Аутизм или СДВГ?

"Психолог в детском саду сказала, что у него аутизм, и он социально неадаптирован! - молодой папа был не на шутку встревожен. - Мы ходим в этот садик уже месяц, а вчера нас вызвали для беседы и сказали, что сын - аутист!"

Синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности

Как могла, я постаралась успокоить взволнованного родителя. Во-первых, сказала я, если вы уже месяц ходите в садик, то это точно не аутизм. Во-вторых, прежде чем ставить такие серьёзные диагнозы, ребёнка необходимо обследовать, и делать это должен точно не детсадовский психолог. Посетите невропатолога или психоневролога, а потом - давайте встретимся.

Во время следующего разговора папа уже нервно хихикал. Психоневролог из более чем уважаемого медицинского центра поставил ребёнку... синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности (СДВГ). Тут уж я не выдержала. "Послушайте, - довольно резко заявила я. - Или пенье, или танцы! В смысле, эти диагнозы взаимно исключают друг друга. Да и не ставят СДВГ в три года!" В субботу утром я отправилась смотреть чудо-ребёнка.

"Пустая крепость" или "цирк на колесах"

Диагноз "аутизм" пришлось отменить буквально с порога: Вовка встретил меня у дверей, взял за руку и повел показывать свою комнату и игрушки. Сорок минут (!) мы провели в обстоятельной беседе на тему "сравнительные характеристики "Ниссан-патрол" и "Джип-как-его-там". Мне были продемонстрированы весьма обширные познания в различных областях, приличествующих современному мужчине. Без всяких скидок на возраст. После чего меня милостиво отпустили передохнуть на кухню, попить чайку и пообщаться с родителями.

За те полтора часа, что мы гоняли чаи с плюшками, Вовка трижды зашел к нам, чтобы что-то спросить, показать, как он до блеска отмыл пресловутый "Ниссан" и поинтересоваться, пойдем ли мы, наконец, гулять. Всё. Так что с дефицитом внимания и гиперактивностью тоже как-то не сложилось.

Крайне заинтересованная, я попросила родителей изложить всю историю с самого начала.

В сентябре Вовка пошел в детский сад. Поскольку семья переехала в этот район недавно, мест уже нигде не было, оставался только частный садик с небольшими разновозрастными группами, работающий по системе Монтессори. "Вот и славно, - подумали молодые родители, - ребёнку будет интересно и не тяжело. А что группа разновозрастная, так это и вовсе хорошо: у Вовки так развита речь, что с малышами ему было бы скучно".



Сначала все было действительно очень хорошо: ребенок утром летел в садик "к детям", с прогулки его забирала няня. Все были довольны. А потом малыш заболел и целый месяц не ходил в садик. Выздоровел, наконец, приходит. А ему говорят: "У нас сегодня новая игра. Все садимся в круг, называем свою любимую вещь и объясняем, за что мы её любим" (типа - развитие речи). Доходит очередь до Вовки, и он хорошим своим развитым языком объявляет, что любимая вещь у него - бутылочка с компотом, с которой он засыпает. Тут эта образованная воспитательница говорит: "Фу, какой позор! Большой мальчик, а пьёт из бутылочки. Дети, ну-ка дружно скажем: "Фу, Вова!" Вовка зарыдал, подскочил к воспитательнице и ударил её ногой. (Вот умник! Я бы просто убила!)

Воспитательница потащила его к штатному психологу. Молоденькая девочка, чья-то родственница, образование, судя по всему, приблизительное. Она с ходу: "В глаза не смотрит? В руки не дается, в угол забился? Аутист, социально не адаптирован". И - папе на работу звонить.

Так, говорю. С аутизмом разобрались. Теперь давайте про СДВГ.

С СДВГ оказалось примерно то же самое: приехали в медицинский диагностический центр в три часа дня, уехали в восемь. Ребенок пропустил сон, полдник, прогулку, как ангел позволил делать над собой всякие бесчеловечные опыты типа энцефалограммы, и только в самом конце позволил себе несколько расслабиться. На основании его поведения психоневролог поставила диагноз СДВГ и предложила родителям подавать ему транквилизаторы.

А вы сами, говорю я папе, как бы вели себя в конце четырнадцатичасового рабочего дня без еды и перекуров? Смотрю, папу как-то скрутило, да и мама, видимо, отчетливо представила эту безрадостную картину.

Бытие определяет... все

К сожалению, взрослые довольно часто забывают про физические возможности малышей, требуя, например, чтобы ребенок пристойно вел себя в магазине, куда маме пришлось зайти по дороге из детского сада. Или в метро я очень часто наблюдаю такую картину: жара, духота, детёныш в шубе, в шапке, в кусачем свитере с горлом, начинает капризничать. Мама пытается на него воздействовать, требует, чтобы он немедленно прекратил истерику, хотя все, что в этот момент можно и нужно сделать - снять лишнюю одежду.

Хорошие детские врачи когда-то научили меня одной простой вещи: если ребёнок капризничает, этому могут быть три причины: скучно, душно или заболевает. Мой опыт добавил ещё некоторые обстоятельства: голоден и слишком много впечатлений. Во времена моего детства (70-годы прошлого века, с вашего позволения), голодные дети были изрядной редкостью, ну, кроме совсем уж тяжелых случаев. А вот впечатлений могло не быть вовсе.

Но вернемся к нашему "тяжелому случаю". К сожалению, в детские сады и школы сейчас пришла работать огромная армия свежеиспеченных психологов. Обычно это совсем молоденькие девочки, поступившие на психологический факультет или по принципу "от противного" (не филолог, не математик, детей люблю, но в учителя не гожусь), или для решения собственных проблем. Их не заставляют проходить личную психотерапию, не водят на практические занятия в детские психиатрические больницы. Овладев несколькими несложными тестами, они приходят на свое новое место работы и сходу огорошивают родителей заявлениями типа вышеизложенного.

Если бы эта девочка видела своими глазами хоть одного ребёнка-аутиста, она бы сто раз подумала бы, прежде чем звонить Вовкиному папе на работу.

Договоримся о терминах

Аутизм (синдром раннего детского аутизма) считается искаженным развитием психики. До сих пор в мировой психиатрии нет единого мнения о причинах возникновения данного нарушения. Есть сторонники генетической теории, есть психоаналитическая ветвь, крупнейшим представителем которой являлся Бруно Беттельгейм (его книга "Пустая крепость" подробнейшим образом описывает работу созданного им Центра). В Америке детей-аутистов не лечат, а адаптируют и социализируют (см. фильм "Человек дождя", все показано максимально достоверно). Европейская традиция, с одной стороны, причисляет СРДА к "большой психиатрии", с другой - развита помощь в виде гештальт-терапии и бихевиоральной терапии.

Россия - одна из немногих стран, в которой с аутистами работают. У нас принят дифференцированный подход к постановке диагноза, в частности, СРДА ставят только если присутствуют все семь пунктов из списка Лео Каннера. Не буду их здесь перечислять, все-таки это не совсем научный доклад. Скажу только, что по одному такому признаку, как "не смотрит в глаза - не идет на руки" аутизм не диагностируют.

"Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов".

Е.Д. Белоусова и М.Ю. Никанорова
Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ

СДВГ чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. Его очень редко ставят в младшем дошкольном возрасте - просто у малышей возрастные нормы другие. Но, самое главное: точно так же, как в случае с аутизмом, существуют четкие критерии диагноза - выделяются собственно "синдром дефицита внимания с гиперактивностью", отдельно "дефицит внимания", и отдельно - "гиперактивность". И в каждой категории есть прямое указание, сколько должно наблюдаться факторов (например, 5 из 7).

Так что, если ваш ребенок временами расторможен, иногда не хочет ни с кем общаться, ходит "нога за ногу", перед сном должен побеситься, а хлеб нарезает строго треугольниками - само по себе это ничего не значит! Не слушайте "околообразованных" специалистов. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют люди, которым вы доверяете. Прислушивайтесь к себе и своему ребенку.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Аутизм или СДВГ?"

Вы не авторизованы.

Полностью согласна с автором статьи: и по поводу гипердиагностики ( а точнее -ошибочной диагностики), и по поводу уровня подготовки психологов в образовательных учреждениях. А аутизм, судя по всему, - это теперь "модный" диагноз :) Одному из детей из группы подготовки к школе школьный психолог (насколько я знаю, окончившая какие-то курсы) на основании наблюдения за ребенком поставила аутизм и еще спросила у шокированной мамы: "А что это Вы так расстроились?" Более абсурдный диагноз и представить сложно: ребенок давно ходит в дет. сад,общителен, социализирован; просто спокойный, послушный мальчик и иногда стеснителен. Но мама очень напугана и собирается идти к психоневрологу, причем, ей сказали, что без справки об отсутствии аутизма их в школу не возьмут (а проживают в соседнем со школой доме). У знакомых в классе тоже учится девочка с "аутизмом", который ей диагностировали на подготовке к школе. Абсолютно нормальная, со слов знакомых, девочка, хорошо учится, дружит с ребятами в классе. Вопрос о поступлении снял папа девочки, пообещавший психологу, что если она не снимет этот диагноз и ребенка не возьмут в школу, то аутизм начнется у психолога.
2006-04-19, jur
Я вообще не представляю себе, как можно ставить диагноз (а не предположение просто) на основании единичного осмотра незнакомого ребенка в стресовой для него обстановке :( Да и делать выводы по реакции ребенка на явную провокацию - как с бутылочкой, например - тоже дурная затея. Короче - вывод неутешительный - далеко не всем врачам, даже в приличных клиниках, стоит верить :(

А про обусловленность поведения внешними причинами - это факт известный.

Кстати, интересно спросить, есть еще у кого-то такое - моя дочка, 2,5, наоборот, в стрессовой ситуации (в цирке, в походе по магазинам, в парк развлечений, в гости шумные и т.п.) собирается и ведет себя практически идеально, я не знаю, как ее можно вывести из себя вообще :) Даже если очеваидно, что она голодная, душно и устала до крайности - будет улыбаться, общаться, вести себя "культурно". Пока не заснет :)) А вот когда просто гуляем во дворе - то может и покапризничать :))
2006-04-20, ленУля
Статья достаточно интересна, но малоинформативна.Немного несправедлива по отношению к психологам, работающим в детских садах, хотя я согласна, что детсадовские психологи, то ли недостаточно осведомлены о том, в чем заключается их работа, то ли просто "отсиживают штаны".
А по поводу постановки диагнозов, к сожалению, мне также пришлось столкнуться с 10-минутной диагностикой, в результате ребенку поставили диагноз атипичный аутизм с умеренной умственной отсталостью. Не учитывалось ни усталость ребенка после занятий, ни то, что ожидание приема заняло час, ни динамика резвития ребенка с рождения до настоящего времени. Я согласна с родителями, таких специалистов надо гнать в шею, иначе, от амбициозности врачей и трафаретности подхода к диагностике, могут пострадать другие дети. Желаю всем крепкого здоровья и сил...
2008-10-27, Татьяна
Хорошая статья. Хочу добавить, что к СДВГ вообще неодназначное отношение в мире, если реально такая болезнь или это просто вымысел....псевдодиагноз+псевдолечение - это конечно некрасиво, но не самое страшное...Проблема в том, что преимущественно СДВГ стараются лечить препаратами типа риталина, который является сильнодействующим психиатрическим наркотиком..т.е. детей сажают банально на наркотики, к большой радости фармакологических-компаний производителей, а теперь представьте что это продвигается на государственном уровне и детей так массово "лечат"
2006-04-20, Александр
Мы лечились в этом центре у ребенка было много проблем ,сейчас многое изменилось. Стал более спокойный,улучшилась речь, стал более общительный. Спасибо большое Вам за открытие такого прекрасного центра. И жители нашего города получили прекрасную возможность лечить своих детей в таком центре. До этого мы ездили в Самару это очень дорогие поездки питание,проживание и лечение ,а здесь платим только за лечение гораздо дешевле выходит. Кто возил своих детей в другие города ,тот меня поймет.
2017-06-13, Dins
Если бы Моцарт или Бетховен жили сегодня, их пичкали бы лекарственными препаратами от СДВГ. Это разрушило бы их души и сделало бы человеческую культуру неизмеримо беднее. На мой взгляд нынешнее неразборчивое назначение детям препаратов бесчеловечно. Оно пагубно влияет на развитие характера и приучает людей к ложному способу справляться с трудностями: «Если возникает проблема, прими таблетку».
Цитаты из книги "Довольно СДВГ", Доктор Мэри Энн Блок.
http://www.sdvg.front.ru
2008-01-05, Сергей
С учетом того, что у ребенка с диагнозом СДВГ не наблюдается никакой аномалии, этот псевдомедицинский диагноз есть не что иное, как позорящее клеймо, а ничем не оправданное лечение, которое неминуемо следует за его постановкой, – настоящее насилие. «Лекарство», обычно назначаемое от СДВГ и «учебных расстройств», – опасный и формирующий зависимость препарат, по своим свойствам сходный с амфетаминами.
Доктор Фред Боман-младший, детский невролог. http://www.sdvg.front.ru
2008-01-05, Сергей
Поделитесь:

19.04.2006
Обновлено 12.12.2022
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Близкие по теме статьи
Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать?
Трудности в обучении детей: аутизм, СДВГ, нарушения речи. Что делать?
Развитие и обучение детей с аутизмом и РАС. Как поставить диагноз
Как помочь ребенку с СДВГ? 10-минутное правило и еще 5 способов
Как помочь ребенку с СДВГ? 10-минутное правило и еще 5 способов
Гиперактивный ребенок: игры на внимание и помощь с домашним заданием
Причины аутизма: вместо общения - планшет с мультиками
Причины аутизма: вместо общения - планшет с мультиками
Как развитие аутизма у детей связано с играми на компьютере
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!