От нуара до антиутопии, от детектива до мистерии — российское телевидение в последние годы может похвастаться не только "Ольгой" и "Звоните ДиКаприо!", но и другими достойными проектами всех мастей. Какие новые сериалы смотреть сейчас и чего ожидать в будущем — в нашей специальной подборке
11 новых русских сериалов: смотреть не скучно
Роботы, детективы, космонавты и обычные женщины: новинки сериалов на отечественном ТВ
Ника Конжурналист
"Мертвое озеро"
Вышел 14 марта
Следователь из Москвы Максим Покровский в исполнении хмурого Евгения Цыганова приезжает в вымышленный заполярный городок Чангадан. На его лице смертельная скука, он одет в темное пальто и пару часов назад пытался покончить с собой. От суицидальных наклонностей Максима отвлекла суровая реальность: дочь владельца чангаданских урановых рудников убили при загадочных обстоятельствах. Местный отдел полиции пытается спихнуть всю вину на шаманов, но следователь из Москвы перетряхнет этот улей в поисках настоящего убийцы.
Только ленивый не сравнивал сериал режиссера Романа Прыгунова (ранее снимавшего кино про другого Макса — Андреева из фильмов "Духless") с великим "Твин Пиксом", и можно понять, почему. Таинственное убийство в наличии, происки нечистой силы тоже имеются, а отдельные персонажи вполне могли бы составить компанию женщине с поленом из сериала Дэвида Линча.
Впрочем, "Мертвое озеро" — не калька с американского проекта и даже не копия скандинавских нуаров, хоть очень часто таковым кажется. В основе детективной интриги здесь — заповедный мир Русского Севера, который на поверку оказывается не менее интересен, чем американские городки. Колорит, атмосфера, умопомрачительные съемки и вечно грустный Цыганов — все здесь ладно, красиво и лихо скроено. Разве что степенный ход расследования некоторым покажется излишне медленным. Но это все заполярный Чангадан — чай не стремительная Москва.
"Обычная женщина" (2018 — )
Вышел осенью 2018 года
Еще до того, как этот проект показали в России, его успели полюбить и наградить за рубежом. К примеру, на престижном ТВ-фестивале Series-Mania сыгравшей в сериале Анне Михалковой вручили награду за лучшую женскую роль, а на выставке сериалов в Каннах MIPCOM проект назвали русской версией "Во все тяжкие". Успех исключительный — особенно, если учитывать то, как редко хвалят отечественную продукцию на фоне западных ТВ-хитов.
"Обычная женщина" действительно похожа на эдакий сплав из русской действительности и трагедии западного образца. Главная героиня Марина — современная супервумен: воспитывает детей и носит третьего ребенка, закрывает глаза на измены мужа, держит безобидный цветочный бизнес и второй — куда более опасный — связанный с проституцией.
Каждая из этих сфер интересов и будет растаскивать героиню на миллион дел: то нужно пресечь ссору между детьми, то заткнуть сварливую тещу, а то и спрятать найденный в гостинице труп девушки. Авторы же сценария будут постоянно менять фокусировку и жанры: показывать черную комедию, а затем семейную драму, детективный сериал, а после чуть ли не ситком. В этом разнобое, увы, сложно выделить главное, самое цепкое — то, что сделало бы "Обычную женщину" цельной историей, а не набором удачных и не особо сцен. Не вызывает вопросов в этом безусловно талантливом, но очень неровном проекте разве что Анна Михалкова — она-то уж в роли главной героини Марины точно чудо как хороша!
"Толя-робот" (2019 — )
Вышел 20 мая
Российское ТВ выходит из подполья не только в плане качества — в ход начинают идти темы, которые раньше предпочитали обсуждать разве что в авторском кино. Например, будни инвалидов — людей с ограниченным доступом к движению, общению и нормальной жизни в принципе. Такого несчастного, живущего в Электроуглях, и покажут в сериале "Толя-робот".
Вернее, несчастный Толя лишь на первый взгляд: в первой же серии этот довольно жизнерадостный парень по специальной квоте получает новые бионические протезы вместо отсутствующих рук и ног. И тут же превращается в эдакого Терминатора всея двора, который причиняет добро всем окружающим: снимает соседских кошек с деревьев, угрожает местному криминальному авторитету, организовывает ТСЖ... И, конечно же, борется за самую красивую девушку на районе.
Сам главный герой, как и его безусловный оптимизм, вызывает не жалость, а скорее удивление напополам с восхищением. И в этом заслуга как исполнителя роли Толи Александра Паля, так и авторов проекта: Николая Куликова, Алексея Нужного и прочих хороших людей. Куликов, к примеру, писал сценарии к фильмам "Экипаж" и "Легенда № 17", а Алексей Нужный снял популярный сериал "Ольга" и фильм "Я худею". Скрещивать драму с комедией без перегибов и откровенных провалов этим людям не впервой. И уже один этот факт заставляет надеяться на новый потенциальный и совсем не глупый хит для майского просмотра.
"Лучше, чем люди" (2018 — )
Вышел осенью 2018 года
Какие-то дети приводят домой новых друзей, какие-то — притаскивают с улицы кошечку или собачку. Маленькая Соня из Москвы недалекого будущего пошла дальше: пригласила в семью сбежавшего из лаборатории андроида с лицом актрисы Паулины Андреевой, свободой воли и навыками суперкиллера. Пока остальные боты соблюдают три закона робототехники Айзека Азимова (не убивать, не вредить человеку и соблюдать безопасность), приведенный Соней искусственный разум начинает маленькую революцию в отдельно взятой семье.
Почва там для переворота благодатная. Отец Сони — работник морга Георгий, ретроград и неудачник, от которого ушла жена; мать — уже нашла нового мужчину и мечтает обманом увезти дочку со старшим сыном в Австралию. На фоне таких семейных пертурбаций красивый, выносливый и безотказный бот — бомба замедленного действия. Правда, в случае с "Лучше, чем люди" слово "замедленный" стоит воспринимать буквально: помимо вышеописанных героев за 16 серий появится еще добрый десяток новых лиц, и выяснения отношений будут заботить этих персонажей куда больше опасной бытовой техники.
Кстати, если кому-то это сочетание мира будущего и семейных драм покажется похожим, не удивляйтесь. "Лучше, чем люди" хоть и похож на шведский проект "Настоящие люди" и его англо-американский римейк, но все же является историей оригинальной. Что ж поделать, если создатели почти всех историй про техническое и человеческое видят наше будущее в одинаковом свете. И в нашем русском варианте, кстати, описан далеко не самый плохой и скучный вариант.
"ИП Пирогова" (2019 — )
Вышел 10 февраля
Актрису Елену Подкаминскую преследует кулинарная тематика. Сначала в ее творческой биографии случился сверхпопулярный проект "Кухня", теперь же появился второй вкусный сериал, где она демонстрирует чудеса кондитерского мастерства.
В фокусе "ИП Пирогова" — героиня актрисы Вера, пекущая на заказ торты и создающая домашний уют для депутата мужа и своенравной дочки. Идеальная картинка трещит по швам, когда любимого супруга застают на горячем, и не пережившая измены Вера гонит его из дома. Прощай, семейная жизнь и стабильный депутатский доход. Здравствуй — индивидуальное предпринимательство, свобода и сладкий бизнес.
Завязкой "ИП Пирогова", конечно, мало кого удивит: история про новую главу жизни, на которую многих практически толкает развод, стара как мир. И все же этот рецепт чем-то да отличается от сериалов и фильмов на схожую тематику. Здесь вам и модная тема "сТОРТапов", и свежий, не энциклопедический язык, на котором общаются персонажи, и более-менее удобоваримая картинка русской реальности, без квартир с обоями в цветочек и леопардовыми креслами. У мадам Пироговой все стильно-модно, весело и увлекательно. Да и торты, судя по их виду, сплошное объедение — так что лучше не смотреть сериал на пустой желудок.
"Эпидемия. Вонгозеро" (2019 — )
Выйдет в конце 2019 года
Этого сериала — который по новой отечественной кинотрадиции сначала был показан в виде фильма на Московском кинофестивале, — стоит ждать заранее. В конце концов, первый российский телефильм про пандемию и конец света. Разнообразия ради "наши" решили сконцентрироваться не на зомби, как это делают иностранные коллеги, а на куда более привычном и оттого более устрашающем гриппе. Особо тяжелая форма этого вируса начинает подкашивать жителей столицы, а после и всю Россию. Вакцины нет, в новостях врут, из страны не уехать, повсюду анархия и паника.
Как водится, причина хаоса здесь лишь затравка, задний план для основной трагедии. На главных ролях — две семьи (интеллигентная и не очень), в каждой из которых у отца семейства если не роман на стороне, то активно проявляющая себя бывшая. Связанные нагрянувшим апокалипсисом, две ячейки общества будут спасать свои жизни вместе, что, конечно, повлечет за собой проявление не самых приятных человеческих качеств. От классовой ненависти до банального озверения выживших и осознания простого факта: бояться надо не заболевших, а борющихся за жизнь здоровых.
Эта вполне себе реалистичная история, кстати, взята не с потолка, а вдохновлена бестселлером Яны Вагнер. Дебютный роман русской писательницы переносил на экран режиссер Павел Костомаров, оператор и известный документалист. Последний факт имеет значение: сцены заражений, налетов и постоянных перебежек героев удались здесь особенно хорошо.
"Частица вселенной" (2016 — )
Вышел весной 2018 года
Россия, настоящее время, Звездный городок, к запуску на МКС готовится очередной международный экипаж с важной и сложной миссией. Но, естественно, членов этого звездного состава (особенно трех русских космонавтов) волнует не только небо над головой, но и земля под ногами. От одного вот-вот уйдет жена к таинственному мужчине, другого слишком тяжело отпускает в полеты молодая супруга, третий испытывает к коллеге плохо скрываемую ненависть. Все это они с переменным успехом прячут под броней внешнего спокойствия — только точка кипения у каждого своя, и кто-то может не выдержать давления.
Не условная "Гравитация" и не картина о подвигах в русской космонавтике (хотя и об этом здесь также немало говорят). "Частица вселенной" концентрируется на тихом, будничном героизме людей, которые пытаются день за днем не дать картинке окружающего мира окончательно разрушиться. И напряжение здесь такого же характера — медленно нарастающее ощущение тревоги, которое подчеркивается тревожной музыкой и скупыми жестами персонажей.
В "Частице" — как и на орбите — не приветствуются громкие истерики и игры на галерку, а актеры (Виктория Исакова, Анна Михалкова, Сергей Пускепалис и Алексей Макаров) и вовсе играют в этих суровых условиях лучшие свои роли. Отдельного внимания заслуживает Алексей Агранович: выступающий в нестандартной для русских сериалов роли психолога он играет, наверное, самого неоднозначного и интересного персонажа на российском ТВ последних лет.
"Подкидыш" (2019 — )
Вышел 1 апреля 2019 года
Времена пред, пост и около советской власти не дают покоя российскому телевидению. На этот раз в центре внимания не Ленин с Троцким и не революция, а времена НЭПа и собирательный образ жулика обыкновенного по кличке Подкидыш.
Скрываясь от подставивших его подельников, обаятельный воришка крадет документы у убитого (так ему кажется) милиционера. Удостоверение личности оказывается как нельзя кстати: под личиной сыщика Подкидыш возглавляет ленинградский УГРО и обнаруживает в себе настоящий талант к распутываю самых сложных дел. А бывшие "коллеги" тем временем уже идут по пятам.
НЭПовский процедурал и эдакий "Шерлок" от мира преступности, "Подкидыш" в чем-то наследует традиции американских сериалов. Каждую серию — новое дело, и тонкой пунктирной линией — развитие главного героя в исполнении обаятельного Антона Шагина. В напарницах у этого персонажа есть сотрудница УГРО Анна, которая часто и вполне резонно напоминает ему об основных положениях феминизма, но и про флирт не забывает.
Все вышеперечисленное не мешает "Подкидышу" быть похожим на еще одно произведение, близкое уже здешним широтам: "12 стульев" Ильфа и Петрова. Антон Шагин то и дело изображает облегченную версию Остапа Бендера, чем придает главному герою больше шарма, а самому сериалу — плюсов. Все-таки смотреть кино и телефильмы про обаятельных плутов любят по обе стороны Атлантики.
"Садовое кольцо" (2018 — )
Вышел летом 2018 года
Богатые тоже плачут и платят по счетам за все плохое и хорошее — такой далеко не оригинальной мыслью можно было бы описать этот проект. Уже по названию понятно, что в центре внимания герои, которые носят часы по 10 тысяч евро и не стыдятся этого.
Именно с кражи дорогого аксессуара и нападения на богатую жену бизнесмена Веру Смолину (Мария Миронова) начинается эта история. А после в круговорот измен, лжи и детективной интриги затягивает как ее супруга, так и охочую до сексуальных игрищ сестру, инфернальную мать, подругу и дальше по цепочке.
После выхода гламурных "Содержанок" Константина Богомолова между двумя сериалами хочется провести знак равенства, но тут он будет лишним. "Садовое кольцо" — не про красивую картинку, хотя драгоценности в кадре мелькают. Красивая жизнь — лишь декорации для проявлений человеческой натуры, которая везде одинакова, а также отличное подспорье для триллера, в который этот сериал со временем превратится. Помимо прочего, "Садовое кольцо" прекрасно работает и как сатира на столицу современную — что отлично отыгрывает на лицо безобидная, а на деле крайне опасная героиня Мироновой.
Помимо Марии в сериале целый букет из звездных имен: Максим Виторган, Евгения Брик, Анатолий Белый, Мария Голубкина, Ирина Розанова... Не стоит удивляться, что дебютант-режиссер Алексей Смирнов так играючи собрал звездный состав: сам он является сводным братом Авдотьи Смирновой и сыном режиссера Андрея Смирнова, которые также появятся в кадре. За камерой же "Садового кольца" стоит автор "Оттепели" и "Оптимистов" продюсер Валерий Тодоровский — и вот это уже точно знак качества.
"Гоголь" (2017 — )
Вышел 25 марта
Вы наверняка видели какой-то из фильмов про неожиданную сторону жизни Николая Васильевича в кинотеатре. И нет, ничего не перепутали: изначально и задумывавшийся как сериал, "Гоголь" наконец действительно вышел на ТВ. Спустя четыре полнометражных фильма на малых экранах показывают финальную восьмисерийную версию проекта с новыми сценами и эпизодами (всего добавили под 100 минут материала).
В стилистике, конечно, ничего не изменилось. Александр Петров в роли Гоголя все так же истерически закатывает глаза и шевелит тоненькими усиками, а вокруг него постоянно творится чертовщина: то мертвые практически с косами стоят, то целая эротическая секта нагрянет, то импозантный городской следователь Яков Гуро в исполнении Олега Меньшикова пропадет, а после вновь вернется.
Смотреть на все это фантасмагорические кривляние и постоянные отсылки — то к "Шерлоку Холмсу", то к "Сонной лощине" и "Властелину колец" — занимательно и весело. Во-первых, потому что схема про бывалого и новичка, расследующих преступления, почти никогда не дает сбоя — и неважно, что преступления эти с мистическим уклоном, и происходят они в декорациях далекой Диканьки. А во-вторых, "Гоголь" и его создатели удивительно нахальны в поставленной задаче: ни дать ни взять снимают кино про нового русского супергероя, великого писателя, начинающего сыщика и простого парня (Сашу Петрова, но только с усами). Такой наглости по-хорошему завидуешь — и да, с удовольствием на нее смотришь.
"Год культуры" (2018 — )
Вышел осенью 2018 года
О проекте Семена Слепакова "Домашний арест" в прошлом году говорили, кажется, все. При этом куда меньше обсуждали еще одно не менее интересное детище резидента Comedy Club: ситком "Год культуры".
Сюжетные вводные подозрительно знакомы: по несчастливой случайности лощеного Виктора Сычева (Федор Бондарчук) отправляют в захолустный Верхнеямск развивать кафедру литературы в университете. Местные, уже давно поделившие сферы влияния (кто принимает алкоголь за стеллажами, а кто прилежно читает труды великих), ему, понятное дело не рады. Да и сам Сычев из вынужденной ссылки хотел бы поскорее вернуться. Но развитие культуры превыше всего.
Взяточничество и некомпетентность на верхах, разброд и шатание в низах, наглая столица против русской глубинки — поводов помянуть все тот же "Арест" во время просмотра "Года культуры" найдется немало. Правда вспоминать придется не только его. Упоительно кривляющийся Федор Бондарчук быстро наведет вас на мысль о фильме "Два дня" Авдотьи Смирновой, в котором его герой — тоже столичный хлыщ, точно так же оказывался в жертвах у сельской культурной жизни и ее очаровательной представительницы.
В общем все идеи и герои на русском ТВ "лежат" на одной полке, что совершенно не мешает получать от "Года культуры" удовольствие. Сериал хорош не столько глубинным анализом далекого Верхнеямска, сколько привычными для ситкомоа гэгами. И актерскими работами, конечно: обитатель артхаусных драм Александр Яценко здесь убедительно и уморительно глушит спиртное, романтический герой Риналь Мухаметов играет карьериста-невротика, а блогер Ольга Медынич — разъяренную беременную. Легко, смешно и совсем не грустно. За грустью — это уже к "Аресту".
Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.