Многие врожденные пороки развития у детей до последнего времени были приговором — новорожденные с дефектами сердца, пищевода, почек просто не выживали. Но все чаще в России проводятся уникальные операции, которые дают шанс малышам в, казалось бы, безнадежном состоянии. При этом детские хирурги самого высочайшего класса работают не только в столице, но во многих крупных городах страны. Вот истории удивительных операций, проведенных в последние годы.
Юрий Козлов, заведующий Центром хирургии и реанимации новорожденных (Иркутск)
Кемерово: новорожденный не мог ни есть, ни дышать
В ноябре 2017 года Минздрав России сообщил о том, что хирургам и реаниматологам Областной детской клинической больницы города Кемерово удалось успешно провести сложнейшую операцию и спасти жизнь ребенка с тяжелым пороком развития.
Женя появился на свет вместе со своим братом-близнецом. У таких детей при рождении вес заметно ниже — впрочем, в течение первых месяцев жизни они обычно достигают возрастной нормы. Но помимо дефицита массы тела (мальчик весил чуть более 1500 г) у Жени обнаружили серьезные врожденные пороки — не сформировавшиеся до конца легкие и атрезию пищевода, который не был связан с желудком.
Из-за этого ребенок не мог ни есть, ни дышать — необходимо было экстренное хирургическое вмешательство. По сути, врачам предстояло заново воссоздать пищевод, причем маловесному пациенту.
Чтобы сделать операцию как можно менее травмирующей для ребенка, специалисты пошли на риск и впервые в регионе провели подобную манипуляцию поэтапно эндоскопическим методом. Уже на третий день с помощью видеоэндоскопии была восстановлена дыхательная функция малыша, и все это время Женю кормили с помощью гастростомы (отверстия в брюшной полости). Еще через три недели хирурги, сделав несколько миллиметровых эндоскопических проколов, воссоздали пищевод.
Сейчас Женя набирает вес и идет на поправку, но как минимум до года он будет регулярно показываться врачам.
Красноярск: новое сердце сразу после рождения
Егору диагностировали гипоплазию одного из отделов сердца, когда он еще был в утробе матери. Почти 100% детей с таким тяжелейшим пороком сердца просто не выживает после операции, но в Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии Красноярска решили рискнуть, чтобы подарить ребенку шанс.
Сразу после появления на свет мальчик перенес пятичасовую операцию, которую во многих странах делают в три и более этапов. Так как у него не было левой половины сердца, хирургам пришлось заменить неразвитую аорту собственной легочной артерией ребенка, а на место легочной поместить специальный донорский сосуд — для такого маленького пациента его сшили вручную, — а также разделить малый и большой круги кровообращения. На 40 минут Егора даже полностью отключили от аппаратов жизнеобеспечения, а тело охладили до 18 градусов — без таких экстремальных мер не удалось бы избежать осложнений.
Операция прошла успешно — российским детским хирургам удалось сделать то, что еще недавно казалось невозможным. Сердце ребенка функционирует нормально, и если в дальнейшем все будет так же хорошо, то никаких ограничений в жизни Егора не будет — даже в спорте.
Москва: чем заменить искусственную вентиляцию легких?
В 2015 году хирурги московской Филатовской детской больницы провели уникальную операцию: они одними из первых в мире спасли ребенка с помощью экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) — искусственного обогащения крови кислородом.
Маленькая Ева, подключенная к аппарату искусственной вентиляции легких, была доставлена в Москву из Мурманска с диагнозом трахеопищеводная расщелина — у нее отсутствовала стенка между пищеводом и трахеей, из-за чего девочка не могла ни есть, ни дышать. По статистике, почти 90% детей с таким врожденным дефектом не выживали, однако специалистам Филатовской больницы удалось положить начало новому этапу хирургии новорожденных.
Сложность состояла в необходимости расслоить общую стенку и сшить стенки трахеи и пищевода со своими собственными, причем у маленьких детей такие вмешательства значительно осложняются ограниченным пространством для манипуляций. Кроме того, аппарат искусственной вентиляции легких пришлось бы вытащить на время операции — и девочка бы погибла, если бы хирургам не удалось впервые в истории российской медицины подключить её к аппарату ЭКМО — до этого такая технология ввиду невероятной сложности применялась только на взрослых пациентах.
Иркутск: как спасти почку и сохранить внутренние органы
В иркутский Центр хирургии и реанимации новорожденных Ивано-Матренинской детской клинической больницы пациенты приезжают со всей России — здесь работают одни из лучших специалистов в стране, которые берутся проводить операции даже в самых тяжелых случаях.
Так, двадцатипятилетняя Элина приехала в Иркутск из Кемерово. Её дочке Злате был год, когда плановый осмотр выявил у девочки кисту холедоха — мешковидное расширение желчного протока. Операция стала настоящим профессиональным вызовом для иркутских хирургов, поскольку киста занимала весь верхний этаж брюшной полости.
Чтобы создать рабочее пространство в брюшной полости, врачам пришлось провести процедуру нагнетания углекислого газа. Кроме того, в процессе операции обнаружился спаечный процесс — оказалось, что после первой операции, которую делали в другом городе, огромная киста срослась с внутренними органами и магистральными сосудами. Процесс отсечения кисты сопровождается контактом с большими сосудами, повредить или задеть которые — фатальная ошибка, поэтому каждое движение должно быть выверено до миллиметра.
Для Златы все закончилось хорошо: хирургам удалось успешно отсечь кисту, и после трех часов на операционном столе девочку перевели в реанимацию, а оттуда — в обычную палату.
В том же иркутском Центре хирургии и реанимации новорожденных провели уникальную операцию трехмесячному Льву, который родился с паховой грыжей. Как только мальчик набрал достаточно веса и окреп, его направили на плановую операцию.
Проблемы возникли на второй день после несложного вмешательства: у ребенка поднялась температура, а анализ крови показал воспаление. Срочная диагностика выявила неожиданную аномалию — пузырно-мочеточниковый рефлюкс, то есть заброс мочи обратно в почку. Такая патология может привести к потере почки, поэтому Льву предстояло экстренное хирургическое вмешательство.
Врачи провели срочную операцию, в ходе которой применили новейшую технологию — в место, где мочеточник входит в мочевой пузырь, ввели специальный гель (имплант), препятствующий возвращению мочи в мочеточник. Льву предстоит постоперационная реабилитация, но все самое страшное для него уже позади.
Смотрите программу "Спасая младенцев" по средам в 22:00 на TLC!