У нас двое детей с разницей в 3 года. Так получилось, что мы часто переезжаем. Но был период, когда мы сидели 6 лет на одном месте. И тут нам повезло найти хороший детский садик и нормальные школы. Мой сын на "Подготовку к школе" ходил рядом с домом в студию, а не в предполагаемую школу. Дочка была совсем маленькой, и мы решили, что лучше в студию пешком с коляской, чем на автобусе/машине 10 минут. В студии было 3 ребенка и это было "в плюс". В первый класс сын поступил без проблем, прошел спокойно тестирование, которое, к слову, было запрещено. Просто учителя объяснили это желанием получше узнать ребенка. Мы не возражали.
Первый класс принес нам много проблем личностного характера. Сын был излишне впечатлителен, обидчив, вспыльчив. Мне много раз приходилось вытирать его слезы и общаться с другими родителями. Дело в том, что он не приемлет никаких обзываний, и если некоторое время их терпит, то потом все равно лезет в драку. Сколько я выслушала от других мам — кошмар. Хочу дать совет — никогда не ругайтесь с другими родителями, постарайтесь понять их, но не потерять при этом свое лицо. И не давайте в обиду своего ребенка! Всегда есть вышестоящие инстанции, в которые можно обратиться. Я, например, несколько раз беседовала с директором школы. Мы всегда находили компромисс. Есть категория родителей, которые упорно закрывают глаза на своего собственного ребенка, зато другого готовы очернить даже за малейшую провинность. Вот с такими очень сложно разговаривать, но нужно пытаться это делать. В крайнем случае — опять-таки прибегать к беседе в окружении учительницы и директора. Мой ребенок не ангел, но и повесить ярлык "трудновоспитуемый" я не дала. Тем более что сын удивительно раскрылся в школьном театре, где с успехом играл 2 года, 1 и 2 класс. А потом мы опять переехали в другой район Москвы.
Школу нам подобрала соседка, она там преподавала литературу. Мы ни разу не пожалели о выборе этой обычной государственной школы. Но учились мы там всего 1 год, и опять переехали — на сей раз в Центральную Азию. "Вот, — думала я, — начинается кошмар..." В принципе, не ошиблась. Наша новая учительница в 4 классе оказалась весьма истеричной дамой, но выбора не было — это лучшая школа в городе, причем российская, и это более-менее "русский" класс по составу детей. Мы пережили 4 класс только благодаря тому, что дама оказалась восприимчива к должностному статусу мужа и мои претензии по поводу "не орите на детей" выслушивала спокойно. Ничего не хочу обидного сказать насчет детей других национальностей. Их у нас несколько, в основном таджики и узбеки. Но как сильно отличается поведение этих детей от среднестатистических московских! Описывать не стану, просто скажу, что родители в силу занятости и проблем уделяют этим детям мало внимания. Ни одна мало-мальски озабоченная мамочка на нашем сайте не выдержала бы, наверное, того, что пришлось выдержать мне, учитывая характер моего сына! Рев, плач, крики "хочу домой в Москву!" и прочие "радости" каждый день! Я нашла психолога, я нашла репетиторов, сын был определен в спортивную секцию... Стало полегче. В спортивной секции мы нашли общий язык с тренером (у 80% детей местного населения родители не появляются на тренировках вообще). Он учел особенности ребенка, не обращал внимания на его нервозность и истеричность, и сын потихоньку втянулся. Крики "хочу домой" стали реже.
И тут — 1 класс у дочки. Нам опять повезло — учительница из старой среднеазиатской интеллигенции, педагог-новатор. Моя красотка, едва начав учиться, стала приносить по чистописанию "см" и "2". Это только говорят, что в 1 классе оценки не ставят. Большинство учителей с этим не согласны и на собрании сразу предупреждают, что оценки ставить будут, но только в тетради и только для того, чтобы родители понимали, как учится их чадо. Так вот, у нас были сплошные "3", "2" и "см". И сильное нежелание писать и читать... А у мамы высшее образование с красным дипломом, у папы — три ВО! Я — в панике, а учительница спокойно и методично взялась за дочку, и сейчас, к концу второго класса, мы уже пишем намного чище и аккуратнее. С математикой особенных проблем не было. С чем я серьезно столкнулась, так это с нежеланием дочери делать уроки. Сын первые три класса ходил на продленку, так как я работала, и делал уроки там. В итоге я получила ребенка с кучей пробелов в материале трех классов, и, схватившись за голову, взяла репетиторов.
И не думайте, что летом ребенок должен отдыхать. Если он будет у вас отличником, то да, а вот если ему учиться сложно, летом обязательно нужно заниматься. И хотя мои пищат, что устали и прочее, обязательно читают, пишут, занимаются математикой и английским языком. Зато первая же контрольная в сентябре покажет, что "летняя подготовка" принесла свои плоды. У вас будет хорошая оценка и соответствующее отношение учителей. Сын после 1 класса не занимался — я пошла на поводу у учителей, которые твердили, что ребенок должен отдыхать, в итоге — сентябрь 2 класса был ужасен: мы забыли все! Нежелание делать уроки — это сейчас самая серьезная проблема у нас. Дети оба подвижны, усидеть на месте им сложно, приходится сидеть с ними рядом. Может, я и не права, но контроль за домашней работой таких подвижных детей просто необходим. Самостоятельность — прекрасная вещь, но пускать все на самотек нельзя.
Хочу дать несколько советов родителям будущих первоклассников, как мальчиков, так и девочек.
- Выбирайте спокойную, справедливую учительницу (лучше всего это сделать, поговорив с родителями четвероклассников, встречающих своих детей из школы). Соберите как можно больше информации о школе.
- Сразу найдите с учительницей контакт, объясните особенности своего ребенка и попросите их учитывать. Возьмите ее телефон, оставьте свой.
- На первом же собрании оцените пришедших родителей — очень многое можно будет сказать о детях, увидев родителей. Ходите на собрания. Почему-то у учителей стойкое мнение: если родители на собрания не ходят, то ребенок не нужен. Предупреждайте учителя, если не сможете присутствовать на собрании.
- Запишите все возможные телефоны для связи с вами в дневнике ребенка, или, если нет пока дневника, вложите листик в ежедневный учебник/пенал/сумочку для завтрака. Забейте их в его мобильный телефон. Никогда не выключайте свой мобильный — в любой момент может прозвенеть звонок, и хорошо, если это будет сообщение об очередной "5", а не о драке с последствиями.
- Не бойтесь войти в родительский комитет — вы будете в курсе дел в классе, у вас будет постоянный контакт с учительницей. Конечно, вы там должны быть не в одиночестве. Через год откажетесь с чувством выполненного долга и прекрасными отношениями с учителями.
- Не покупайте ребенку очень дорогие ранец, пенал, ручки/карандаши и ластики. Через месяц он может все это потерять, сломать, а при ограниченном бюджете любая потеря дорогой вещи будет воспринята вами болезненно. Но при этом ваш малыш не должен чувствовать себя ущербным — все должно быть новое. Лучше купите российское, импортное в 3 раза дороже. Сейчас наши производители стали делать очень красивые тетрадки, канцелярию и ранцы тоже.
- Тетради вообще многие требуют обычные зеленые. Так что прежде, чем вы накупите разноцветных, узнайте мнение учительницы на этот счет.
- Не покупайте много тетрадей в косую линейку — у нас за весь год ушло 4 штуки всего, а во 2 классе мы уже писали во "взрослых", в обычную линейку.
- Школьная форма нас, к счастью миновала, но знакомые рекомендуют иметь 2 формы — дети выливают сок, просто пачкают. Для девочки обязательно купите форменные брюки на зиму. И пару безрукавка/свитер в тон форме на холода.
- Сразу спросите, возможно ли в школе оставлять сменку? Мы оставляли — это очень удобно, особенно зимой: обувь не выстужается, и дети реже болеют. Такое возможно при закрывающихся раздевалках. Или просто в классе поставьте, по договоренности с учительницей, стойку для обуви.
- Если в школе есть кружки — отлично! Чем их больше, тем лучше. У нас был даже клуб "Туристята". На продленке дети скучают, а так после сделанных уроков расходятся по кружкам. Но больше 2 кружков не рекомендую — тяжело, особенно если подразумеваются какие-то домашние работы по этим кружкам.
- Если продленка вас не минует — постарайтесь пообщаться с учительницей на продленке. Если это скучающая матрона, пьющая час в другом кабинете подальше от детей, лучше найдите няню: многих неврозов моего сына можно было бы избежать, если бы учительница продленки была на своем рабочем месте.
- Няня у нас была, она забирала сына из школы и дочку из садика и отвозила домой (3 остановки на автобусе). Поэтому я не рвалась на 5 передаче в школу/садик за детьми и даже могла позволить себе задержаться на работе (что было, к счастью, редчайшим случаем). Няню мы нашли по рекомендации друзей, она жила в соседнем доме. Это я считаю оптимальным вариантом.
- Как ни парадоксально звучит для 1 класса — не пренебрегайте дополнительными занятиями. Часто дети (особенно подвижные малыши) не усваивают объясненный в школе материал, Не поленитесь, попросите ребенка рассказать вам, что объясняли в школе. Объясните ему все еще раз. Все наши пробелы в знаниях, выявленные в 10-11 классах, имеют корни в 1 классе. Есть масса интересных книжечек по всем предметам и для любого класса — там зачастую все объясняется намного проще и понятнее, чем в школе. Зайдите в "Молодую гвардию" и "Дом книги" — узнаете много интересного.
- Подарки учителям вас не минуют никогда! Хорошо, если они организованы родительским комитетом. Обычно дарят хорошую косметику, золото, бытовую технику, деньги в конверте. Не дайте разойтись даме из род. комитета, предлагающей скинуться на что-то слишком дорогое. Это конечно очень приятно — дарить дорогие подарки, но может стать правилом. Не стесняйтесь просить отчеты у родительского комитета по использованию денег. Если вы сами в таком комитете — обязательно делайте такие отчеты, иначе на вас повесят ярлык. Да, еще собирают деньги на ремонт класса — но тут свои запросы, в зависимости от работ.
- Если возник конфликт — разбирайтесь со всеми, кто этого хочет. Не отмахивайтесь от мамы, ребенка которой побило ваше чадо. Вызвал директор/учительница? Идите, как бы заняты вы не были. Ваше нежелание разбираться в конфликтах выйдет боком вашему ребенку.
В заключение хочу сказать, что сейчас сын заканчивает пятый класс, дочка — второй. Не так я себе представляла их школьную жизнь и меньше всего думала, что мы будем переезжать и менять школы... Воображение рисовало серьезную спецшколу, неработающую маму и классы с 1 по 11 на одном месте. Но мы приспособились, стараемся везде найти свои плюсы. Скоро мы возвращаемся в Москву — и опять нужно менять школу...