В театральные кружки стоит записывать не только детей, у которых есть талант к публичным выступлениям и актерскому мастерству, а скромных и замкнутых, непосед и даже сорвиголов. Чем же так полезно начальное театральное образование, что Министерство просвещения планирует в 2024 году открыть актерские студии в каждой российской школе.
1. Для стеснительных и гиперактивных
Руководители театральных студий московских школ сходятся в одном – их занятия однозначно полезны самым тихим и стеснительным детям, а также шумным и гиперактивным. И не важно, что ребенок не станет звездой сцены, зато научится без дрожи в коленях и голосе отвечать у доски, выступать перед публикой, сдерживая волнение, а такое умение пригодится в течение всей жизни.
Анна Щукина, руководитель театральной студии "MADAmeANNA" московской школы №2120, считает, что одна из важных функций такой внешкольной активности – психологическая. Педагог рекомендует записывать в школьный театр детей, которые испытывают сложности в общении с родителями, учителями и сверстниками: "Есть дети, которые приходят в студию зажатыми, закрытыми, и, спустя время, они чувствуют свою значимость, независимо от того, какую роль играют в коллективе. Также театр показан ребятам из группы риска, которые могут или уже оказались в сложной жизненной ситуации. Да и родителям детей, которые плохо учатся, тоже стоит задуматься о театральной студии. Приобщение к творчеству подтягивает и учебу".
Руководители театров в школе №1354 "Вектор" в Бутово Людмила Чуракова и Кристина Андреева советуют приводить в кружок гиперактивных детей. К ученикам, которые отличаются "демонстративным поведением" или, скажем, мешают вести уроки, в театральной студии дают задания посложнее и непременно возлагают на них ответственность, например, объявляют на репетиции их помощниками режиссера. Такой подход срабатывает – гиперактивность направляется в конструктивное русло.
А Денис Ковалев, который возглавляет театральную студию в школе №2065, считает, что на сцене полезно побывать всем, независимо от способностей. Для учеников начальной школы это возможность развить в себе навык публичных выступлений, что точно пригодится им, по крайней мере, в течение ближайших 11 лет – например, чтобы отвечать у доски. А начиная с 5 класса можно говорить и о самореализации, с которой у школьников сегодня есть проблемы. На театральной сцене подростки о них точно забудут.
2. Ныряем в творчество – на сцене и не только
Создание театральной постановки – это не только игра актеров на сцене. Сценарий, декорации, костюмы, грим, музыкальное оформление: держать все в одних руках педагогу хлопотно, да и с воспитательной точки зрения неправильно. По всем этим пунктам вполне могут помогать сами юные театралы и тем самым реализовываться на все сто.
Руководитель творческого объединения школы №2120 Елена Цапа работает с учениками начальных классов, и знает, что в таком возрасте дети способны на многое. Педагог доверяет детям и корректировку сценария, и работу с реквизитом, и с декорациями. "Мы вместе решаем, что и где будет стоять на сцене, что можем позволить себе из оформления, какие будут костюмы. Я даже решила не вмешиваться в интерактивное театрализованное представление, которые ставили ребята из четвертого класса для первоклассников. Они провели все сами и, надо сказать, отлично получилось. Подход дети-детям и невмешательство взрослых очень дисциплинирует".
3. Взаимодействие в коллективе
Театральная студия, которая находится еще и в школе, где учится ребенок, вообще имеет массу преимуществ. Привычная обстановка помогает юному актеру чувствовать себя уверенней и комфортней, да и родителям так спокойнее, уверяет Анна Щукина.
Надо заметить, что, попадая из класса на репетицию, дети окунаются в атмосферу творчества, оказываются в совершенно новом, объединенным одной задачей разновозрастном сообществе, где рождается спектакль. В театральной студии дети по-другому общаются, учатся слышать мнение других, отстаивать свою точку зрения, дружить не только со сверстниками, но и с ребятами старше и младше.
4. Подружиться со своим телом
Аплодисментам, цветам и финальным поклонам на сцене всегда предшествует большая работа за кулисами, независимо от того, профессиональный это театр или школьный. Начинающие артисты изучают нюансы сценической речи, чтобы их слова достигали самого последнего ряда. Их учат правильно дышать, двигаться, изображать, скажем, поединок на шпагах, а такие упражнения помогают подружиться с собственным телом, стать более гибким, пластичным, раскованным и одновременно собранным внутренне, владеть своими эмоциями, не паниковать в сложной ситуации, например, перед экзаменом.
"Сценическая подготовка учит концентрироваться, – поделилась Людмила Чуракова. - Я занималась одновременно театром и спортом и поняла, что именно театр научил меня быть собранной, не поддаваться стрессу. Я не волновалась на экзамене, а начинала переживать потом. У актеров есть такая особенность – собраться на спектакле, а расслабиться и нервничать после выступления".
Кроме того, занятия в театральном кружке — это гарантированное выполнение необходимой ребенку нормы подвижности. Не секрет, что современные дети предпочитают играм во дворе и прочим активностям экран смартфона. Но только не юные театралы. На гаджеты у них просто нет времени, зато есть на движение и физическое развитие.
5. Пятерка по литературе
К выбору репертуара руководители театральных студий подходят по-разному. Кто-то работает в тесной связке с учителем литературы и старается воплощать на школьной сцене программные произведения, чтобы дети лучше их запомнили. Кто-то, наоборот, сознательно уходит от учебных рамок, привлекая учеников к написанию собственных сценариев или переработке любимых книг.
Так, в театре школы №1354 юные актеры с одинаковым удовольствием воплощают на сцене и героев пушкинской "Метели", и забавных персонажей "Манюни" Наринэ Абгарян, читают Цветаеву, Лорку и Джанни Родари.
В театральной студии школы №2120 на сцене ставили "Снежную королеву", "Золотую антилопу". А спектакль "Прощальный июнь 41-го" по повести Бориса Васильева "Завтра была война" произвел настоящий фурор.
Конечно, детям приходится больше читать, они учатся анализировать тексты, разбирать характеры героев и ситуации. Развивать память, запоминая монологи. Все эти навыки расширяют кругозор ребенка и прививают полезную привычку – относиться с уважением и даже пиететом к печатному тексту.