Ты еще не видел чуда?

От рождения в маленьком человечке заложен огромнейший потенциал любви к природе... Малыш открыт всему живому, он стремится понять и познать окружающий мир, открыть его самые сокровенные тайны. И если подросший карапуз ломает ветки деревьев, топчет цветы, стреляет из рогатки в воробья или без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что вовремя не поддержали интерес малыша, не познакомили его с жизнью растений и животных...

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: "А вода, а простор, а природа, прекрасная окрестность города, а душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашим воспитателем?". Действительно, окружающая природа - замечательный помощник в воспитании добрых чувств в детской душе. Наблюдения за растениями, их жизнью, ростом и развитием помогут крохе не только приобрести начальные знания биологии, но и научат любить, заботиться, быть внимательным и ответственным, донесут до крошечного сердечка мысль о единстве всего живого на земле.

Зеленые питомцы

Знакомство с ботаникой начните с того, что разрешите крохе поливать имеющиеся дома комнатные растения. Если растений много или ребенок еще слишком мал, выделите для него один-два цветка и поставьте их отдельно. Пусть это будут личные растения крохи, за которыми он будет сам ухаживать.

Расскажите, что растениям для жизни необходима вода. Так же, как и сам малыш, они могут испытывать жажду. Покажите, как нужно поливать цветок. Чтобы юный ботаник не налил в цветочный горшок слишком много воды, дайте ему, например, стаканчик от йогурта и объясните, что именно столько воды необходимо для полива. Составьте календарь на месяц, обозначив условными значками дни, в которые нужно поливать цветы. Пусть малыш сам следит за этим. Если ребенок еще не знаком с календарем - помогайте ему.

Ответственность - очень важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Если малыш забывает поливать цветы, не напоминайте ему об этом несколько дней, а потом покажите увядшие растения: "Посмотри, ты не полил цветы - и они завяли. Листики пожелтели. Жалко их. Они не могут напиться сами, когда захотят, а ты совсем позабыл о них. Давай польем наши цветы, уберем желтые листья. Они скажут тебе "спасибо". Ты ведь больше не забудешь их полить? ". Учите кроху жалеть и сочувствовать чужой беде, быть благородным и оказывать помощь.



Еще интересней наблюдать за растениями, посаженными самостоятельно. Для этих целей подойдет, например, всем известное каланхоэ (полное название каланхоэ Дегремона). На его листьях образуются "детки", имеющие маленькие корешки. Приготовьте с малышом цветочный горшок с землей. Пусть кроха сорвет несколько "деток", воткнет их корешками в землю и польет.

Каланхоэ растет быстро. Это заметно и на глаз, но можно время от времени измерять длину стебля сантиметром. Так малыш на собственном опыте убедится, что растения, как и все живые существа, растут. Поэкспериментируйте и с другими неприхотливыми комнатными растениями, которые размножаются "детками" или черенками (хлорофитум, фуксия, традесканция, пеларгония, сенполия). И скоро на подоконнике у вашего крохи будет целое опытное хозяйство. А это неизбежно повлечет за собой вопросы, связанные с особенностями ухода за тем или иным растением.

Малыш может заинтересоваться, чем растение питается, как оно растет, почему листья у него зеленые. Помогите ему отыскать ответы в специальных книгах и энциклопедиях. Умение работать со справочной литературой - очень полезный навык во всех отношениях.

Собственная пальма

Какие фрукты больше всего любит ваш малыш? Апельсины? Яблоки? Финики? Обратите его внимание на то, что внутри любого плода есть семена. Расскажите, что благодаря семенам растение размножается. И в доказательство этого вырастите вместе с деткой настоящую финиковую пальму. Конечно, фиников на ней не будет, но процесс прорастания пальмы из обычной косточки будет для малыша сродни чуду. Для этого нужно всего лишь посадить несколько косточек от съеденных фиников в глубокий, просторный цветочный горшок, поливать и терпеливо ждать.

А почему бы не попробовать вырастить апельсин или лимон, гранат или грушу? Посадите в землю по косточке от каждого фрукта и поглядите, что получится.

Кстати, существуют специальные комнатные сорта лимона и граната, на которых созревают самые настоящие плоды. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Научите малыша не бояться экспериментировать, пусть он сам придумывает невероятные опыты, выращивает удивительные растения, а вы мягко помогайте ему. Что будет, если убрать растение на несколько дней в темное место? А если завернуть некоторые листья не пропускающей свет бумагой? Окрасятся ли листья растения, если поливать его водой, подкрашенной пищевым красителем? А если в воду с красителем поставить белую гвоздику? Последний опыт наглядно продемонстрирует малышу то, как растения "пьют" воду.

Заведите со своим юным естествоиспытателем дневник и записывайте туда результаты наблюдений. Если малыш не умеет писать, пусть попробует зарисовать то, что выросло на его "участке". Это поможет крохе творчески подходить к любой работе и научит систематизировать полученные знания.

Но что происходит с семечком в земле? Любознательному малышу непременно захочется увидеть это собственными глазами. Как же заглянуть внутрь цветочного горшка? Поступите следующим образом. Возьмите стеклянную баночку, смочите ее водой. Внутрь вложите большую бумажную салфетку, свернутую трубочкой и прижмите бумагу к стенкам банки. Между салфеткой и стеклом поместите несколько фасолин. Обильно смочите салфетку водой. Поставьте банку в светлое место, следя за тем, что бы салфетка не высохла. Благодаря такому нехитрому приспособлению, юный ботаник сможет наблюдать, как из фасолины начнут рости корешки, затем ростки и листья.

Сюрпризы из птичьего корма

Если у вас живет попугайчик или канарейка, малышу наверняка будет любопытно узнать, семена каких растений кушает его домашний любимец. Приготовьте широкий горшок или ящик с землей. Пусть детка посеет птичий корм по всей поверхности цветочного горшка. Сверху присыпьте семена землей, полейте и оставьте в теплом, светлом месте. Пройдет немного времени, и у малыша появится настоящий "луг" на подоконнике. Это будет еще одним подтверждением, что растения размножаются семенами.

Наверняка детке будет интересно узнать, как "путешествуют" семена. Расскажите, что некоторые из них имеют специальное легкое "крылышко" или "парашютик", благодаря которому умеют летать, и ветер разносит их на большие расстояния. У других есть жесткие колючки-крючки. Такие семена "путешествуют", цепляясь за шерсть животных, перья птиц, одежду человека. Проведите еще один эксперимент. После прогулки в дождливую погоду соберите грязь с обуви малыша и "посейте" в землю. Очень вероятно, что вы сможете наблюдать всходы. Это говорит о том, что мы тоже помогаем растениям путешествовать, перенося семена на своей обуви.

Ожившая сказка

Помните сказку "Двенадцать месяцев"? Злая мачеха в канун Нового года отправляет падчерицу в заснеженный лес за подснежниками. А что, если нам превратить сказку в быль? Мы со старшей дочкой неоднократно проделывали это волшебство. Для крохи будет большой радостью удивить бабушку или воспитательницу в детском саду, подарив им к Новому году букетик хрупких весенних цветов. А начать подготовку нашей будущей зимней сказки нужно уже сейчас.

Выберите сухой солнечный денек для прогулки в лес всей семьей. Весенний лес стряхивает с себя остатки зимнего сна, все живое радуется солнцу и весне. На проталинках появляются первые цветы: пролески, первоцветы, медуница. Рассмотрите их с крохой, соберите небольшой букетик.

Чтобы не навредить растениям, найдите место, где растет много подснежников (правильное их название - пролески). Отберите десяток крупных пролесков и осторожно выкопайте лопаткой или ножом вместе с луковицами. Высадите свои трофеи на дачном участке или цветнике возле дома. Осенью, до наступления заморозков, выкопайте луковицы снова, тщательно отряхните с них землю и посадите по несколько штук в цветочные горшки с сухой, рассыпчатой землей. Сверху горшки оберните бумагой и оставьте на балконе в темном месте. Поливайте растения один раз в две недели. Необходимо также укутать горшки с луковицами теплой тканью, когда температура на балконе опустится ниже +5 .

Приблизительно за месяц до Нового года вместе с малышом торжественно внесите ваших зеленых питомцев в комнату, уберите бумагу, полейте и поставьте на подоконник. Теперь поливать растения нужно регулярно. Скоро ребенок сможет сам понаблюдать, как из земли сначала покажется крохотный росточек, затем появятся листики, и, наконец, нежный, голубой бутончик раскроется, превратившись в изящный цветок. За окном метет снегопад, трещит мороз, а у вас на окне цветет крошечный островок весны, настоящее чудо. Вам и крохе есть, чем гордиться!

Как тут не вспомнить замечательное стихотворение?

Ты ещё не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда - не видел чуда!
Так сходи и посмотри.
Ты увидишь просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин "Посуда",
Возле дома номер три,
Сквозь асфальт у перекрёстка
Пробивается берёзка.

Научите малыша замечать и ценить это чудо. Помогите ему всей душой полюбить удивительный мир, полный ярких красок и волшебных преображений.

Юлия Каспарова, ykasparova@mail.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Пирог с творогом и яблоками из маминой тетради
Проверенный рецепт от ведущей кулинарной программы
Оставить комментарий к статье "Ты еще не видел чуда?"

Вы не авторизованы.

дело в том, что разныные не только взрослые, но и дети. и я наблюдала немало детей, которые пожинали плоды взрослой неразумности.
да, что так далеко ходить. моя собствененная дочь сегодня с в садике.Я ее с обеда забрала, а утром
им рассказывали про первоцветы и про всякую растительность. И именно в таком, жалетельном ключе.
забираю ее из сада, она говорит мне торжественно :" Мама, я большне НИКОГДА не буду рвать цветы!!" ну не будешь и не будешь- дело хозяйское.
Идем, разговариваем дальше и тут ниточка начинает разматываться.
наталья Юрьевна выдала им полный набор христианской жалости к цветочкам и листочкам. И даже мой ребенок, с разумным отношением к жизни, тут попался. Стала жалеть мать-и мачехи из которых еще вчера пускала кораблики по ручейкам.
Я говорю, что люди специально выращивают цветы для красоты, и многим цветам необходимо срезание, ну и всякие садово огородничьи хитрости.
А она мне в ответ "да..а вот тебе бы руку отрезали или пальчики .., веточки у дерева, как наши ручки, как пальчики"

Вот и думай сиди.. Не выставлять же воспитателя неграмотной. Но ведь и веточки не пальчики.

на самом деле не стоит думать, что мои дети обделенные красотой природы. мы в Зеленограде живем и каждый день наблюдаем, рассмартриваем, анализируем, думаем, любуемся. сейчас вот ходим почки сравниваем- какие же разные! безда интересного.Фотографируем их, наблюдаем, как растут, к солнышку тянутся. Вот цветочная почка, вот листочковая на одном дереве-разные., мать-и мачехи нюхаем, примечаем меаста где они растут и анализируем почему именно там. Сегодня послое сада неожиданно в лесу еловом, темном целую поляну мать-и мачех нашли.Откуда, казалось бы? А потом проследили как солнышко идет сюда, хоть и день была пасмурный и как ели закрывают полянку от ветра, а солнышко пропускают- так встали хитро-бывает.

А еще у моей девочки свой цветок есть- белая гвоздика в горшке. Тоже в белом-красиво..Цветущая.Прямо возле кровати стоит на столике детском. Мы каждый ждень цветочки смотрим, весь цикл от зарождения бутона до умирания цветка.Там много-много бутонов и цветов-рекомендую, очень нагладно и интересно.И лук у нас растет. из луковицы. му его едим. отрываем ручки его или еще чего-то и едим. Свой вкусно.
Любование красотой природы никаким образом не исключает разумного к ней отношения.

А вот по сегодняшнему садиковому случаю вижу- тянет людей в морализаторство, а ребенок, даже подготовленный, легко поддается взрослому манипулированию. Отчего не объяснить необходимость оберегания тех же первоцветов опасностью их изчезновения, что сорваный цветок- это будущее семя, которое никогда не созреет и жизненный цикл, который бесплодно завершится. нет,для этого другой уровень знаний нужен. гораздо проще( и считается, что детям понятнее) говорить о боли, которую испытывают цветочки, об их жажде и спасибе, которое они говорят.

А про абзац, который Вас задел, я не поняла какой, но извиняюсь все равно. Не со зла,не из желания котого-то обидеть или задеть а в порядке застарелого негодования.
Извините.
2005-04-25, =СветА=
Ой, оказывается, это моя любимая тема. :-)))
Вот тут, например:

"Посмотри, ты не полил цветы - и они завяли. Листики пожелтели. Жалко их. Они не могут напиться сами, когда захотят, а ты совсем позабыл о них. Давай польем наши цветы, уберем желтые листья. Они скажут тебе "спасибо". Ты ведь больше не забудешь их полить? ". Учите кроху жалеть и сочувствовать чужой беде, быть благородным и оказывать помощь.
Т.е автор призывает сочувствовать растениям и помогать в их беде..
Это разве беда-не вовремя полили... А ведь бывает, люди и детей жрут. Вырастит растение цветочек, потом отдаст все соки на ягодке, семечки там-новая жизнь, а ты подходишь и сжираешь прямо с тела матери.И ягодная кровь стекает по подбородке. А растение говорить не умеет.тянет листочки, дрожит.. Хотя.. автор статьи говорит, что " спасибо" за полив оно как-то скажет.

На самом деле есть в статье и интересные задумки, вот только за пустым манипулированием детскими чувствами их плохо видно.

Есть такая наука- ботаника, так вот с ее позиций все можно объяснять гораздо менее драматично.

И странно, что автор ставит на одну доску, в одно предложение срывание цветока и листика и стреляние из рогатки по воробям, как омерзительные проявления детской жестокости в которой виноваты родители.

А как же травку косят или грибочки собирают, а то и цветы срезают и в вазы пихают? Наверняка нелюди. Днем цветок в вазу, а ночью соседей подушками душить или м кровь невинных младенцев пить.Это же одно и тоже , через запятую.

Эх...я вот чуда не увидела.Т.е много чего увидала, кроме чуда.

( сорри за черный ник, на этом компе у меня не логинится)
2005-04-23, =СветА=
ну..неее...
давайте почитаем повнимательнее. и еще внимательнее.

Начало статьи почитайте и потом почитайте. Абсолютно нелогичный сумбур. Начало-топтать гусеницу-злодеяние, за которое родители в ответе. Проглотили.

Дальше цветочки лапки тянут -пить просят, а потом спасибо говорят на своем цветочном языке.ну, ладно, тянут, просят, тоже хорошо.
Через абзац предлагается с ними , с теми, кто тянет, просит и говорит, опыты производить- запихать в темное место, посмотреть, как вянут или еще какое-то инквизиции-забыла.
Это что как не глупость и манипулирование?

Для начала маме нужно определиться. Что она хочет и чего ей от такого посыла нужно-цели-то какие?
Допустим,
ВОТ ЭТОТ( конкретный) цветок- наш домашний питомец. мы его любим, заботимся о нем, любуется его ростом, достижениями, он отвечает нам взаимностью- зеленеет там, цветочки пускает.
все логично и понятно.

но, нет. Нам предлагается этого любимца в темное место и листья по одному выщипывать в плане наблюдения за окружающим миром.

В итоге полные непонятки.

Или это растение- ботанический эжлемент и поле для опытов( полезных и интересных) и это прекрасно.

Или это любимец, питомец и отношение ук нему соответсвенное и эжто тоже замечательно.

А так-муховый бульон с котлетами.
Розолвого цвета- сплошное фарисейство.

Про свою родительскую вину за оторванные ребенком у ддерева листики, а так же за все съяденные ребенком овощи и фрукты я уж умолчу.

А подход у меня к детям не вполне взрослый. Многие, кто с детьми работал, в детстве подзадержались.Похоже, надолго.
2005-04-24, =СветА=
С уважением отношусь к Вашему мнению, но сама придерживаюсь противоположного. : ))))) Умение видеть волшебное в обыденном – способность, столь свойственная детям и напрочь утерянная родителями. А ведь волшебной нашу жизнь делают не события, как принято в мире взрослом, а наше отношение к ним. Я не детский психолог, но мне кажется, что дети живут сейчас и больше эмоциями. Видя ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС в цветочке живое существо, они учатся не столько относиться так же ко всем цветам и растениям, но учатся заботиться о ком-то живом. Это не значит, что ребенок будет потом каждый раз приходить в ужас, видя растоптанный цветок. Для него одухотворен именно этот цветок и именно сейчас. Думаю, именно так развиваются в детях доброта, умение позаботиться и пожалеть уже ЧЕЛОВЕКА. Кроме этого, развивается как раз то, о чем я говорила выше. – умение увидеть чудо в обыкновенном и удивиться, а если говорить совсем просто – наблюдательность, фантазия, любознательность, что, мне кажется, есть очень важные вещи в процессе познания мира. Вы уж так агрессивно не пишите: ))) А то как-то неуютно сразу стало. Все-таки дети – это совсем другой мир, а Вы, да и все мы подчас, рассуждали как взрослый человек на все 100%: )))))))
Да кстати, я тоже считаю, что абсолютно нормально для ребенка наступать на гусеницу и не париться особо, я вон тоже мух живьем в песок закапывала – играла в кладбище, но, думаю, это всего лишь одна фраза из статьи, во введении, и не в этом основной смысл статьи: )))
2005-04-24, Оптимист Машутка
Я говорила о том, что если есть возможность увидеть здесь и сейчас хорошее, не надо пренебрегать этой возможностью. Миша сегодня петушка (игрушку) кормит и целует, а через полчаса скидывает на пол. В этом нет никакой нелогичностью, если речь идет о детях. Главное, по-моему, что в тот момент, когда он кормил петушка, он испытывал положительную эмоцию и учился заботиться. И не надо здесь проводить каких-то логических связей и обобщать все, ребенок еще маленький и мое мнение в том, что учится он на таких положительных эмоциях. И воспринимает ребенок все так, как есть. Это уже потом он начинает задумываться и анализировать головой. Повторю. что это лишь мое мнение, и я прекрасно понимаю, что все дети и мамы разные. Что касается логики статьи как литератерного отрывка. то идеальных вещей не бывае. надо не копаться в ее логическом построении а взять то хорошее. что есть. А еще мне не очень понравилось, что закончили вы свое сообщение словами, которые меня задели. В то время. как я с самого начала заявила об уважительном отношении к вашей позиции. Про ваш подход к детям не сказала ни слова. а оценивала ишь Ваши слова.Ребенок живет в каждом из нас и это прекрасно, когда он проявляет себя, особенно когда наши дети маленькие
2005-04-25, Оптимист Машутка
Замечательная статья! Спасибо. Юля! Я как раз это пытаюсь донести до моего Мишутки – что мир вокруг прекрасен, надо только научиться смотреть, и тогда увидишь чудо в самом обыкновенном и прикоснешься к волшебству! Конечно, Мише всего полтора года. Но я уже не раз удивлялась, как он, еще такой маленький, восприимчив к этой идее. Например, на днях прошел сильный дождь, и на дорожки выкинуло много дождевых червей. Мы шли в поликлинику; я случайно увидела червя, который еще шевелился, мне стало его жалко, и я, поддев палочкой, выкинула его на землю. Миша не оставил это без внимания и мы стали искать червей, оставшихся в живых. Нашли еще двух, спасли. Вот только всю дорогу туда и обратно мне приходилось останавливаться над каждым мертвым червяком и объяснять, что ему помочь мы уже не сможем: )))) Еле дотерпела до дома! А на обратном пути Миша САМ обратил внимание на травку, которая росла в трещине асфальта – причем там была старая пожухлая трава и молодая зелененькая травка. Миша МНЕ ПОКАЗАЛ ее, и мы сидели и трогали ее пальчиком – прямо посреди тротуара! А вечером мы несколько минут смотрели на луну – обязательно вдвоем, и Миша очень расстроился, когда она скрылась за облаком: ))))
2005-04-24, Оптимист Машутка
"И странно, что автор ставит на одну доску, в одно предложение срывание цветока и листика и стреляние из рогатки по воробям, как омерзительные проявления детской жестокости в которой виноваты родители."

а по моему вы перегибаете палку,в противоположную сторону.
начиная с того что в начале говорится не о "сорванном листике и цветке" а о поломанных ветках и вытоптанных цветах.
и дело не в жестокости (при чем тут это?) а в элементарной невоспитанности, в которой виноваты родители есессно (а кто же еще?)

"Есть такая наука- ботаника, так вот с ее позиций все можно объяснять гораздо менее драматично."

с этим я согласна полностью.

но общий посыл статьи был в общем правильный. лучше выращивать на окне растения из семян чем обрывать деревья и клумбы. нет, я не вижу трагедии в раздавленной гусенице, но я не вижу смысла в этом? равно как и в поощрении ребенка в этом.

"Днем цветок в вазу, а ночью соседей подушками душить или м кровь невинных младенцев пить.Это же одно и тоже , через запятую."

чот-то я таких идей в статье не нашла. имхо, это вы уже сами домыслили.
2005-04-24, Maultasch
Поделитесь:

21.04.2005
Обновлено 21.04.2005
Статья дня
Близкие по теме статьи
Волшебный мир. О бережном отношении к природе
Волшебный мир. О бережном отношении к природе
Наблюдения за растениями и животными помогут ребенку приобрести начальные знания биологии, научат любить, заботиться, быть внимательным и...
Стихотворный день вдвоём
Стихотворный день вдвоём
Лелея животик, где жил пузожитель, Промчалось так быстро сорок недель. И вот это чудо свершилось! О, Боже! Папой и мамой мы стали теперь.
Финик из косточки
Финик из косточки
Если вы заподозрили в себе склонность к экспериментальной ботанике, без промедления посадите в горшочек с землей косточку финика. И тогда вы...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!