Курсы первой помощи: как выбрать?

Курсы первой медицинской помощи: определяемся с выбором специфической ориентации и учитываем особенности организации учебного процесса.

Мир вокруг нас полон опасностей. Несчастные случаи в быту, дорожно-транспортные происшествия, опасные мальчишеские забавы... И бывают ситуации, когда "скорая" может не успеть, когда помочь человеку надо немедленно. Многим из нас приходилось слышать страшные истории про то, как человек истек кровью, напоровшись на шампур, или погиб от поражения электрическим током на глазах у толпы друзей — и никто не сумел ничего сделать. Рассказывают про то, как младенцы захлебываются в ванной буквально на руках у матерей, как умирают люди за праздничным столом, поперхнувшись куском... А есть и статистика, и она утверждает: до 90% тяжело пострадавших в ДТП выживут, если помощь будет оказана в первые 9 минут. Но если это время увеличится вдвое, то шансы на жизнь будут только у 15%...

Между тем даже по существующим нормативам "скорая" должна приехать по вызову в течение 15 минут. Это по нормативам, а как оно в большом городе с "пробками" бывает на самом деле, вы и сами знаете. Ну а при остановке сердца помочь вообще можно только в течение 5 минут, и за те же 5 минут погибают от потери крови при повреждении бедренной артерии.

Помнится, в школе во времена нашего детства учили делать искусственное дыхание и накладывать жгут. Не знаю, учат ли сейчас. И в автошколах первую помощь тоже должны учить оказывать... На тех курсах, где занималась я, не учили. Да и положа руку на сердце — многое ли осталось от тех уроков в памяти? А ведь если случится беда, то некогда будет вспоминать, искать старые конспекты и копаться в справочниках. Эффективно действовать можно, только когда все отработано до автоматизма. И очень трудно научиться, читая учебники и разглядывая схемы. По-настоящему учиться можно только у настоящего, живого инструктора.

Итак, вы приняли решение овладеть навыками оказания первой помощи. Что же, найти такие курсы несложно. Вопрос только в том, как выбрать подходящее из имеющегося разнообразия.

1. На кого ориентирован курс

Условно говоря, все курсы первой медицинской помощи можно разделить на 3 группы — базовые, расширенные и специализированные. Базовые дают знания, которые могут пригодиться практически всем: элементарные представления об анатомии и физиологии, умение ориентироваться в опасной ситуации, основные приемы помощи. Расширенные рассчитаны в основном на спасателей. Специфика их, во-первых, в том, что спасателям приходится иметь дело с повреждениями, весьма нетипичными для обычной жизни — синдром длительного сдавления, например. Во-вторых, нередко спасателям приходится работать в условиях, когда квалифицированную врачебную помощь можно получить через несколько часов, а то и дней, в то время как базовый курс предполагает продержаться до приезда "скорой". Специализированные курсы ориентированы на людей, занимающихся конкретным экстремальным видом спорта или туризма. Есть курсы для дайверов, для туристов-лыжников, для парапланеристов... Ясно, что у дайверов крайне редки обморожения, а для лыжника невелик риск кессонновой болезни. Найти такие курсы обычно можно при соответствующих клубах. Впрочем, на базе спасательских курсов вам с удовольствием проведут специализированные занятия, если вы сами сформируете группу.



Итак, если вы занимаетесь экстремальным спортом, если вам привычен акваланг на спине или купол парашюта над головой — добро пожаловать на специализированные курсы, где вам расскажут про типичные для вашего спорта травмы и повреждения. Если вам по душе активный туризм, если вы прошли хибинские перевалы и спускались по горным рекам, приходите на курсы спасателей. А если вы не представляете себе жизни там, где нет асфальта и недоступна сотовая связь — вам будет вполне достаточно базового курса.

Особняком надо выделить курсы для детей и подростков. Это скорее ОБЖ, чем в полном смысле курсы первой помощи. Но если там в увлекательной игровой форме расскажут подростку о том, какие опасности могут грозить ему и его друзьям, если научат элементарной осторожности, это уже будет очень неплохо.

2. Чему учат

Абсолютный минимум того, чему вас должны научить на базовых курсах, — это сердечно-легочная реанимация (то есть восстановление проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) и остановка кровотечения. В общем, на этом можно и остановиться. Потому что практически все остальные состояния или вполне позволяют дождаться "скорую", или требуют наличия, кроме навыков, еще и медикаментов, инструментария, специальных знаний... Разные курсы предлагают научиться иммобилизовывать переломы, оказывать помощь при проникающих ранениях грудной клетки и даже спасать при укусах ядовитых змей. Нужен ли вам такой багаж — решать вам самим. Только замечу, что с практически любым переломом человек может обойтись без помощи до приезда врача, а ядовитые змеи на городских улицах встречаются весьма редко. Нет, не спорю, умение наложить повязку при открытом пневмотораксе, диагностировать инсульт и правильно уложить пострадавшего с переломом таза может быть полезным. А может и, наоборот, сыграть злую шутку, создав ложную уверенность в своих силах. Известно, как опасны бывают самоуверенные полузнайки. В условиях, когда доступен телефон, лучше все-таки довериться "скорой". В крайнем случае врач и по телефону может кое-что подсказать.

Особый разговор — если кто-то из членов семьи страдает серьезным заболеванием. В таком случае безусловно необходимо, чтобы все родственники умели диагностировать наиболее серьезные проявления болезни и знали, как и чем помочь. Родные диабетика должны уметь вывести из гипогликемической комы, а родные эпилептика — не пропустить начало эпилептического статуса. Но курсы тут, как правило, не помогут. Надо постараться поискать варианты обучения по конкретному диагнозу. При многих крупных больницах есть постоянно или курсами работающие "Школа астмы", "Школа диабета". Если вам не удалось найти ничего подобного — вооружитесь литературой, поговорите с лечащим врачом, попросите медсестру научить вас основным манипуляциям, необходимым при соответствующем диагнозе... Кстати, воспользуюсь случаям напомнить: людям с хроническими заболеваниями, при которых возможно внезапное ухудшение состояния, следует носить при себе записку с определенными сведениями о себе и своем диагнозе. Для некоторых болезней разработаны специальные формы, например, "Паспорт диабетика". Замечу, что за 15 лет работы я видела только одного человека, который носил этот самый "паспорт" с собой.

3. Кто учит

До написания этой статьи я была уверена, что вести такие курсы могут только врачи. И лишь в процессе подготовки выяснилось, что зачастую преподавателями курсов оказываются спасатели. Что же, хороший спасатель, несомненно, имеет богатый опыт оказания помощи в самых разных ситуациях. Им случается делать искусственное дыхание на спасательном плотике посреди бурного моря и накладывать шину на перелом непосредственно на стенке, повиснув в альпинистской обвязке. И вообще я глубоко уважаю людей этой нелегкой и благородной профессии... Но все-таки я считаю, что оказанию первой медицинской помощи надо учиться у человека с высшим медицинским образованием. Даже на курсах спасателей можно найти вариант, чтобы часть тем читали спасатели, часть — врачи. То есть спасатель расскажет о том, чему врач вряд ли сможет научить — о том, как разбирать завалы, и как вытаскивать пострадавшего из искореженного автомобиля, и как удерживать утопающего, чтобы тот не утопил своего спасителя... А тому, как потом правильно уложить человека с переломом позвоночника, как делать утопающему искусственное дыхание и чем угрожает краш-синдром, пусть все-таки учит врач. А уж на "базовом" курсе...

Какой именно врач, в смысле специализации — как раз не так уж важно. Это может быть и хирург, и терапевт, и врач "Скорой помощи"... Как раз реаниматолог тут, пожалуй, не лучший вариант. Реаниматологи привыкли работать в ситуации, когда и медсестра рядом, и противошоковая аптечка тут же, в палате, и электрокардиограф заряжен... А вот врачам других специальностей приходится зачастую работать в самых неподходящих местах и рассчитывать преимущественно на себя, на собственные силы. Как, собственно, и вам при оказании доврачебной помощи...

На специализированных курсах неплохо бы послушать соответствующих специалистов. Первой помощи при переломах хорошо учиться у травматологов, а при обморожениях — у комбустиологов. Впрочем, толковый хирург вполне заменит обоих. В том объеме, в каком это нужно вам, он знает и про переломы, и про обморожения.

4. Как учат

Главное, что вы должны узнать заранее про организацию учебного процесса, — это количество практических занятий. Если курс преимущественно лекционный, не стоит тратить деньги, читать вы и сами умеете. Сколько именно часов должен продолжаться практикум, заранее сказать трудно. Зависит и от размера группы, и от объема даваемых знаний, и от оснащенности курсов. Современные качественные манекены и тренажеры позволяют несколько ускорить обучение. Во всяком случае, меньше 1 часа практических занятий по каждой теме — это несерьезно.

Следующее, чем стоит поинтересоваться, — это размер группы. На некоторых курсах порой группа доходит до 15-20 человек. А ведь на практических занятиях каждый из обучающихся должен под контролем специалиста не просто раз-другой провести требуемую манипуляцию, а отработать навыки до автоматизма. И как, спрашивается, преподаватель сможет уделить внимание всем 20 слушателям? На мой взгляд, идеальный размер группы — 6 человек. Ну уж не больше 10. Впрочем, допустима ситуация, когда преподавателю помогают 1-2 стажера.

Место поведения занятий — это наименее существенный момент. Обычно такие курсы проходят на базе лечебных учреждений. Но вполне подходит также база медицинского института или медучилища, а также практически любое другое помещение. Курсы для спасателей предполагают проведение по меньшей мере части занятий выездными, с тренингом в условиях, приближенных к реальным, — на скалодроме, например, или на порожистой реке. Занятия для детей и подростков, как правило, проводятся на природе, с элементами ролевых игр.

Некоторые курсы оснащены манекенами, разнообразными и разноразмерными (от взрослого до новорожденного младенца), с электронной начинкой, благодаря которой при правильном проведении реанимационных мероприятий у манекена сужаются зрачки и появляется пульс, а также муляжами переломанных конечностей и искусственными пятнами крови "для создания атмосферы". На других нет ничего, кроме потрепанного плаката "Схема строения гортани", доски и мела. На самом деле это не так уж важно, получить необходимые навыки можно и там, и там. Но надо признать, что хорошее оборудование позволяет несколько ускорить обучение и уменьшить нагрузку на преподавателя. Особенно это касается манекенов для реанимационных мероприятий, по которым человек может самостоятельно, без помощи инструктора, понять, правильно ли он действует, увидеть и исправить свои ошибки.

5. И еще кое-что

Возможно, с этого стоило начать. С другой стороны, этот вопрос кажется настолько очевидным... или не настолько? В общем, на всякий случай напишу — оказывать неотложную медицинскую помощь надо с позиции "официальной", "традиционной" медицины. Если на курсах вам говорят про биоэнергетику, ауру и чакры — не тратьте время. Я несколько раз видела больных, попавших после лечения у биоэнергетиков в реанимацию, — и ни разу не слышала про больных, которых бы биоэнергетики оттуда вытащили... Если на курсах вам рассказывают о славном наследии основоположника гомеопатии Ганемана — это не наш метод. Не буду приводить других доводов, но в лечении гомеопатии один из основных принципов — ухудшение в начале лечения, а у нас ситуация такая, что хуже некуда. Если вас призывают вспомнить о народной медицине... Ну, тут не так однозначно. Многие методы народной медицины взяты на вооружение медициной официальной, и многие былиночки из арсенала травницы имеют аналоги среди таблеток на аптечной полке. Но если речь идет про закапывание в землю пораженного электрическим током или про обкладывание рваной раны голубой глиной — не стоит. Поверьте, методы первой помощи, включая сердечно-легочную реанимацию, опробованы многократно, они доказали свою эффективность, миллионы людей обязаны им жизнью, и не надо вам участвовать в разных сомнительных экспериментах.

* * *

Итак, выбирайте подходящие курсы и вперед! Возможно, навыки, которые вы там получите, никогда вам не понадобятся... и хорошо бы, если б так. Но вполне возможно, что благодаря им вы спасете чью-то жизнь.

Помните, что любые знания без употребления забываются, их надо обновлять. Не обязательно снова и снова записываться на курсы — достаточно перечитывать свои же записи да тренировать практические навыки на ком-нибудь из близких.

А если дойдет до дела — не бойтесь. Не так уж сложны все эти приемы доврачебной помощи. И даже если вы в чем-то ошибетесь — в большинстве случаев это куда менее опасно, чем бездействие.

И удачи вам!

Лариса Позднякова, larka1@bk.ru.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Как поддержать здоровье и долголетие мозга с помощью еды
Почему важно питаться местными сезонными продуктами
Оставить комментарий к статье "Курсы первой помощи: как выбрать?"

Вы не авторизованы.

Статья хорошо написана :)
Но корне не согласен с тем, что что оказанию первой медицинской помощи надо учиться у человека с высшим медицинским образованием.
Мой опыт показывает что тут важнее личный опыт человека, а у спасателей он обычно много больше чем у любого врача (не считая скоропомощников конечно и медиков в спасательных отрядах). В то же время хороший лингвист не обязательно хороший преподаватель англ. языка - в нашем случае это совершенно так же - человек который проводит курс по оказанию первой помощи кроме простого владения темой, должен иметь еще и методическую подготовку именно как инструктор. А вот этому, со всем моим уважением к системе мед. подготовки, врачей как раз не учат.
И это приводит зачастую к опасности для слушателя - когда на курсах начинают рассказывать немедику про лекарства, про их использование. так как подставляют своих слушателей, да и себя тоже под возможную статью.
Так как должность обязывает, я проходил курсы у многих преподавателей и во многих местах. И если инструктор не может ответить на вопрос - сколько вы лично спасли людей в ЧС! Это показатель того, что к такому инструктору лично я не отправлю своих знакомых учиться.
Опять же из 7000 чел обученных за последние 5 лет - 10% это медики и иногда страшно становиться, когда ребята с 5 курса 2 меда говорят что пришли учиться так как в меде их этому не учили!
На мой взгляд, сочетание врач/фельдшер -спасатель - оптимальное по качеству.
За статью Спасибо!
Может это продвигнет хоть кого-то учиться первой помощи, а не смотреть сериалы "Скорая помощь" и Ну погоди и считать их за пособие по оказанию первой помощи.
С уважением. Станислав Манеров.
Директор Школы Первой Помощи.
www.allsafety.ru
2008-03-05, Станислав Манеров
Прочитала статью... Уже раньше писала в конфе - сын ищет.
http://www.7ya.ru/conf/mes-Sport.aspx?l=0&cid=Sport&mid=5832
http://www.7ya­.ru/conf/mes-Study.aspx?l=0&cid=Study&mid=757
Что плохо - практической ясности от чтения ни на йоту не прибавилось. Не обсуждая даже, что приятнее прийти и отдать деньги, предварительно выяснив программу и успехи закончивших имеено эти курсы, а не самому организовывать группу, не зная, какие знания в результете будут получены, в статье нет НИ ОДНОГО адреса, куда можно было бы обратиться. Мой сын имеет отношения к спортивным клубам, но там ничего похожего нет.
К тому же, будучи в деревне (куда врач может и через сутки не попасть при распутице) или в многодневном походе хорошо бы и уколы уметь делать (ну там обезболивающие хотя бы, совет по телефону нынче - не радикальная проблема), травмированную конечность иммобилизировать. Ну и прочее по мелочам: давление измерить, бинт наложить, чтобы не сползал.
Если знаете адреса, сайты, телефоны, подскажите, пожалуйста.
2007-11-15, Lyuba
Ну уж извините, я статью писала не только для москвичей, поэтому там и не предполагались конкретные адреса. Тем более что мне трудно советовать конкретное - я лично ни на каких не занималась, как Вы понимаете, я их только вела :) Впрочем, адреса и телефоны можно найти Яндексом. Насчет курсов при Склифе - посмотрите по ссылке, не то? (К сожалению, у меня сейчас очень странные проблемы с Инетом, я сама эту ссылку открыть не могу).
2007-11-15, маугленок
Вот тут на карте отмечено где учат: [ссылка-1] В Москве аж 30 точек.
2018-12-16, Иван2
ой-ой-ой! Давно хочу на такие курсы! Может, кто посоветует?
2007-11-15, russi
Я тоже хочу:) А где в Питере есть такие курсы?
2007-11-18, Юля
Я тоже хочу:) А где в Питере есть такие курсы?
2007-11-18, Юля
Поделитесь:

15.11.2007
Обновлено 21.03.2014
Статья дня
Как поддержать здоровье и долголетие мозга с помощью еды
Как поддержать здоровье и долголетие мозга с помощью еды
Почему важно питаться местными сезонными продуктами
Близкие по теме статьи
Лечение эпилепсии у детей: 8 мифов. Первая помощь при эпилепсии: видео
Лечение эпилепсии у детей: 8 мифов. Первая помощь при эпилепсии: видео
Что можно и нельзя детям с эпилепсией. Приступ эпилепсии: что делать окружающим
12 главных ошибок при оказании неотложной помощи
12 главных ошибок при оказании неотложной помощи
Какие ошибки чаще всего делают при оказании первой помощи
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!