Вы привели своего малыша в детский сад или группу кратковременного пребывания и видите, что он отстает по развитию речи от сверстников? Есть много способов улучшить речь ребенка — некоторые мы приводим в этой статье. Но прежде всего избавьтесь от желания сравнивать: все дети начинают говорить в разное время.
Не все дети одинаковы
Нормы развития речи рассчитаны для среднестатистического ребенка, но ни у кого из нас такого «усредненного» ребенка нет. У нас есть конкретные Джо и Саманта, Марта и Питер. Несмотря на широкие различия в развитии речи, все они совершенно нормальны.
Джо начал говорить только в 17 месяцев, потому что в младенчестве часто переносил ушные инфекции. К тому же у него было двое старших братьев, и они буквально не давали ему и слова вставить. Представление о том, что дети, рождающиеся позже, разговаривать тоже начинают немного позже, в чем-то верно, хотя и не совсем. Они не получают такого количества нашего внимания и, вероятно, такого количества данных для обработки, как первенцы. Однако можно найти некоторое утешение в том факте, что к возрасту 3–4 лет вы ни за что не отличите в группе детей тех, которые произнесли свое первое слово раньше, от тех, кто сделал это позже.
А есть еще Саманта. В свои 16 месяцев она довольно прилично говорит, но не выказывает склонности называть все предметы подряд, как это делает ее старший брат Мэтт. Он сводит с ума всю семью, заучивая названия каждого предмета, который попадается ему на глаза, — дома, в музее, на дороге. А Саманте нравится встречаться с людьми и здороваться. Она говорит «привет» и «пока» каждому встреченному человеку, и хотя словарный запас у нее невелик, она также знает и некоторые этикетные формулы, такие как «пожалуйста» и «спасибо».
Марта — это нечто из ряда вон выходящее. В свои два года она — прирожденный оратор и разговаривает целыми параграфами. А еще есть Питер, у которого речь развивается очень медленно. Как признается Джессика, мама 18-месячного Питера: «Мне становится неуютно всякий раз, когда мы идем играть вместе с другими детьми. 16-месячная Элисон и 17-месячный Джейк так и выпаливают слово за словом. А Питер произносит всего два!».
Филлис, опытная мама еще одного ребенка из той же группы, отмечает поразительные различия между двумя своими старшими детьми. «Я веду дневник для каждой из дочек. В 18 месяцев Сюзи знала 61 слово, а Арлен — только 5». Медленный прогресс третьего отпрыска уже не так сильно беспокоит Филлис, поскольку она знает, что Арлен впоследствии освоила язык так же хорошо, как и Сюзи.
Если развитие речи у детей движется такими разными темпами, откуда нам знать, когда нужно начинать беспокоиться? Ключевым указателем являются несколько выраженных признаков. Если ребенок вообще не произносит ни одного слова к 24 месяцам и не складывает 2 слова в предложение к 2,5 годам, стоит проверить, нет ли у него какой-нибудь скрытой проблемы. А еще, если ребенок не смотрит вам в глаза, когда вы разговариваете, и кажется несколько отстраненным — возможно, есть повод для беспокойства. Если проблема действительно существует, то чем раньше произойдет вмешательство, тем лучше. Первый шаг — проверить слух ребенка и поговорить со своим педиатром.
Как развивать речь ребенка: 6 советов родителям
Родители не обязаны быть преподавателями языка для своих детей, но должны быть их партнерами. Мы даем детям возможность слушать речь и становиться маленькими статистиками, подсчитывающими, «насколько часто» и «при каких обстоятельствах» проявляются разнообразные аспекты языка. Это дает им возможность открывать для себя правила. Мы также приглашаем их к участию в разговоре, хотя порой их вкладом будет только бурчание или детский лепет. Порой — целая история. Мы должны освобождать для них пространство и замедлять темп своей жизни настолько, чтобы услышать то, что они хотят сказать.
Разговаривайте о том, что ваш ребенок наблюдает и делает. Когда нам удается завладеть вниманием своей аудитории, она впитывает каждое наше слово. Но порой мы не используем эти обучающие моменты. Вот наблюдение, которое одной из нас случилось сделать в знаменитом музее «Пожалуйста, трогайте!» в Филадельфии, где все экспонаты можно трогать руками.
Ребенок совершенно поглощен разглядыванием большого слона, сделанного из электронных устройств и стоящего перед входом в музей.
Мать: Ну, давай, пошли... ой, смотри! Взгляни только, здесь есть экспозиция «Алиса в Стране Чудес»!
Ребенок по-прежнему смотрит на слона.
Мать: (начинает раздражаться; хватает ребенка за руку). Пойдем-ка посмотрим, какие там замечательные экспонаты...
Ребенок продолжает оглядываться на слона, пока его тащат к следующей экспозиции.
Многие из нас узнают себя в этой зарисовке. Как так, мы только что выложили кучу денег за посещение музея, а наш ребенок знать ничего не хочет, кроме одного этого слона?! Но ведь мы могли бы завести разговор о слоне, поговорить с ребенком на равных, а затем двинуться дальше. Для кого затеян этот поход в музей? Неужели ребенку действительно так уж необходимо не пропустить ни одного экспоната?
Мы должны помнить, что ритм жизни наших детей медленнее, чем наш собственный. Им требуется больше времени, чтобы впитать информацию, которую мы обрабатываем очень быстро. Для них все на этом свете внове. Всякий раз, как наши дети оказываются чем-то полностью поглощены, мы должны рассматривать эти моменты как возможности для обучения и ориентироваться на фокус их внимания.
Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок. Ученые называют это распространением предложений, и похоже, что этот прием имеет огромное значение для наших детей. Вероятно, это происходит потому, что мы исподволь показываем им, что существуют и другие, более сложные способы изложить то, что они только что сказали. Этот способ также добавляет диалогу информативности, и полученную в его ходе информацию дети могут использовать в следующий раз. Вот пример того, как один папа (даже не подозревая об этом) распространил предложение, произнесенное Джоэлем (2,5 года), чтобы поддержать беседу.
Джоэль: Смотри, большая корова!
Папа: Да, я вижу животное, но это не корова. Это лошадь. Она говорит так: «и-и-и-го-го». (Демонстрирует, как «говорит» лошадь.) А ты так можешь?
Джоэль пытается имитировать конское ржание.
Папа: Отлично! Лошади живут в конюшне или в хлеву, и корова вполне может быть подружкой лошади. Хотел бы ты прокатиться на лошадке?
Джоэль: Нет! Слишком большая. Я упаду!
Папа: А, ты думаешь, она слишком большая? Думаешь, ты упадешь? Нет, я буду тебя держать! Я не дам тебе упасть!
Поддерживайте разговор, а не обрывайте его. Найдите способы вовлечь ребенка в разговор так, чтобы он не прерывался. Задавайте конкретные вопросы, а не общие. Когда вы спрашиваете: «Что сегодня было в садике?», то можете получить в ответ: «Ничего!». Зато когда спрашиваете: «Чем вы сегодня занимались, когда сидели в кружок на ковре?» или «А Дженни сегодня была в школе?», вы открываете возможности для беседы.
Не бойтесь использовать детскую манеру речи. Родителям часто кажется, что они должны вести «умные» разговоры с детьми. Они опасаются, что если станут по-детски лепетать, когда их ребенку около годика, то и потом ребенок будет разговаривать точно так же. Но исследования показывают, что в детском лепете нет ничего плохого. Преувеличенно певучая интонация и высокая тональность детской речи, сопровождаемой преувеличенной мимикой, — это как раз то, что нужно, чтобы поддержать интерес ребенка. И не бойтесь, что ваш отпрыск уже поступит в колледж, а вы все будете продолжать лепетать! Родители бессознательно переходят от детской манеры речи к обычной к тому времени, как ребенку исполняется примерно 3 года и он начинает говорить самостоятельно.
Исследования показывают, что детская манера разговора может даже благотворно влиять на детей. Высокая тональность речи, похоже, действует как сигнал о том, что данная речь обращена именно к ребенку. К тому же такая манера транслирует ребенку эмоции, так что она в высшей степени коммуникативна. А поскольку детский лепет активно подчеркивает свойства языка, это помогает ребенку выяснять, как устроен язык.
Ограничьте просмотр телепрограмм. Когда речь идет об игрушках и телевизоре, нам тоже необходимо довериться своим инстинктам. Наука говорит нам, что детям нужен активный, адаптивный партнер по разговору, а не пассивные или пусть даже интерактивные игрушки. Телевизор и компьютерные игры — отнюдь не оптимальные устройства для обучения речи. Телевизионные программы не распространяют сказанное маленьким зрителем и не задают вопросов.
Изучение связи между просмотром телепрограмм и развитием речи все еще находится в начальной стадии. Однако последние исследования показывают, что образовательное телевидение действительно расширяет детский словарь. Такие программы, как «Улица Сезам», «Барни» и «Телепузики» ребенку не повредят. Наилучшая линия поведения (хотя и не всегда осуществимая) — смотреть телевизор вместе с ребенком, чтобы позже можно было обсудить то, что он видел. И, разумеется, время просмотров следует ограничить.
Оцените речевую обстановку в детском учреждении, которое посещает ваш ребенок. Молчание — вовсе не золото, когда речь идет о детском учреждении. Дети должны быть вовлечены в разговор. Потратьте немного своего времени, чтобы понаблюдать за обстановкой, в которой воспитываются ваши сын или дочь, обращая особое внимание на следующие пять показателей здоровой речевой обстановки:
- Отзывчивость: отвечает ли воспитатель ребенку, когда тот задает ему вопросы?
- Позитивные эмоции: отвечает ли воспитатель с улыбкой и позитивным отношением?
- Удается ли воспитателю удерживать внимание детей? Разговаривает ли он о том, что интересует ребенка?
- Расширение темы: задает ли воспитатель вопросы, распространяет ли речь ребенка?
- Чтение: есть ли в детском учреждении материалы для письма и книги? Читает ли воспитатель детям?