Как защитить детей от негативной информации и стоит ли им знать, что происходит в мире

Детское радио провело для родителей специальные эфиры с доктором психологии и экспертом в области развития эмоционального интеллекта Викторией Шиманской. В разговоре с ведущей программы «Каждый родитель желает знать» Еленой Самойловой психолог объяснила, как защитить детей от негативной информации, стоит ли им знать о том, что сейчас происходит в мире, а также как говорить с подростком, если его мнение противоположно вашему.

Виктория Шиманская

Психологическая практика «МИР» на все времена 

Самое дорогое что у нас есть – это дети, как и любой человек, они по-разному воспринимают сложившуюся сейчас ситуацию. Конечно, взрослым важно защитить ребенка от того, что происходит вокруг в эмоциональном плане, и порой даже от того, как на это реагируют сами родители. Но есть и еще один важный момент.

 - Эта тема не должна быть табуированной, - отмечает доктор психологии. - Дети лучше взрослых чувствуют ложь и неискренность, и либо они эту позицию услышат от нас, либо от других, и как это будет преподнесено, мы знать не можем. Если возникает вопрос, то тем более об этом нужно поговорить с ребенком. Это не значит, что нужно сгущать краски. Просто разговор должен быть очень искренний. 

Виктория Шиманская поделилась своей практикой «МИР». Ее механика позволяет психологически правильно структурировать наш разговор с ребенком, а контекст уже подбирается в зависимости от его возраста.

«М» – «мне важно». «И» - искренность. «Р» - решение.  

Если нам локально необходимо вывести ребенка из тревожного состояния, то мы с ним садимся и говорим «мне важно, что с тобой происходит», «мне важно, что ты рядом со мной и мне это очень приятно». Такое начало необходимо для синхронизации с ребенком, чтобы он понимал, что все его эмоции, чувства, переживания нам важны, и даже его высказывания, которые со взрослой позиции нам могут казаться правильными или неправильными.

Далее важна искренность, «я тоже чувствую тревогу и вижу твою тревогу, мне сейчас неспокойно, но когда мы вместе, когда мы рядом, действительно все по-другому».  Это про честное умение высказывать свою эмоцию, объяснить, что сейчас непростая ситуация и действительно многим людям трудно. 

И в итоге должно быть решение. «Давай мы сейчас вместе с тобой пойдем и приготовим завтрак всем членам семьи». «Да, мы сейчас вместе пойдем гулять», «Да, мы вместе соберемся в школу». 

- Как происходит психологический момент в коммуникации? Мы присоединяемся, мы показываем ребенку, что его мысли, эмоции и чувства, сопереживания важны. Дальше он понимает, что мы его не обманываем. Мы искренне, кратко и с учетом возраста ребенка ведем разговор и предлагаем решение, - объясняет психолог.

Иными словами, с ребятками постарше интонации должны быть другими, но принцип останется тот же. «Да, мне важно, что у тебя позиция, что ты общаешься сейчас с ребятами, вы с ними играете в компьютерные игры, у вас там в школе переживания и я вижу твою тревогу». И уже совсем иным будет объяснение, например, про то, что сейчас наступит сложная экономическая ситуация, придется перестроить уклад семьи. И далее решение «Давай вместе посмотрим, от каких затрат нам сейчас можно отказаться» и вдруг выяснится, что есть вещи не первой необходимости. В такой разговор спокойно вовлекаются не только подростки, но и дети 10-11 лет.

Как правильно говорить с подростком-оппонентом с противоположным мнением 

Между собой мы имеем право не вступать в коммуникацию, даже если нас на нее провоцируют. Просто сказать: «У тебя есть позиция, у меня есть позиция, я не хочу сейчас на эту тему говорить». И это нормально. Но при общении с подростком так ни в коем случае делать не надо! 

Первый важный момент. Если все мы в напряжении, в стрессе, как только захочется сказать: «Ты не прав, как ты можешь так думать…», мы выдыхаем в прямом смысле этого слова. 

- Просто необходимо снять чисто физиологическую реакцию агрессии и вспомнить, что перед вами не оппонент с определенными политическими взглядами, а ваш ребенок. Вспомните то время, когда он еще был маленьким кулёчком, помещался на ваших ладонях, лежал у вас на груди… Постарайтесь увидеть в этом практически взрослом мужчине или девушке того маленького мальчика или девочку, - советует психолог.

Как только вы это осознаете, все слова агрессии уйдут автоматически. Замалчивать свою позицию, конечно, нельзя. Но важно увидеть перед собой не какого-то политического оппонента, а ребенка, и сказать «мне интересно твое мнение». Представьте, что вы обсуждаете ситуацию 19-го или начала 20-го века, ведь на разных исторических этапах всегда существовали разные взгляды. Тогда беседа перестанет быть политическим выяснением. Дайте по правилам дискуссии высказаться подростку: узнайте его ли эта позиция, как она возникла. Здесь тоже могут быть разные ситуации. Подростки часто находятся в ситуации внешней манипуляции. Но вполне возможно, что это действительно его личная позиция – в этом случае полезно будет узнать, как она сформировалась, понять в целом как формируется его мышление, откуда он черпает информацию. Самое время посмотреть на всю ситуацию с точки зрения критического мышления.

- Чтобы не уйти в перепалку, возьмите лист бумаги и фиксируйте на ней обе позиции, сопоставьте источники информации, - рекомендует психолог. -  Сейчас, к сожалению, действительно очень много фейков по всем позициям. Здесь мы уже понимаем, что мы не в политическом диспуте, а на «уроке» по критическому мышлению. Возьмите эту ситуацию, чтобы помочь и ребенку, и себе сформировать критическое мышление. Перепроверьте те источники информации, на которые ориентируетесь вы и он. Дайте себе и ему несколько источников, сопоставьте, сделайте выводы и потом разрисуйте это все как карту в учебнике истории. И главное, необходимо все это привести к самой важной ценности «Мы – Семья», и наш мир начинается с Семьи. Могут быть любые взгляды. Кому-то нравится Чайковский, кому-то Моцарт, но это не повод для нашего несогласия. 

Важно четко письменно зафиксировать, в чем мы вместе соглашаемся: мы любим друг друга, у нас есть определенные домашние задачи, совместные ценности, традиции семьи. В текущей ситуации лучше делать это раз в два дня в формате небольшой научной дискуссии, после которой ребенок не чувствовал бы внутреннюю и не уходил бы в дополнительную оппозицию.  

Эти и другие советы экспертов Детского радио можно прослушать в подкастах на платформе «Яндекс.Музыка» и на странице программы «Каждый родитель желает знать» на сайте Детского радио.


16.03.2022

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!