Всем детям нравится познавать мир, узнавать что-то новое. Они делают это играя. И практически все они, более 80%, идут в первый класс с огромным желанием. Но дальше ребенок теряет интерес. Почему? Педагог, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа (НСПК) Евгения Зюзя рассказывает, как родители, учителя, школа, учебная дисциплина и обстоятельства самого ребенка влияют на его желание учиться.
1. Дисциплина
Когда дети приходят в первый класс, они никак не представляют себе процесс учебы. Они буквально "рассыпаются" как горошины, у них нет навыка быть учениками.
Что происходит на уроках в первом классе на начальном этапе? Дети подражают друг другу. Все разговаривают, играют. Один захотел попить, а за ним еще семеро. Другой попросился в туалет, а там еще пятеро тоже вдруг захотели в туалет. Кто-то вдруг скажет, что устал, и окажется, что с десяток ребят как-то тоже устали. Все галдят, все делятся своими эмоциями и впечатлениями.
И что делать учителю? Конечно же, наводить дисциплину.
На этапе создания дисциплины и проявляется первое нежелание ходить в школу. Ребенок не понимает, зачем он туда пришел. Да, ему объяснили, что он пришел "учиться". Но никто не рассказал, как именно это делается. Ведь в детском саду он тоже "учился", но там можно было и играть, и гулять. А тут нельзя. И желание "учиться" падает.
2. Учитель
Сам учитель тоже может повлиять на мотивацию детей:
3. Родители
Какие ошибки родителей могут повлиять на мотивацию ребенка?
Ребенок должен обладать интеллектуальной зрелостью, то есть владеть необходимым набором знаний и навыков, чтобы спокойно осваивать программу первого класса. Как это? Например, никто не получает водительских прав, если не прошел теоретическое и практическое обучение. То есть сначала теория, потом практика, потом экзамен. У детей подготовка к школе идет именно так. Сначала подготовка, а только потом сам первый класс.
Ребенок, идущий в первый класс, должен быть эмоционально готов прийти в школу: в новый коллектив, в новые условия, где будут новые для него требования. Ребенку, которого до первого класса всегда хвалили и никогда не указывали на ошибки, будет невозможно адекватно реагировать на замечания учителя. А без замечаний и поправок педагога невозможно учиться. Так что необходимо готовить ребенка к школе еще и эмоционально.
Необходимо научить ребенка общаться и со взрослыми, и со сверстниками-мальчиками и девочками. Именно общаться, а не конфликтовать, обижаться и т.д.
Ребенку необходима физическая зрелость. Если он часто болеет, то, конечно же, будет пропускать много занятий. А в итоге начнет отставать от одноклассников. Это и способствует тому, что мотивация к обучению снижается. Важно не упускать из виду состояние здоровья ребенка и не ждать что он "перерастет" и здоровье наладится. Само по себе ничего не проходит. Родителям надо иметь полную картину о состоянии физического здоровья своего ребенка и учитывать это, когда решается вопрос об отправке ребенка в первый класс.
Бывает, что ребенок до школы занимается всем подряд. Ментальная арифметика, английский, французский, танцы, спорт. Очень развивается ребенок за счет того, что изучает все, что не изучили мама с папой. В итоге он приходит в первый класс и все знает. Родители радуются, у них умный ребенок. А ему скучно. Он и без школы все это знал. В итоге во второй класс приходит ребенок, которому уже так скучно, что он из лучших переходит в другое измерение. Потерял интерес.
Это беда для ребенка. Родители требуют от него то, что хотели бы они, без учета способностей самого ребенка. А он страдает. Так как он старается, он напрягается, а выполнить не может. Что-то он искренне не понимает, а иногда на освоение чего-то не хватает элементарной базы. А родители требуют. И что делать ребенку? Если он со всех сторон неуспешен, в итоге развивается апатия, неверие в себя, потеря интереса к школе, да и к чему-либо. Его же родители не принимают таким, какой он есть.
Часто бывает так, что родители из-за своей занятости или стиля воспитания (предоставление ребенку самостоятельности) не следят за успехами ребенка. Не проверяют его тетради, не интересуются делами в школе. Они же воспитывают самостоятельного ребенка. В итоге он убеждается не в самостоятельности, а в том, что он не интересен и стараться не нужно. Что происходит, когда появляются замечания и плохие отметки? Интерес к учебе падает окончательно.
4. Ребенок
5. Школа
Еще одной причиной потери интереса к школе у первоклассника может быть неудачный выбор школы.
Когда родители выбирают школу ребенку, они ориентируются на разные критерии, например: расстояние от школы до дома, образовательные программы и т.п.
Потребности и способности ребенка в этом вопросе редко учитываются. В итоге он оказывается в тех условиях, к которым он не готов. Ему сложно, неинтересно, и желание учиться пропадает.