В первый раз в первый класс — это очень волнительно. Новый коллектив, новое расписание, новые задачи — жизнь ребёнка меняется кардинально! И к этим переменам надо основательно подготовиться. Эксперты компании "ЯКласс" рассказывают о самых важных навыках для успешного начала школьной жизни.
Навыки, как известно, бывают двух типов — hard skills и soft skills. Но если с hard skills всё понятно — это умение прочитать небольшой текст, сосчитать до двадцати и другие умения по образовательному стандарту, то с soft skills все несколько сложнее, а между тем, именно они помогают учиться с удовольствием и достигать успеха в будущем. Какие же из них стоит в первую очередь развивать первокласснику?
Как научить ребенка управлять своими эмоциями?
Во-первых, для успешной адаптации к новому коллективу в школе очень важно уметь управлять своими эмоциями. EQ — эмоциональный интеллект — за последние несколько лет стал не менее важным навыком, чем IQ.
EQ состоит из четырех направлений:
- умение распознавать свои чувства
- умение управлять ими
- умение распознавать чувства окружающих
- и управлять ими.
Как объяснить это ребенку? Можно нарисовать небольшую табличку, разделенную на четыре части, и на ее основе сделать настоящую "карту эмоций".
Например, американский психолог Донна Хаусман советует: "Чтобы помочь ребенку развить эмоциональный интеллект, родители могут и должны разрешать своим детям испытывать любые эмоции и помогать распознавать их. Для этого, составляя "карту эмоций" вместе с ребенком, можно написать на листочке все знакомые чувства — радость, тревога, страх, предвкушение, обида и т.д. — и повесить его на видное место, чтобы каждый вечер отмечать на карточке те эмоциональные впечатления, которые были у членов семьи в течение дня, и почему".
Зачем первокласснику критическое мышление?
Второй немаловажный навык — критическое мышление. Сто тысяч детских "почему", начиная с раннего возраста — это и есть его первые проявления.
Критическое мышление включает в себя:
- получение информации
- ее переработку
- выводы
- принятие решения
- и формирование своего отношения к результату.
Первый класс — это начало серьезной работы с информацией: первые домашние задания, учебные статьи и видеоуроки. Ребенок погружен в цифровую среду и учится в ней ориентироваться. Умение отличать истинную информацию от ложной, проверенную от непроверенной обретает особую ценность. И его важно тренировать с самого начала обучения в школе.
Делать это можно даже в процессе повседневных занятий, обсуждая поступки героев любимых фильмов или книг, показывая на примерах, каким медиа можно доверять, а какие фабрикуют новости с кричащими заголовками.
Не менее важно внимательно слушать ребенка — мотивировать его выражать свое мнение, искать ответы на вопросы самостоятельно, отстаивать свою позицию, логически рассуждать и делать выводы из происходящих с ним ситуаций.
Что значит рефлексировать?
Третий из soft skills мы все неосознанно тренировали в детстве. Кто не помнит ежегодный сентябрьский "ритуал" в младшей школе — сочинение "Как я провел лето"! Но не все задумываются о том, что в процессе мы развивали не только литературные способности, но и навыки рефлексии.
Слово рефлексия произошло от латинского "reflexior" — обращение назад, отражение. То есть умение анализировать свои действия и их результаты, извлекать важные уроки и признавать свои ошибки, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения.
Как помочь ребенку развить в себе рефлексию?
- Прежде всего, не ругать за первые ошибки и замечания в дневнике, а обсуждать причины появления ошибок и возможности избежать их в дальнейшем.
- Анализировать не только ошибочные, но и верные решения, помогая ученику понять, что в его действиях привело к хорошим результатам.
- Не навязывать свое решение, а выслушать то, что предложит сам ребенок, стимулируя его анализировать свои поступки и последствия.
Как развивать адаптивность у ребенка?
И, наконец, адаптивность — умение, которое позволяет человеку быстро приспособиться к новым обстоятельствам, интегрироваться в новую реальность. Для первоклассника это качество становится особенно важным, ведь ему надо войти в незнакомый коллектив, поменять распорядок дня, привыкнуть к учителю и к правилам школы, чтобы, в итоге, получать удовольствие от школьной жизни, найти новых друзей и интересные занятия после уроков.
Развивать адаптивность можно понемногу каждый день: менять привычные рецепты блюд, ходить в новые места, пробовать разные хобби и мотивировать ребенка знакомиться с другими детьми на площадках или в игровых центрах.
И еще три суперсилы для первоклассников
Помимо перечисленных "гибких навыков", есть еще три современные "суперспособности", которые помогут первокласснику начать школьную жизнь.
Обычно именно в школе ребёнок впервые получает возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. А значит, самое время учиться финансовой грамотности! Официальные уроки по этой необычной дисциплине пока введены только в 25% российских школ. Благодаря таким урокам дети узнают, как сохранить и приумножить накопления, как правильно инвестировать в будущем, что такое кэшбек и как на нем заработать.
Но несмотря на то, что с 2022 года уроки финграмотности планируется ввести во всех школах, первоисточником знаний в этом вопросе для ребенка остаются родители: можно привлекать ребёнка к обсуждению каких-то финансовых вопросов, помогать ему копить на желанную покупку, вместе изучать программы, которые предлагают образовательные сервисы.
Другая "суперсила" — тоже грамотность, но цифровая. Все диджитал-навыки можно условно поделить на пять типов:
- информация
- коммуникации
- контент
- безопасность
- решение проблем
Именно такую классификацию применяют сейчас в странах Евросоюза. С первого класса дети начинают пользоваться интернет-ресурсами для обучения и подготовки домашних заданий. А также, заведя в школе новых друзей, многие из них регистрируются в соцсетях и участвуют в классных чатах.
Цифровая грамотность необходима, чтобы знать, как определять полезные ресурсы для поиска информации, какие сайты подозрительны или опасны и как установить защиту от них, на каких ресурсах можно найти удобные сервисы для работы с файлами или креативной обработки изображений.
Еще одна необходимая суперспособность — креативность. И это далеко не только творческие занятия, такие, как рисование или лепка. Креативность — это умение нестандартно мыслить и находить новые решения. И пригодится этот навык не только при изучении гуманитарных предметов, но и в математике, ведь даже при одном верном ответе существуют разные способы решения задачи.
Креативно мыслящий ребенок получает больше удовольствия от учебы с самого начала, потому что с первого класса у него появляется возможность выразить себя творчески, принимая участие в школьных событиях и проявляя инициативу.
Пять заповедей для родителей первоклашек
Важно уточнить, что, помимо списка "must do", должен быть и другой список — что не стоит делать родителям. Его можно представить в таком виде:
- Не перегружать кружками, секциями и курсами по подготовке к школе.
- Не навязывать "синдром отличника".
- Не опекать чрезмерно.
- Не внушать сомнений и неуверенности в себе.
- Не судить строго.
Иными словами, не стараться сделать из ребенка отличника еще до того, как он сел за парту — пусть он сам достигнет своих первых успехов в школе!