Все гениальное непросто

Воспитать маленького гения — непростая задача. И учиться здесь придется прежде всего самим родителям — доверять природной одаренности своего малыша и своей интуиции, утверждает психолог Елена Анисимова.

Маленький, ребенок питается не только молоком мамы, он также впитывает в себя всю ту информацию, которая его окружает. И то, что ребенок будет видеть вокруг себя с самого рождения, отпечатается в его сознании очень прочно. Что это будет: стены с повторяющимися однотипными рисунками и белый потолок или же что-то более интересное, — зависит только от родителей малыша. Исследователи раннего развития ребенка — например, Масару Ибука и Сесиль Лупан — разработали целые системы, основанные на способности детей с младенчества усваивать новую информацию с неимоверной быстротой. Известная женщина-математик XIX века Софья Ковалевская в своих воспоминаниях пишет, что страсть к этой точной науке пробудилась у нее во многом благодаря тому, что стены в ее детской по бедности были оклеены страницами из учебника по математике. Ей были очень интересны непонятные значки на стене, и она подолгу их изучала. В последние годы исследователи пришли к выводу, что чем раньше малыш начнет воспринимать какую-то информацию, тем прочнее он ее усвоит и, возможно, даже полюбит, причем на всю жизнь.

Радость жизни

Игра — это способ познания ребенком мира. Через игровые манипуляции с предметом он знает его свойства, причем это происходит как бы само собой, без особых усилий со стороны малыша. Познание мира для него в этот момент не главный процесс-главное другое — непосредственная радость от общения с этим самым миром.

Исследователи приходят к выводу: чем раньше малыш начнет воспринимать какую-то информацию, тем прочнее он ее усвоит и, возможно, даже полюбит.

Взрослые часто недооценивают значение детской игры, так как в их представлении важное дело должно обязательно даваться с трудом, тут надо "попотеть", а то и вовсе чем-то пожертвовать, и, как правило, именно радостью в первую очередь. Однако известно, что именно в первые годы жизни легко и играючи ребенок овладевает огромнейшим количеством информации, учится владеть своим телом (с нуля и до мелкой моторики), учится говорить (а ведь только лингвистический гений может овладеть языком, причем первым, за два года), ориентироваться в многоуровневом пространстве нашего мира — от физического и до пространства отношений. Так, может быть, это не дети чего-то не понимают в обучении, а взрослые?

Капитан корабля

Стоит по достоинству оценить малыша и поверить в него. Все дети гениальны, и это не просто красивые слова. Попробуйте сказать вслух, уверенно и смело, такую фразу: "Я верю в способности моего ребенка".



Поймите, что порой именно ваше возможное неверие может стоять на пути развития его способностей. Если вы поверили в свое чадо, начинайте двигаться к желанной цели. Для этого вам (что поделать, факт есть факт) придется самому учиться у ребенка. И в первую очередь учиться не навязывать свою точку зрения. Капитан корабля — ваш кроха, и у него в руках есть карта, где четко обозначен маршрут, куда ему плыть. С самого рождения у ребенка есть точная программа развития заложенных в него природой способностей. Какова же ваша роль в этом плавании? Это роль практически бессменного первого помощника капитана, чутко прислушивающегося к его командам. Секрет гениальности — в его природном механизме, а не в навязывании чего-то извне. Уяснив свою роль, переходите к конкретным действиям. Ваша главная задача на данном этапе — правильно организовать условия для развития малыша и предоставить ему всю необходимую информацию.

Чуткий подход

Имейте в виду, что воспитание гениев пока не поддерживается нашей традиционной системой воспитания, и поэтому во многом вам придется пойти наперекор устоявшимся правилам общения с детьми и их обучения. Еще одно важное условие — активное участие в жизни ребенка, особенно тех из взрослых, кто больше времени проводит с малышом (это может быть и бабушка). Но как воспитать в себе интуицию и родительское чутье к потребностям развития крохи? Заниматься с маленьким ребенком можно только по его собственной воле и желанию, без малейшего принуждения. Все действия ребенка подчинены тончайшей логике его развития. Ваш малыш открыл шкаф и рассыпал пакеты с крупами? Вы возмущены и расстроены, вас так и тянет отругать виновника. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Что произошло на самом деле? Ребенку интересно изучать свойства сыпучих веществ. Таким образом он подает вам сигнал: "Для моего развития мне нужно получить этот опыт". Что делать в такой ситуации? Правильнее будет помочь организовать крохе условия для развития — дать ему крупу и тазики, в которые ее можно будет пересыпать.

Откажитесь от порицания ошибок, ведь обучение без них невозможно. Если ваш малыш что-то сделал не так, просто покажите ему на примере, как надо. Если же у вас есть склонность к излишней критичности, просто "не заметьте" сделанную в очередной раз ошибку. Это много лучше, чем запугивать ею ребенка. Страх ошибиться может испортить любую, даже самую приятную деятельность.

Вашему малышу нравится пачкать руки в грязи или разрисовывать себя ручкой? Вы беспокоитесь, что у вас растет грязнуля? На самом деле у вашего ребенка проявляется первая тяга к художественному творчеству. Что надо делать? Оставив на юном художнике минимум одежды, вручите ему пальчиковые краски (ту же ручку, карандаш, глину и т. п.), а сами расстелите на полу (лучше всего на линолеуме или кафеле) ватман и предоставьте ему свободу для творчества.

Прежде всего стоит по достоинству оценить свое чадо и поверить в него. Ведь на самом деле все дети гениальны, и это не просто красивые слова. Попробуйте сказать вслух, уверенно и смело, такую фразу: "Я верю в способности моего ребенка". Ведь порой именно ваше возможное неверие может стоять на пути развития его способностей.

Раннее начало

Сразу же стоит оговориться, что рано начинать заниматься с ребенком вовсе не означает перегружать его малоинтересными занятиями. Раннее развитие возможно только при абсолютном интересе малыша к процессу обучения. На самом деле малыш постоянно дает нам знать, что сейчас для него важнее. В возрасте примерно полутора лет (хотя эта цифра может смещаться и к году, и к двум) ребенок начинает активно интересоваться словообразованием. Понаблюдайте за крохой — он постоянно бубнит себе под нос услышанные обрывки слов, слоги, по-своему воспринятые и понятые им. Это сигнал вам: сейчас есть хорошая возможность дать ему больше информации о словообразовании, а проще говоря — научить малыша читать, например, с помощью кубиков Зайцева. Дети получают большое удовольствие, когда родители специально для них проговаривают такие интересные звуки — слоги, следит за движениями их губ и даже смеется.

Гармоничная среда
Для того чтобы малыш стал разносторонней личностью, нужно с детства активно задействовать оба полушария его головного мозга. Как левое, отвечающее за вербальные и логические процессы (математика, логика, чтение, речь), так и правое (связанное с развитием творческих способностей). Чем больше предметов, направленных на разностороннее развитие, будет окружать малыша дома, тем лучше.

Секрет успеха обучения состоит в том, чтобы периодически обращать внимание ребенка на всевозможные картинки, кубики, плакаты и карточки, но делать это ненавязчиво и без всякого принуждения.

  • Настенные плакаты.
    Должны быть развешаны на уровне глаз ребенка, при этом желательно не только в комнате. На плакатах может быть изображено все, что могло бы, на ваш взгляд, заинтересовать малыша, — это могут быть и изображения птиц и зверей, и картины художников, и таблица умножения, и даже таблица Менделеева — простор для вашей фантазии неограничен.
  • Музыкальные записи.
    Слушайте вместе с крохой разную музыку — от классики до современности, какая вам больше нравится. Ребенок тонко чувствует отношение своих родителей ко всему и также перенимает его.
  • Аудиозаписи иностранного языка.
    Ставьте малышу на некоторое время аудиозапись иностранного языка, таким образом вы поможете ему в будущем — он будет изучать уже знакомый ему с детства язык.
  • Пальчиковые краски.
    Пока ваш малыш еще не научился самостоятельно открывать баночки с краской, держите в доступной для него зоне пальчиковые краски. Тогда он сам сможет выбирать время, когда ему заняться рисованием, и принесет вам краски.
  • Яркие карточки.
    Сделайте специальные карточки — открытки с картинами художников по разнообразной тематике. Это будет развивать у него вкус и воображение.
  • Компьютерные презентации.
    Их преимущества — наглядность и информативность. Презентации можно сравнить с диафильмом — это сменяющиеся картинки, сопровождаемые пояснениями о том, что на них изображено. Дети с удовольствием смотрят такие диафильмы и быстро узнают много нового, будь то алфавит или названия разных животных.
  • Музыкальный инструмент.
    Самый лучший способ раннего развития музыкальных способностей и приобщения к музыке — предоставить малышу в свободный доступ какой-нибудь музыкальный инструмент, а лучше всего — синтезатор, в котором есть множество разных звуков.

На ошибках учатся

Многим людям всю жизнь мешает страх ошибиться или сделать что-то недостаточно хорошо. Обучение без ошибок невозможно, на то оно и обучение. Откажитесь от порицания, если малыш что-то сделал не так, просто покажите ему на собственном примере, как надо. Если же у вас есть склонность к излишней критичности, просто "не заметьте" сделанную в очередной раз ошибку. Страх ошибиться может испортить любую, даже самую приятную деятельность. Многим родителям трудно смотреть, когда у его ребенка что-то не очень получается, — так и тянет помочь и показать, как правильно, чтобы быстрее научился. Однако делать этого ни в коем случае нельзя без просьбы самого малыша. Во время игры он учится двум вещам: собственно получению результата (построить башню) и более важному — делать это самому, без посторонней помощи, учится верить в собственные силы.

Анисимова Елена, психолог
Статья предоставлена журналом "Parents/Счастливые родители", № 6 2008 год
Parents/Счастливые родители
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Бизнес по-женски: как совместить карьеру и семью
Как все успевать и быть счастливой?
Зачем нужны школьные проекты?
Какие навыки развивает проектная деятельность?
Оставить комментарий к статье "Все гениальное непросто"

Вы не авторизованы.

Читая статьи такого рода не очень понятно на кого они ориентированы, потому как мамочки воспитавшие ребенка лет этак до хотя бы до 9 прошедшие все реалии едва ли согласятся, потому как нельзя не поругать чадо, а если потакать всем его желаниям они быстренько перерастут в капризы.Может и надо читать такое совсем юным начинающим мамочкам и верить что воспитание ребенка это рай и ангел вам готов если крылышки не подрезать. А мое мнение такое есть вещи за которые ребенка можно и нужно одергивать и при необходимости наказывать. Можно привести массу примеров от переключения телевизоров,электроп­ечи (а у кого то и газовые!) до...Остановлюсь на самом ярком, частенько маленькие дети дерут мамам волосы, бьют по лицу, и откровенно говоря если такое не пресекается я ни разу не слышала чтобы это закончилось чем то хорошим, со временем это перерастает в грубость но иного рода и не более...Или типичная детская жадность...ну позволим своему чаду бить других детей и отбирать все что понравилось не решаясь ущемить его гордость и самобытность, к чему приведет то. В свое время крепко влетало моему сыну за истерики в магазинах, точнее за попытки истерик на тему "купи". Так потом сочувственно взирала на краснеющих матерей так как сама от этого была избавлена. Зато опишу свой личный прокол, не одернула и не пресекла во время пренебрежительное отношение к чужим людям, мучаюсь спустя много лет, а начиналось с мелочей, место в автобусе, не поздоровался с соседкой и т.д.....Вседозволенн­ость как метод воспитания лично я не приветствую, извините. А за занятия буковками и окр. миром я только "за"!
2009-03-13, Him
Спасибо.
2008-06-26, Lady Nikol
Поделитесь:

25.06.2008
Обновлено 28.02.2014
Статья дня
Зачем нужны школьные проекты?
Зачем нужны школьные проекты?
Какие навыки развивает проектная деятельность?
Близкие по теме статьи
Условия развития малыша
Условия развития малыша
Какие условия способствуют развитию вашего малыша до рождения?
Все дети — гении
Все дети — гении
Все дети рождаются гениями. Просто гениальности бывают разными, а мы, родители, не в состоянии этого понять и принять. Особенно нам трудно это...
Учитесь на ошибках
Учитесь на ошибках
Свою дочку я кормила полгода. Для меня это было очень мучительно!
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!