато, когда я веду себя как мерзавец, на меня обращают внимание...
Что сказать вместо этого. "Да, милый, конечно! Я тебя понимаю! Ты, наверное, очень сильно разозлился, если поступил так с сестрой!"
"Понимаю, тебе хочется бегать и бить мечом по бабушкиным креслам, ведь это так здорово! Давай подумаем, по чему можно бить, как по настоящим врагам... Пойдем!"
(Наша задача — создавать ситуации, в которых дети могут проявлять свою творческую энергию и фантазию, не разрушая все вокруг. Так вы научите их удовлетворять свои желания, проявляя уважение к тому, что их окружает.)