Как правило, большинство детей бежит в первый класс с удовольствием. Трудности возникают позже, когда выясняется, что школа – это не только красивый портфель, пенал и переменки с друзьями. Многие родители думают: малыш умеет читать, считать и хотя бы немного писать, значит, поводов для беспокойства нет. Специалисты же уверяют, что в первую очередь нужно овладеть другими навыками и умениями. Какими? Спросили у клинического психолога, основателя сети логоцентров "Детская академия речи" Анастасии Краминовой.
1. Следовать инструкции учителя
В начальной школе очень важно воспроизводить и повторять те задания, о которых говорит учитель. Может показаться, что это скучно, неинтересно, шаблонно. И уж точно нет места индивидуальному подходу и полету детской фантазии. Это большое заблуждение. Просто первым делом - база и определенный алгоритм действий, а дальше уже возможность себя проявить. Для первоклассников это определенный фундамент, система, по которой в дальнейшем они будут учиться много лет.
Чтобы начинающему школьнику было проще адаптироваться, навык можно тренировать дома. Например, с помощью игры "личный помощник". Взрослый пишет или устно озвучивает инструкцию из 4-5 заданий (их количество можно постепенно увеличивать), ребенок их выполняет. Таким способом можно приготовить пирог или сделать что-то по дому.
2. Обладать кругозором, развитыми мышлением и памятью
В школе первокласснику пригодится навык быстрого реагирования и самостоятельности. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше задач и информации будет получать на уроках. Поэтому умение обобщать, оперировать понятиями, выделять общее и частное, выстраивать логическую цепочку необходимо. Память тренируется постоянно: разучивание стихов, скороговорок, развитие мелкой и крупной моторики, настольные на внимательность, скорость реакции, развитие речи. Хорошо помогает английский или другой иностранный язык, но, если у первоклассника не решены логопедические вопросы, стоит в первую очередь разобраться с ними.
3. Слушать, спрашивать и отвечать на вопросы
Предстоит работа с текстом, правописанием, умением писать цифры и работать с ними. Если ребенок ходил до школы в подготовительный класс, это может помочь, но расслабляться все же не стоит. За лето какие-то навыки ослабевают, многое приходится начинать практически с чистого листа. Хорошая тренировка – графические диктанты, любые задания, которые ребенок должен воспринимать на слух. После чтения – пересказ, ответы на вопросы. Также нужно постоянно напоминать ребенку, что важно уточнять, если не расслышал или не понял задание.
4. Уверенно пользоваться карандашом
В первом классе школьник уже должен уметь правильно фиксировать в руке ручку и карандаш. От неправильного захвата рука будет быстро уставать, а выводить буквы в первом классе – непросто. Конечно, летом нужно отдыхать, но желательно хотя бы время от времени давать ребенку в руки карандаш. Можно предложить штриховать линии, рисовать, закрашивать какие-то элементы, раскрашивать фигуры, стараясь не выходить за контуры.
5. Уверенно пользоваться ножницами
Скорее всего, первоклассник ходил в садик или развивающий центр, делал различные поделки, вырезал и клеил. Но, поскольку часто заготовки делают сами педагоги или воспитатели, перед школой навык нужно тренировать. Пусть ребенок вырежет круг или фигуру по контуру, нарежет ножницами полоски.
6. Знать базовую информацию: называть свое имя и фамилию, рассказывать о себе и родных
Уметь представиться и что-то сообщить о себе и своей семье – важный навык. Многие дети не любят самопрезентацию и, конечно, не нужно постоянно просить что-то рассказывать о себе. Важно просто уметь это делать. Как правило, изучив темперамент ребенка, педагог находит к каждому свой подход: кому-то понадобятся наводящие вопросы, другим будет достаточно обозначить тему. Все индивидуально.
7. Быть самостоятельным
Конечно, не во всех вопросах. Но школа – не садик и педагоги рассчитывают на определенные навыки и поведение. Ребенок должен уметь себя самостоятельно обслуживать: одеваться, пользоваться столовыми приборами, складывать свои вещи. Желательно правильно и аккуратно вести себя за столом в столовой и оказывать помощь, о которой просит учитель.
8. Принимать критику
В школе у ребенка будут не только грамоты и хорошие оценки. Несмотря на то, что в первом классе нет дневников и домашней работы, не избежать обид, неудач, замечаний. Родителям нужно постараться донести до малыша, что критика - не оценка ребенка, а всего лишь указание на то, где неправильно и что нужно сделать, чтобы было лучше и качественнее. Вот простое упражнение для формирования здорового восприятия. Взрослый и ребенок выбирают какого-то персонажа или животного и рисуют его. Сначала задание выполняет родитель и просит малыша покритиковать. Что, на его взгляд, не очень получилось, как было бы лучше и т.д. После этого роли меняются. Критика должна быть конструктивной, уважительной, с положительным посылом для будущих творений.
9. Справляться с эмоциями
Этот навык полностью не развит к 7 годам – ребенок еще не может контролировать свои чувства. Но уже способен подавлять свою агрессию, не направлять ее на окружающих. Он уже может постараться успокоиться в критической ситуации, чтобы не натворить еще больше бед. Желательно помогать ребенку дома: если родители чувствуют, что он в большой детской печали или перевозбужден от радости – нужно переключать внимание, предложить порисовать, выпить воды и т.д. Так малыш привыкнет отвлекаться, будет больше прислушиваться к себе.
10. Выражать свои мысли
Грамотная, четкая и правильная речь очень важна. Ребенку нужно помогать выражать свои мысли, учить не бояться публичных выступлений перед одноклассниками. Речевое развитие – навык, который требует постоянного совершенствования, особенно у школьников. Секреты простые, но очень действенные: чтение вслух, чтение по ролям, обсуждение прочитанного, театральный кружок, групповые и индивидуальные занятия с логопедом.
11. Просить прощения и благодарить
Не нужно ждать многого, это еще ребенок. Но просить о чем-то – не стыдно. И ребенок должен про это знать. Как и то, что делать это нужно вежливо, четко и в свое время. Например, заранее рассчитать свои силы, если нужно донести что-то тяжелое, а не ждать, что это свалится на ногу.
Обязательно говорить спасибо. Умение выражать благодарность говорит о достойном уровне эмоционального интеллекта.