Родители всегда обеспокоены, как правильно выстроить разговор и стоит ли вообще говорить с ребенком об интимных отношениях. Как не нарушить личные границы подростков и выстроить гармоничные, доброжелательные, человеческие отношения родителям с детьми, делятся эксперты благотворительного фонда "Гольфстрим": психолог Марина Соловей, гештальт-терапевта Ирина Скуратовская, психолог Ольга Цунина.
Личные границы
Любые отношения – вопрос личных границ и принятия со стороны окружающих, поэтому важно определить, где заканчивается личная свобода и наступает личная неприкосновенность.
Если подросток не определяет своё личное пространство, то, соответственно, он не будет его определять и относительно других людей.
Личные границы могут быть внешними, они относятся к собственному телу и обеспечивают его безопасность и здоровье.
Внешние границы бывают физическими и сексуальными. Важно донести до подростка, что физические границы защищают полностью его тело, сексуальные – половые органы и всё, что связано с половой жизнью.
Что должен знать подросток?
Кто может брать его личные вещи без разрешения, находиться в его комнате, просить его раздеться, дотрагиваться до него, какие действия можно совершать относительно него и какие нет (дотрагиваться, бить, расстегивать одежду, брать его руку в свою и т.д.)
Подросток должен понимать, что его границы нарушены, если:
- его вещи берут без разрешения;
- его дразнят или высмеивают;
- задают вопросы на личные темы;
- прикасаются к нему без разрешения;
- рассказывают другим людям личную информацию о нём;
- слишком близко стоят/сидят рядом с ним;
- грубо/нецензурно разговаривают при нём;
- проявляют физическое насилие по отношению к нему;
- принуждают его к сексу.
Как родителям сориентироваться, если подросток задаст "неудобный вопрос про это"?
1. Во-первых, говорить правду, но адаптировать её к возрасту и особенностям развития ребёнка. Рассказать о соблюдении личных границ можно уже трёхлетним ребёнком, который должен знать "правило нижнего белья", которое заключается в том, что зона, которая прикрыта нижним бельём, должна быть недоступна для окружающих.
2. Выдавать информацию по данной теме "порционно", по мере проявления интереса
3. Внимательно слушать вопрос и разговаривать с подростком "на одном языке". Часто вопросы детей не совпадают с опасениями родителей, так как связаны с признанием в своих чувствах, с переживаниями, если ему отказывают в общении или встрече, в распространении какой-либо непубличной информации о нём.
4. Приводить примеры из собственной жизни – честно признаться, когда вы впервые влюбились, какие чувства при этом испытывали, как расстраивались, когда чувства были не взаимны, как огорчались и т.д. При этом важно чётко обозначить свои страхи и как вы сами с ними справлялись, что вы предприняли для того, чтобы прожить ту или иную ситуацию и чем она закончилась, тем самым показав подростку, что выход есть из любой ситуации и жизнь продолжается в любом случае.
5. Можно опираться на материалы книг, телевизионных передач, фильмов, которые ребёнок смотрит. В этом случае разговор построить еще легче, так как героев фильмов мы не знаем лично и, соответственно, говорить об их проблемах и поведении намного легче.
Занятия по просвещению в том числе на интимные темы с родителями проводят эксперты благотворительного фонда "Гольфстрим" в рамках проекта "Инклюзия в действии" — проект фонда "Гольфстрим", цель которого повышение компетенций специалистов, помогающих социализации и бесконфликтной интеграции семей с подростками с ОВЗ в социум. При поддержке БФ "Абсолют-помощь".