Несмотря на сложную ситуацию в отечественном здравоохранении, большинство из нас по-прежнему уверены, что в случае воспалительных заболеваний — ангины или пневмонии, цистита или хламидиоза — нас непременно вылечат. «Это лечится», — успокаиваем мы себя, заработав гайморит или заметив у себя симптомы венерического заболевания. К сожалению, победа лекарств над инфекциями, которую мы наблюдали в ХХ веке, оказалась не окончательной: в ХХI веке ей на смену приходит устойчивость к противомикробным препаратам (УПП) возбудителей самых разных болезней. Чем это грозит?
Устойчивость к антибиотикам: угроза постантибиотиковой эры
Об устойчивости к противомикробным препаратам говорят в тех случаях, когда микроорганизмы (бактерии, грибки, вирусы и паразиты) оказываются способны выдерживать атаку противомикробных средств (антибиотиков, противогрибковых, противовирусных и противомалярийных препаратов), которые раньше успешно их подавляли. Как это происходит, расскажем на примере антибиотиков.
Если антибиотик выбран пациентом самостоятельно, или неправильно назначен врачом, или пациент сократил курс приема препарата, его действие может привести к гибели лишь наиболее слабых микробов. Выжившие бактерии, «познакомившись» с антибиотиком, становятся устойчивыми (резистентными) к данному лекарству. Это свойство микробы могут передавать из поколения в поколение — так возникают бактерии, устойчивые к антибиотикам, и ничего не мешает им распространяться по миру.
В 2001 году эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) впервые обратили внимание на то, что из-за нерационального назначения антибиотиков эти препараты вскоре могут начать терять свою эффективность. Сегодня антибиотикорезистентность — это мировая проблема, которая в то же время касается каждого жителя Земли.
«Правильно или неправильно пациент принимает лекарство от давления — это его личное дело, — говорит Сергей Яковлев, президент Межрегиональной общественной организации „Альянс клинических химиотерапевтов и микробиологов“. — А вот правильно или неправильно пациент принимает антибиотики — это общественное дело. Если микробы станут устойчивыми, он может их передать другим людям, прежде всего своему ближайшему окружению. И для лечения этих людей — особенно маленьких детей и стариков — может уже не оказаться эффективных средств».
Это уже происходит: 25 000 человек ежегодно умирают в Европе — как дома, так и в стационаре — от инфекций, вызванных резистентными микробами. При этом на новые антибиотики рассчитывать не приходится: за последние 30 лет не было открыто ни одного нового класса антибактериальных препаратов, и если даже разработки начнутся сегодня, лекарство появится не раньше, чем через 15 лет.
Для сравнения: с 1941 по 1960 гг. было создано 50 новых антибактериальных препаратов. Это позволило главному хирургу США заявить в 1967 г. «Пришло время закрыть книгу инфекционных болезней». Однако с тех пор ситуация изменилась, и в сентябре 2014 г. президент Барак Обама назвал устойчивость к антибиотикам «угрозой национальной безопасности США».
Сергей Яковлев, президент Межрегиональной общественной организации «Альянс клинических химиотерапевтов и микробиологов»
Болезни, которым не страшны антибиотики
Какие же заболевания, которые успешно лечились антибактериальными препаратами вчера, сегодня все чаще им «не поддаются»?
Туберкулез. Схемы лечения туберкулеза антибактериальными препаратами фторхинолонами, отработанные десятилетиями, все чаще оказываются неэффективными. Ежегодно у 6% заболевших туберкулезом регистрируют так называемый туберкулез со множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), который требует более дорогих препаратов и длительных схем лечения. В 2012 г. таких пациентов в мире было 450 тыс. человек. Среди ранее пролеченных от туберкулеза повторно МЛУ-ТБ заболевают уже 20%. Самое страшное, что новые препараты, которые используются для лечения «мутировавшего туберкулеза», не разрешены к применению у детей, поэтому малыши первых лет жизни, заболевшие МЛУ-ТБ, фактически оказываются беззащитными.
Заболевания дыхательных путей. По статистике, чаще всего антибиотики назначаются при респираторных заболеваниях, отитах, воспалениях бронхов и легких. Один из самых опасных возбудителей этих заболеваний — пневмококк. Препараты, которыми раньше успешно лечилась пневмококковая инфекция, сегодня не могут назначаться лишь исходя из картины заболевания (быть препаратами выбора, как говорят врачи).
Дело в том, что устойчивость пневмококка к пенициллину достигла 50%, к тетрациклинам и левомицетину — 30%. Недавно подтверждена резистентность пневмококка и к антибиотикам группы макролидов — тоже в 30% случаев. При таком уровне лекарственной устойчивости врач должен сначала провести анализ на чувствительность возбудителя к антибиотикам и только потом назначить препарат, который точно будет работать. Но анализ этот дорогой, делается долго, а пневмококковая инфекция развивается стремительно.
Инфекции мочевыводящих путей. Чаще всего они вызываются кишечной палочкой (Escherichia coli) и до последнего времени хорошо лечились фторхинолонами, но сегодня устойчивость кишечной палочки к этим противобактериальным препаратам возросла настолько, что они тоже не могут считаться препаратами выбора.
По данным Европейского центра по контролю за профилактикой и распространением заболеваний, 40% европейцев четко уверены в том, что антибиотики эффективны против простуды и гриппа. В России 46% людей назначают себе антибактериальные препараты при первых симптомах простудных заболеваний, а 95% населения нашей страны хранит антибиотики в домашней аптечке «на всякий случай».
Эпидемия гонореи?
Пример того, как социально опасная болезнь может стать неизлечимой, — современная ситуация с гонореей. Эта инфекция, передающаяся половым путем (ИППП), известна с древности, и сегодня ею в России болеют 36 человек на 100 тыс. населения. Ее возбудители — гонококки (Neisseria gonorrhoeae) вызывают гнойное воспаление мочеиспускательного канала и яичек у мужчин, маточных труб и яичников у женщин, что может привести к бесплодию и импотенции.
Проблема в том, что заболевание часто протекает бессимптомно, особенно у женщин. По статистике, средний срок обращения к врачу после заражения гонореей — полгода. Хотя специалисты советуют сдать анализы после любого незащищенного контакта с непостоянным половым партнером. Кроме того, в нашей стране до сих пор не принято в случае неприятных симптомов со стороны половых органов обращаться к врачу — многие сами назначают себе лекарства, почитав о них в интернете.
«Раньше действительно можно было принять две таблетки антибиотика фторхинолоновых групп и вылечиться от гонореи, — говорит Михаил Гомберг, главный научный сотрудник Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии. — Но по данным мониторинга резистентности гонококка к разным антибиотикам целые группы антибиотиков больше не могут быть рекомендованы для лечения, в том числе фторхинолоны, пенициллин, макролиды. Возможность посоветоваться с другом, а потом пойти в аптеку и купить лекарство привела к тому, что гонорея перестала излечиваться. Речь идет о грядущей эпидемии гонококковой инфекции».
Это мировая тенденция: в Китае за 5 лет — с 1996 по 2001 гг. — устойчивость гонококка к антибиотикам увеличилась с 17 до 70%. Специалисты по ИППП говорят, что для лечения гонореи остается одна группа действующих препаратов — цефалоспорины, но и их уже нельзя использовать как монопрепарат, а надо комбинировать с другим антибиотиком. Рекомендации по лечению гонореи меняются буквально каждые несколько лет, и только врач знает, что именно эффективно в данный момент.
Использовать антибиотики только в случае их назначения дипломированным медицинским специалистом.
Всегда доводить до конца полный курс лечения, даже если самочувствие уже улучшилось.
Не делиться антибиотиками с другими людьми и не использовать оставшиеся антибиотики, назначенные ранее.
Что могут сделать врачи и фармацевты?
Заниматься профилактикой инфекционных заболеваний.
Назначать и отпускать антибиотики только когда они действительно необходимы.
Назначать и отпускать правильные препараты для лечения болезни.