Календари бывают разные: отрывные, где каждый лист — это один день, перекидные — по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, где целый год на одном листе.
Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, и отдельно месяцы, и дни. Увидит соотношение между частями года — что больше: месяц или неделя, месяц или год.
Начинать заниматься по календарю можно в любой момент года, но интереснее все-таки с самого начала.
Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были как можно крупнее и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне фотографии или картинки. По возможности, вообще отрежьте картинку, чтобы она не мешала ребенку.
Не покупайте модные пластиковые календари, где изображены отдельно цифры от 1 до 31, отдельно надписи, а точнее сокращения на английском языке, изображающие дни недели и месяцы. К таким календарям прилагаются пластиковые колечки, которые надо переставлять каждый день и месяц. Это выглядит заманчиво, так как сильно похоже на игру, но на таком календаре ребенок не увидит целый год, не сможет сам находить названия. Этот тип календаря больше подходит школьникам.
Если вам не удалось найти хорошего календаря с крупными цифрами, купите календарь-книжку, где на каждом развороте — большая картинка сверху и один месяц снизу. Цифры в таком календаре обычно крупные, каждая расположена в отдельном квадратике, в котором довольно много свободного места (оно может вам пригодиться). Разделите такую книжку на листы и склейте их, как на карманном календарике — в четыре ряда по три месяца в каждом.
Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.
Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка, или на кухне, или в коридоре. Коротко расскажите, что это такое, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же. Здесь будет нелишним прочитать или рассказать ребенку историю календаря. Детям старше пяти лет можно показать в энциклопедии картинки, иллюстрирующие смену дня и ночи и смену времен года.
Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы — дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели — в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.
Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какого месяца. Можете дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.
Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени» (вторник, суббота...) имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д. Ну, а день, который наступит, пока называется «завтра». Через некоторое время расскажете, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был позавчера или наступит завтра.
В конце дня зачеркните или обведите цифру или закрасьте клетку, обозначающую прошедший день. Так делайте всю неделю (начинать лучше, все-таки, с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание ребенка, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.
Если вы пользуетесь календарем с клеточками (о котором говорилось выше), можете рисовать в них простые пиктограммы, иллюстрирующие прошедшие за день события — зверушку после посещения зоопарка, скрипку после концерта, тарелку с пирожками после визита к бабушке и так далее. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи (можно наклеить рядом крошечные фотографии).
Или наоборот, планируйте предстоящие события таким же способом. Особенно удобно это, если вы с ребенком регулярно посещаете кружки или секции. Ребенок научится ждать предстоящие события, готовиться к ним. Поймет, что такое еженедельные события — будет обращать внимание, что неделя, это не только срок от понедельника до понедельника, но и отрезок времени размером в семь дней.
Когда пройдет четыре недели с того момента, как вы начали вычеркивать дни, скажите малышу, что месяц скоро заканчивается. Добавьте, что месяц это четыре недели с небольшим «хвостиком» (это хорошо видно на календаре). «Хвостик» это составляет два или три дня, но бывает месяц в году совсем без «хвостика». Рассмотрите все месяцы и измеряйте «хвостики» (сосчитайте количество дней, добавленных к четырем неделям в каждом из месяцев).
Весь год на одном листе
Еще один плакат, помогающий ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.
Возьмите лист ватмана, простой карандаш и длинную линейку. Расположите лист по горизонтали. В верхней части листа напишите порядковый номер текущего года. Расчертите лист на тринадцать строк и тридцать два столбца. Самый левый столбец должен получиться длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите названия месяцев. Если ребенок еще учится читать или только научился, пишите заглавными буквами.
В верхней строчке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.
В клетках нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники, наклейте маленькие фотографии родственников с клеточки, соответствующие их дням рождения.