Кажется, развитием личного бренда — понятное дело, с помощью блога в Инстаграм — занимаются уже все вокруг. У вас тоже есть там аккаунт, но никак не можете собраться с силами, чтобы развивать его и тем более зарабатывать деньги таким образом. Почему? Скорее всего, не хватает мотивации. Над ее повышением и предлагаем поработать.
Мотивация — эмоциональное состояние, побуждающее человека к действию. Это двигатель внутреннего сгорания вашего бренда. Конечно же, мотивированный человек будет успешнее в любой деятельности, для создания личного бренда это особенно важно.
Что мотивирует вас сегодня? Какие плюшки, плюсы и преимущества вы получите или уже получаете благодаря своему бренду?
Начнем с плюсов и преимуществ: популярность, поток клиентов, высокие цены или гонорар, слава, приглашения, самоидентификация, уважение.
Плюшки — это на сладкое: ваше эмоциональное состояние, радость, гордость, уважение к себе, уверенность и высокая самооценка.
Вы только представьте, какая чудесная начнется жизнь. Для вас, для ваших близких. Предположим, что ваш доход увеличится в два раза. Что сможете себе позволить? Что хотите приобрести? Теперь представьте, что ваш ежемесячный доход и благосостояние выросли в пять раз. У многих в момент написания кругленькой суммы дух захватывает.
Вот так мы с вами уже создали вашу положительную мотивацию.
Какая бывает мотивация: положительная и отрицательная
Теперь давайте создадим квадрант мотивации и рассмотрим различные виды вдохновения.
Нарисуйте систему координат с видами мотивации. По горизонтальной оси слева — внутренняя, справа — внешняя. По вертикальной оси: нижний ряд — отрицательная, верхний ряд — положительная. Теперь заполняем квадрант.
В левом нижнем углу у нас размещается внутренняя (ставим "+") отрицательная (ставим "—") мотивация.
Хотите спросить, бывает ли такая? Да, бывает. Внутренняя отрицательная мотивация часто исходит из чувства протеста, желания доказать, самоутвердиться, сделать по-своему. Еще иногда нам хочется сделать назло или вопреки. "Я вам докажу, я вам покажу", — думаем мы в этот момент.
Такая мотивация может обладать достаточной силой. Желание сделать "по-своему" порождает поток энергии. Активным мотиватором часто является месть — хотя и не приводит к добру.
Теперь заполняем квадрат внизу справа. В нем мы ставим два минуса. Это внешняя отрицательная мотивация.
Как мы с вами видим уже из обозначения, именно этот вид мотивации является дважды отрицательным. Мало того, что нами движет отрицательный заряд, но он еще и порождается извне.
В этом квадрате — подстрекатели, манипуляторы, завистники, готовые направить наши силы на зло. Подобным мотиватором может стать и близкий человек, даже если он действует из добрых побуждений.
Теперь заполняем квадраты в верхнем ряду. Слева — самый приятный квадрат вдохновения, ставим два плюса. Это положительная внутренняя мотивация. Это квадрат мечты, желаний, позитивных и созидательных целей. Благодаря такой мотивации зарождается сила вседостигательства. Она позитивна и направлена на добрые цели.
Квадрат сверху справа — положительная внешняя мотивация, то есть положительные внешние силы: добрый помощник, советчик, любящий человек, который в вас верит. Женщина, которая поддерживает своего мужчину, мама, понимающая своего ребенка. Вам не дают сидеть на месте, но побуждают к действиям любовью и верой в вас.
Помните вопрос по физике из программы средней школы: как сдвинуть тело с места? Предмет изменит свое местоположение только в результате и благодаря приложенной силе. Мотивация запускает процесс движения, действует, как удар по мячу во время игры.
Как работают способы повышения мотивации
Мотивационным посылом может стать как результат, к которому вы стремитесь ("Хочу колечко", "Хочу высокую зарплату"), так и сам процесс достижения ("Люблю пройтись по магазинам, посмотреть на тренды", "Люблю заводить новые знакомства"). Начиная любое дело, определите, что вам нравится: результат или действие?
Вам нравится рисовать, а картины получаются "не очень". Но вы раз за разом вновь беретесь за кисть. При этом вы инвестируете в краски, холсты, уроки. Что движет вами? Желание доказать или наконец-то научиться, ведь вы не хуже других (внутренняя отрицательная мотивация)? Вам важно исполнить мечту родителей, которые хотели развить в вас талант (внешняя позитивная мотивация)? Или ваша искренняя мечта — создать картину, за которую не будет стыдно (внутренняя положительная мотивация)?
Вы не любите играть на фортепиано. У вас не получается. Вы вряд ли добьетесь на этом поприще каких-либо значимых и оцениваемых результатов. Но ваша мама настаивает, чтобы вы продолжали уроки. Что движет мамой? Возможно, положительная забота о вашем саморазвитии. Возможно, социальный ориентир. Вас заставляют угрозами (не выучишь сольфеджио — не получишь вечером игру), подкупом или наградой (сразу после урока пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое).
Что получаете вы? Внешнюю мотивацию. Положительную или отрицательную — зависит от выбора мамы, часто родители используют целую гамму инструментов влияния от шантажа и угроз до вдохновения и поощрений.
Виктор, 45 лет. Владелец малого бизнеса — такси. Начинал "бомбилой" на своем стареньком автомобиле. Затем купил новую машину, объединился с друзьями. После рождения ребенка семья решила взять ипотеку, но для положительного ответа банка не хватило ни уровня дохода, ни подтверждающих документов.
Открытие частного бизнеса и регистрация предприятия казались сложной бумажной волокитой. Однако другого выхода не нашлось. Пришлось осваивать новую профессию — организатора-координатора. Затем в фирме появился диспетчер, парк машин.
Что нравится Виктору в данной ситуации? Результат. Процесс до сих пор кажется ему слишком сложным, он больше любит работу за рулем. Но "цель оправдывает средства". Семья получила ипотеку и купила квартиру. В планах Виктора — систематизировать работу диспетчеров, передать в надежные руки и опять вернуться за руль, там он чувствует себя на своем месте.
Задание
а) Заполните свой квадрант мотивации. Что мотивирует вас в работе?
б) Проанализируйте, какую вы используете чаще, позитивную или негативную? Внешнюю или внутреннюю?
в) Найдите новые источники мотивации, из другого квадрата.
г) Выберите мотивацию для ближайшего дела, которое вам предстоит.