О важности эмоционального интеллекта при поступления в школу, способах проверки готовности ребенка к роли первоклассника и полезных играх для дошкольников рассказала кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета Людмила Макшанцева.
Проверка умственного интеллекта
Когда учителя или воспитатели говорят о готовности ребёнка к школе, они в первую очередь имеют ввиду умственный интеллект, или IQ. Одна из доступных диагностических методик для проверки интеллектуальной готовности — "Домик". Перед ребёнком кладут чистый лист бумаги и картинку со схематично нарисованным домом, и просят ее перерисовать. Если дошкольник упускает деталь, скажем, не рисует крышу, заменяет окно на дверь, разрывает линии там, где этого не должно быть, стоит задуматься о готовности ребёнка к школе.
Методика "Аналогии" проверяет способность ребенка мыслить логически — назовите пары и предложите сыну или дочке подобрать слово, подходящее по смыслу. Варианты могут быть следующие:
Щука — рыба, а одуванчик — ? (цветок);
Часы — время, а градусник — ? (температура);
Помидор — огород, а грибы — ? (лес);
Добро — зло, а день — ? (ночь);
Уши — слух, а глаза — ? (зрение);
Телефон — звонить, а утюг — ? (гладить).
1-2 названные пары из 6 заданий говорят о низком уровне готовности к школе.
Таких диагностик для проверки готовности ребенка к школе много и на результаты тестов вполне можно ориентироваться, хотя они не дают 100% точности — в детских садах и школах используют другие методики, которых в открытом доступе не найти.
Наличие произвольного внимания
К 6-7 годам у ребёнка появляется произвольное внимание — способность сосредоточиться минут на 20, скажем, на сборе пазлов, рисовании, чтении, физических упражнениях. Если у дошкольника это не получается, возможно, он сидеть за партой еще не готов — за произвольное внимание отвечают структуры головного мозга, которые к 7 годам обычно развиваются.
Если ребенка невозможно заставить чем-то заниматься и сам он себя тоже не может заставить, это говорит об отсутствии произвольности психических процессов. С этим можно справиться при помощи поэтапного решения задач. Помогите ребёнку поставить цель и продумать план действий. Скажем, собрать картинку из пазлов. Посоветуйте найти детали для самой яркой и чёткой части, затем собрать контур картинки, а потом приступить к заполнению оставшихся пропусков.
Умение выражать свои эмоции и понимать чувства других
Для успешной учебы не менее важен эмоциональный интеллект, отвечающий за способность осознавать свои и чужие чувства, переживания. Если ребёнок отличается низким уровнем общительности, дерется или не может контролировать себя — кричит, убегает, могут возникнуть проблемы во время учебы. Чтобы помочь сыну или дочке лучше понимать свои и чужие эмоции, предложите ему описать, что чувствуют герои мультфильма или сказки, говорите о собственных эмоциях.
Любимые игры
В возрасте 6-7 лет любимыми занятиями ребенка должны быть социально-ролевые игры. Та же игра в школу мягко готовит ребенка к учебе, ему интересно примерить на себя роль первоклассника или учителя. В школу, больницу, почту, магазин дети часто играют с удовольствием, взрослый может лишь направить ребенка, подсказать ему сюжет для игры. Для подготовки к школе важно использовать дидактические игры, например "Фотоаппараты": ребёнку на несколько секунд показывается карточка с картинкой, и он должен как можно подробнее описать ее.
В спортивных и подвижных играх, которые так любят дошкольники, помимо физического развития, есть еще один плюс: правила. Сами того не замечая, дети учатся соблюдать правила, ждать, работать в команде, быть внимательными. Тот, кто играет нечестно, вылетает из команды. В начальной школе умение соблюдать правила считается одним из самых важных навыков.
Как это ни странно, компьютер помогает в подготовке детей к школе, главное правильно его использовать. Современные дошкольники пользуются гаджетами лучше, чем их бабушки и дедушки, и у взрослых не получится оградить детей от цифровой реальности. Вместо типичных "бегалок" и "стрелялок" скачайте 1—2 обучающие игры со счетом, днями недели, словами, рисунками. Разумеется, пользоваться телефоном и планшетом следует под контролем взрослых, которые следят за временем, проведенным перед экраном.
Умение себя обслуживать
Как бы родители не готовили ребенка к школе, новый распорядок дня непривычен для первоклассника: на место воспитателя приходит учитель, нельзя больше играть весь день напролет, приходится сидеть за партой и знакомиться с одноклассниками. Если ребенок вдобавок к этому не умеет себя обслуживать — завязывать шнурки, переодеваться, складывать вещи в рюкзак, школа ему точно не понравится. Взрослые должны обратить внимание на самостоятельность ребенка еще в подготовительный период и способствовать тому, чтобы будущий первоклассник сам складывал книжки и игрушки на место.
Ходить на подготовительные курсы в школу необязательно, дети получают достаточно навыков в детском саду или дома — об этом говорят данные исследования МГПУ "Особенности развития интеллектуальной сферы обучающихся в контексте психологической готовности к школьному обучению". Интеллектуальным развитием детей будет заниматься учитель, а главная задача родителей во время подготовки к первому классу — поддерживать ребенка, разговаривать с ним, создавать условия для его самостоятельности и развивать эмоциональный интеллект.