Страсть украсть

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (14 оценок)

Сила притяжения

Перед началом урока Катя показала одноклассникам новую ручку, которую папа привез ей из командировки, — настоящее чудо канцелярской промышленности. Дети по очереди испытывали луч-указку на ее конце.

Но когда девочка захотела поразить воображение подруг из параллельного класса на «продленке», ручки в пенале не оказалось. Катя несколько раз осмотрела все отделения рюкзака, заглянула под стулья и парты, даже сбегала в столовую, хотя была уверена, что не брала с собой никаких вещей на завтрак. Папиного подарка нигде не было. Каково же было Катино удивление, когда на следующий день она увидела свою ручку у одноклассницы.

— Настя, как здорово, что ты ее нашла! Я вчера весь класс обыскала! — Катя подбежала к подруге и протянула руку в надежде вернуть свою вещь. Но Настя не собиралась отдавать ручку:

— Это мне вчера мама купила. Я рассказала ей про твою ручку, и мы вечером зашли в магазин.

От такой наглой лжи Катя растерялась. На ручке была изображена эмблема лондонского отеля, в котором останавливался папа, и такая ручка не могла продаваться в обычном магазине. Катя попыталась сказать об этом Насте, но одноклассница резко оборвала ее:



— Не веришь? Спроси у моей мамы!

Разговаривать с Настиной мамой Катя побоялась. А жаловаться собственным родителям, которые накануне кражи отговаривали дочку нести в школу броский сувенир, было неловко. Пришлось девочке расстаться с папиным подарком.

Присваивая чужие ручки, линейки и другие «мелочи», дети далеко не всегда считают свой поступок воровством. Не сумев справиться с желанием обладать яркой вещицей, они стремятся «легализовать» украденное, придумывая правдоподобную историю его происхождения.

Маленький воришка создает две легенды: одну для истинного хозяина вещи, а другую — для своих родителей. Чтобы уличить ребенка в воровстве, достаточно сопоставить эти версии. К сожалению, родители детей, любящих присваивать чужое, не всегда

обращают внимание на периодически появляющиеся у них новые игрушки или канцелярские принадлежности.

Именно равнодушие мам и пап к «найденным» или «подаренным» вещам создает у ребенка ощущение незначительности содеянного. Однако уважение к собственности других людей — дело принципа, и границы «своего» и «чужого» не должны меняться в зависимости от стоимости и размера предмета.

Обсуждая с ребенком чувства того, кто лишился своей вещи, предлагая представить себя на месте пострадавшего, вы убережете ребенка от совершения кражи.

Преступление или наказание?

Возвращаясь домой вместе с мамой, Никита увидел недалеко от подъезда соседского мальчика Диму, катавшегося на новом велосипеде. Он был на два года старше и учился в пятом классе, но никакого уважения к нему Никита не испытывал, наоборот задирал при каждой возможности.

Уж сколько раз из-за этого маму вызывали в школу, и в кабинете директора мальчики добровольно-принудительно жали друг другу руки, подтверждая намерение прекратить вражду! Тем не менее, через несколько дней возникал новый конфликт.

— Посмотри-ка, вон твой «друг» катается! — мама тоже заметила Диму. — Недавно его отец новую машину купил, а потом, видимо, решил и сыночку подарок сделать. И откуда у людей столько денег?

На следующий день Никите снова пришлось побывать в кабинете директора. У Димы пропали кроссовки, и подозрение пало на его давнего «врага». Не выдержав давления взрослых, мальчик признался, что действительно взял кроссовки.

В качестве причины кражи он назвал желание подшутить над Димой, приведя в свое оправдание следующий аргумент:

— Пусть не хвастается своими вещами!

Никита утверждал, что не собирался носить чужие кроссовки, и показал место, где спрятал их, — за батареей в раздевалке.

Некоторые дети выбирают воровство в качестве способа наказания своего обидчика. Полагая, что другой ребенок недостоин обладать той или иной вещью, воришка лишает его собственности.

Руки загребущие

По статистике, кражи составляют около 60 % от всех школьных происшествий. 10 % приходится на вымогательство, остальные 30 % — на драки. Среди украденных вещей лидируют мобильные телефоны, на втором месте — школьные принадлежности, на третьем — предметы одежды.

Кража может быть своеобразной местью, в таком случае юный карманник выбирает ту вещь, которой жертва больше всего дорожит. Неодобрительные высказывания родителей в адрес более успешных и состоятельных людей могут восприниматься детьми как негласное разрешение «грабить награбленное».

Чтобы не подогревать зависть в ребенке, не следует ставить ему в пример других детей и акцентировать внимание на имеющихся социальных различиях. Важно научить школьника гордиться профессиями родителей, ценить то, что он имеет, и тогда чужие вещи станут для него менее привлекательными.

Опасная зона

Когда после тренировки по самбо Егор достал телефон, чтобы позвонить маме, его друзья недоуменно переглянулись. Еще несколько дней назад у мальчика был яркий и современный мобильник, а сейчас он держал в руках громоздкий аппарат десятилетней давности. Оказалось, что в последнее время в школе Егора у учеников стали регулярно пропадать сотовые телефоны, поэтому родители попросили его не дразнить воров дорогой вещью и раздобыли где-то старую модель.

Друзья посочувствовали мальчику и поделились в ответ своими историями о школьных кражах. Денис рассказал о пропаже новой куртки, у Антона украли пенал, а Сережке пришлось проститься уже с двумя мобильными телефонами.

Какие меры следует предпринять родителям, чтобы оградить ребенка от внимания школьных воришек? Неужели нужно одевать свое чадо во что-нибудь неброское и покупать ему самые дешевые учебные принадлежности?

И наконец, как научить школьника строить гармоничные отношения со сверстниками, если он им не доверяет, ни на минуту не забывая о том, что кто-то из них может оказаться вором?

Прежде всего, покажите ребенку собственным примером: не стоит относиться к уличенным в воровстве школьникам как к законченным преступникам. Как уже говорилось выше, мотивы детских краж гораздо глубже и многообразнее, чем простая жажда наживы.

Еще со времен Макаренко известно: поручая нечистому на руку мальчишке ответственную покупку, можно рассчитывать на то, что он постарается оправдать доверие. Ругая того, кто стащил у ребенка какую-то вещь, вы лишь способствуете появлению у воришки еще большей озлобленности и желания нарушать законы и принципы. Профилактикой детского воровства может быть лишь проявление искреннего участия и интереса к тем обстоятельствам, которые заставили школьника взять чужое. Обсудите со своим ребенком ситуации, которые могут провоцировать его сверстников на кражу. Например, в присутствии детей из неполных семей не стоит хвалиться папиными подарками. А небрежное отношение к вещам создает у потенциальных воришек иллюзию их ненужности хозяину. В заключение стоит заметить, что дети нередко воруют, чтобы своим неблаговидным поступком привлечь внимание мам и пап к своей персоне. Школьник осознает, что брать чужие вещи плохо, но так он высказывается против равнодушия взрослых.

В любом случае родителям, столкнувшимся с детским воровством, стоит понять, в чем, собственно, их вина в такой ситуации.

Мария Баулина, психолог

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Страсть украсть"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

14.02.2009
Обновлено 19.03.2020
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Наказание ты мое!
Наказание ты мое!
Можно ли наказывать детей? Если можно, то как?
Что делать, если вы столкнулись с детским воровством?
Что делать, если вы столкнулись с детским воровством?
Когда родители обнаруживают, что их ребенок что-то украл, первой реакцией обычно становится шок и отрицание: "Не может быть, наш...
Охота по-корсикански
Охота по-корсикански
Корсика! Маки! Разбойники! Горы! Родина Наполеона! — это цитата из романа Мопассана "Жизнь". И Мопассан совершенно прав: говоря о Корсике в...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!