У каждой из нас, несомненно, найдутся одна-две подруги, которым можно позавидовать: дом их всегда блестит чистотой, под кроватями, на балконе и на креслах в углу - никаких завалов, на окнах - свежайшие занавески, а сами они неизменно дружелюбны, несуетливы и подтянуты. И все это - при том, что у них есть маленький ребенок... Что это - особый талант чистоты? Или искусство, которому может научиться каждый?
Не так давно в моду у вечно занятых женщин, имеющих семью, вошел термин flylady, что, игнорируя непереводимую игру слов, дословно можно перевести как "летающая леди". Под ним подразумевается целая жизненная философия, позволяющая быть идеальной хозяйкой, замечательной женой и матерью - и в то же время всегда оставаться в прекрасной физической форме и отличном настроении, легко порхая по дому. И даже если подобная "суперженщина" - не ваш идеал, у этой замечательной системы, возникшей на Западе, есть чему поучиться. В первую очередь это касается поддержания порядка в доме, о чем и пойдет речь в этой статье.
Долой авралы!
Большинство из нас наводят чистоту преимущественно во время авралов, которыми становятся генеральные уборки. Они могут быть как плановыми (несколько раз в году - к праздникам), так и внеплановыми (к неожиданному приходу гостей). Такие уборки "съедают" наши выходные; они заставляют перевернуть ног на голову весь дом и сеют панику среди наших домашних. А между этими авралами мы расслабляемся, перестаем следить за порядком и усиленно пачкаем и захламляем то, что с таким трудом разгребали и отчищали целый день - а то и не один.
Система flylady предлагает отказаться от этой порочной практики и каждый день "приводить в порядок свою планету", уделяя этому какое-то фиксированное время, которое вам будет не жалко на это потратить. Например, 15 минут в течение дня. Тогда не пройдет и месяца, как ваш дом засияет чистотой - и навсегда останется в таком "сияющем" состоянии, а праздники и выходные можно будет посвящать более приятным занятиям, чем уборка...
Главное здесь - это постоянство. 15 минут - зато КАЖДЫЙ день. Не огорчайтесь, что результаты будут заметны не сразу, и не поддавайтесь соблазну сделать все за один день, падая от изнеможения.
Ликвидация "горячих точек"
Такие точки есть в каждом доме. Тумбочка в прихожей, на которую каждый из входящих швыряет перчатки, зонтик и газеты, вынутые из почтового ящика. Шкафчик в детской, где годами валяются сломанные игрушки. Стул, очертания которого еле различаются под брошенной на него одеждой... Словом, местонахождение и наполненность таких точек очень индивидуальны. В них имеют обыкновение скапливаться ненужные и теряться - нужные вещи. Этим точкам мы и должны объявить "бой". Попробуйте поставить таймер на 2 минуты и в это время разобрать "горячую точку", насколько успеете. Не успели - не надо спешить, доразбираете завтра. Постепенно такие точки исчезнут из вашего дома, ведь все, что вы бросили туда, вы будете убирать в тот же день.
Утренние и вечерние ритуалы
Создайте себе вечерние и утренние ритуалы по наведению порядка и выполняйте их каждый день - так же, как вы умываетесь или чистите зубы. Например, каждое утро вы протираете пол на кухне, а каждый вечер чистите раковину и разбираете одну из "горячих точек". Или каждый вечер вытираете всю пыль на столах и полках в одной из комнат и наводите порядок в комоде, в котором лежат детские вещи. Или утром наводите порядок на своем рабочем столе, а вечером - расставляете обувь на полке... Словом, такие ритуалы могут быть различными - главное, чтобы они у вас были. Хорошо, если вы приучите к подобным ритуалам всех членов вашей семьи.
"Зоны внимания"
Разделите свою квартиру на "зоны внимания". Попробуйте каждый день уделить то время, которое вы отводите уборке, работе с этой зоной. Например, в понедельник вы чистите ковер в гостиной и вытираете там пыль. Во вторник занимаетесь детской. В среду в фокусе вашего внимания - кухня. В четверг наступает черед прихожей: вы разбираете одежду на вешалке, чистите коврик и проч. Тогда в субботу и воскресенье вам не придется отдраивать всю квартиру - достаточно будет сделать уборку в очередной "дежурной" зоне.
Уборку "по зонам" можно заменить уборкой "по функциям". Например, в понедельник вы во всей квартире только протираете пыль, во вторник и пятницу - только протираете пол, в среду - только пылесосите мебель и ковры и проч.
Долой хлам!
Ни для кого не секрет, что убирать квартиру, в которой хранится множество ненужных вещей, гораздо труднее, чем ту, где есть только те вещи, которыми регулярно пользуются. Ведь с этих многочисленных баночек, коробочек, старых бытовых приборов и проч. надо вытереть пыль, убрать их с того места, где они стоят, вытереть пыль под ними, а потом поставить их на место - и так каждый раз. Система flylady предлагает серьезно разобраться с каждым из этих предметов и безжалостно выбросить все ненужное. Каждый из них можно "протестировать", задав себе примерно такие вопросы:
- Пользуюсь ли я этим предметом в течение последнего года?
- Есть ли у меня другой подобный более удобный предмет, который его заменяет?
- Почему мне дорог этот предмет - может быть, это всего лишь привычка или сентиментальные чувства к старым вещам?
Планируем время
Для планирования ежедневных дел можно вести контрольный журнал - "бумажный" или электронный. Сначала туда можно записывать только утренние и вечерние ритуалы, а потом, когда вы привыкнете, - и разовые задания по уборке в зонах. Например, сегодня в отведенные 15 минут мы отчищаем духовку, завтра - пространство за унитазом, а послезавтра наступает черед холодильника. Очень хорошо засекать время с помощью таймера - это помогает не слишком "увлекаться" уборкой в ущерб остальной жизни.
Попробуйте придерживаться этих принципов - и скоро вы не узнаете своей квартиры!
Полезные советы
- На средствах бытовой химии, как и на бытовой технике, не стоит экономить: вложив в них больше денег, вы сбережете время и силы, что важно для молодой мамы. Без жалости расстаньтесь с неэффективными моющими средствами. Моющие средства для обработки больших поверхностей целесообразно приобретать с распылителем, а мыло для рук - с дозатором (тогда не придется постоянно вытирать скользкую лужицу под мыльницей).
- Все моющие средства лучше хранить в одном месте (выделив для них по полочке в ванной и на кухне). Тогда их не придется долго искать.
- Удобные одноразовые салфетки для микроволновки, специальные "супервпитывающие" тряпки для пола и вытирания пыли - не роскошь, а необходимость: они сделают уборку приятным и не раздражающим вас занятием.
- До поверхности полок и шкафов, находящихся под самым потолком, обычно бывает трудно дотянуться без лестницы. Чтобы ускорить процесс уборки, можно постелить на них газеты и время от времени выбрасывать их, заменяя свежими. Снизу газеты будут не видны.
Ольга Краевская
Да, проблема ненужных вещей существовала и будет существовать всегда в большей или меньшей степени. Сейчас, пакуя вещи перед переездом, я просто ужаснулась, какое количество барахла я выкинула в мусорный бак! И это при всём при том, что мы с мужем вообще не страдаем вещизмом, и безжалостно выбрасыеваем всё, чем не пользуемся. И уж по крайней мере три-четыре раза в год я провожу ревизию в шкафах и на полках (особенно, когда там уже становится так тесно, что ничего нельзя найти)! :)
Но вопреки совету автора статьи, я предпочитаю разгрести шкаф за один раз, пусть это и займёт больше времени. В противном случае, в ближайшее время я уже не подойду к тому же самому шкафу второй раз.
А что касается 15 минут, то тут что-то явно маловато. Уборка на кухне, как уже тут правильно заметили, занимает больше времени даже при наличии посудомоечной машины. Плита, микроволновка, раковина, полы, а также сковородки и кастрюли (которые даже навороченная машина моет плохо) - это всё нужно мыть хотя бы через день, а времени это отнимает много.
И вообще мне кажется, что планировать уборки по секциям и по секундомеру невозможно. Если сегодня у тебя на плиту убежал суп, а в ванной дети с удвоенным энтузиазмом заляпали зеркало, а в комнате стошнило кошку, то уборка этих мест получается незапланированной! Так стоит ли планировать? К тому же для большой квартиры или дома 15 запланированных минут явно не хватит, даже если чистоту стараться поддерживать.
2006-08-05, Екатеринаа
Да, чудесная статья. Стирка, глажка и готовка - это другой разговор, а вот насчет уборки - все правильно. 15 мин. в день достаточно для поддержания порядка, в субботу просто пропылесосил, вытер пыль, чтоб свежо было протер открытые поверхности. а два три раза в год вместе с мужем пропылесосить обратную сторону ковров и помыть под ними пол. (Если нет мужа можно и без него, но есть, то ему не позволительно прорускать такое действо). Вообще каждую субботу утром я составляю план на выходные, что сделать чтобы все было идеально чисто, выстирано, вглажено и холодильник - полная чаша, но гости, прогулки... Так что план выполняется в течение недели. А в следующую субботу все заново. Так что вроде и все в порядке, но чувства завершенности всех дел и идеального порядка посещают меня очень редко, или во время отпуска, или во время больничного. А когда ребенок спит ( вечером, или на выходных днем) я домашними делами никогда не занимаюсь. в это время или учусь, или читаю книги по университетской программе. Потому что уборку и все остальное мы с ней и вместе можем сделать (дочка 4 года), а учиться она мне не даст. Очень хорошо показал себя метод составления меню на неделю или две вперед, а также лично для меня - что буду одевать на этой неделе на работу.
2007-08-31, Ольга
Да, чудесная статья. Стирка, глажка и готовка - это другой разговор, а вот насчет уборки - все правильно. 15 мин. в день достаточно для поддержания порядка, в субботу просто пропылесосил, вытер пыль, чтоб свежо было протер открытые поверхности. а два три раза в год вместе с мужем пропылесосить обратную сторону ковров и помыть под ними пол. (Если нет мужа можно и без него, но есть, то ему не позволительно прорускать такое действо). Вообще каждую субботу утром я составляю план на выходные, что сделать чтобы все было идеально чисто, выстирано, вглажено и холодильник - полная чаша, но гости, прогулки... Так что план выполняется в течение недели. А в следующую субботу все заново. Так что вроде и все в порядке, но чувства завершенности всех дел и идеального порядка посещают меня очень редко, или во время отпуска, или во время больничного. А когда ребенок спит ( вечером, или на выходных днем) я домашними делами никогда не занимаюсь. в это время или учусь, или читаю книги по университетской программе. Потому что уборку и все остальное мы с ней и вместе можем сделать (дочка 4 года), а учиться она мне не даст. Очень хорошо показал себя метод составления меню на неделю или две вперед, а также лично для меня - что буду одевать на этой неделе на работу.
2007-08-31, Ольга
Девочки, простите меня за наглость, но я не могу не высказаться. Я летаю по дому благодаря этой системе и русскому сайту флайледи уже год. Скептически начинала процесс полетов, шло все оно сначала со скрипом, но сейчас четко понимаю - это незаметно изменило всю мою жизнь, я наконец-то полюбила себя и быт, который ненавидела раньше всем сердцем.
Такую фразу вы прочтете на русском сайте флайледи в дневничке практически у каждой бабочки (талисманом сайта была выбрана бабочка, потому многие русские флайледи называют себя просто бабочками).
Поэтому если хотите сделать подарок себе любимым, подчинить свою жизнь, превратив многие нелюбимые дела в быту в маленькие удовольствия - то просто зайдите на сайт, почитайте немного и начните делать маленькие шажки к удовольствию от жизни и от себя самой. Не воспримите это все как рекламу, я просто искренне хочу, чтобы вы не теряли свое драгоценное время жизни, мучаясь в конвульсиях бесконечной уборки...
2008-05-24, Рита
А почему нет откликов на эту статью??? Неужели все женщины так легко справляются с бытом? Поделитесь опытом! Кто как что делает. Мне например понравилась эта идея с 15-ю минутами. Но не могу ее представить применительно к себе. Вот мое утро: будильник 6:45, обняв сотовый поворачиваюсь с ним на другой бок, через некоторое время вскакиваю с кровати и бегу к чайнику. Потом водные процедуры на них уходит минут 7-15 зависит от того надо ли мыть голову. Потом готовлю завтрак мужу и собираю ему обед (минут 15), после пытаюсь разбудить ребятенка, и в сад. А… на его сборы тоже уходит минут 20. вот и все утро! Где взять еще 15 на уборку??? Это при том что я себя почти в порядок и не привожу…..не крашусь и прическу не укладываю…..может, что делаю ни так?
2006-08-04, Дина
Надо попробовать, а то авралы, действительно, надоели и толку от них на пару дней. А насчет лишних вещей полностью согласна: в начале семейной жизни, пока жили в коммуналке, лишнего и быть не могло, да и на уборку уходили минуты. А теперь, по прошествии многих лет, просто залежи "очень ценных" вещей где только можно. Начнешь копаться в шкафу и все, пропал день, а то и больше. И, главное, жалко выкинуть такие накопления. Я теперь поступаю так: подхожу к шкафу, открываю его, достаю какой-либо пакет, осмысливаю, когда в последний раз я его в руках держала. Если так с годик назад, то не раскрывая!!! - это главное, выношу к помойке. Если поддаться соблазну и раскрыть, то всё, содержимое будет казаться просто необходимым и барахло опять в шкафу.
2006-08-04, Vasilissa
Для семьи с детьми этот метод очень подходит.
15 мин - это и не много и не мало, всё зависит от забарахлённости и загрязнённости дома.
Если нужно , я добавляю ещё 1-2 раза по 15 мин. + 1-2 горячие точки.
Дети после очередной игры (например, рисование)сначала убирают разбросанные игрушки, карандаши и т.д., только потом достают новую игру. Конечно, надо настаивать на этом, но это элемент домашнего воспитания.
Впервые услышала об этом методе около 2-х лет назад, и начала его применять. Правда до записи всех своих действий дело не дошло ещё .
Но я не знакома с более действенным способом наведения порядка. А авральный метод убивает целый день.
2006-08-06, zoless
Всего 33 отзыва Прочитать все отзывы.