Азбука русской живописи или о том, как мы изучали русское искусство 19 века

Честно говоря, подробное знакомство с русским искусством 19 века возможно лишь на университетских лекциях (которые мне посчастливилось когда-то прослушать) или на уроках в художественной школе (которые веду).

Но 6-7-летним малышам хочется показать, с одной стороны, все самое лучшее, понятное и доступное, с другой стороны то, что они могли бы интерпретировать в своих рисунках.

Самым простым оказалось представить материал по жанрам. Весь спектр жанров живописи - от портрета до натюрморта, как выяснилось, замечательно совмещается с хронологией русского искусства 19 века. В результате у нас получилось как бы изучение "азбуки" русской живописи того времени - одновременно и лучших ее мастеров, и картин, и жанров. О том, как это было, я и хочу рассказать.

Портрет

Василенко Костя, 9 лет "Портрет Вити Низова", пастель
Как в конце 18-го века, так и в начале 19-го лучшие полотна русских мастеров созданы в жанре портрета. Ребята, уже знакомые с парадными и камерными портретами екатерининской эпохи, записывают в свои блокноты новые имена - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Мы сравниваем образы, рожденные кистью двух художников: портреты Кипренского торжественны, возвышенны, герои Тропинина уютные, немного застенчивые, с дружелюбным взглядом. Отдельно сравниваем два портрета Пушкина: возвышенно-важный, осененный вдохновением Поэт - у Кипренского, и домашний, веселый, гостеприимный московский барин - у Тропинина.

художник и модель Витя Низов и Костя Василенко
Подивившись разнообразию обликов на портретах, садимся работать. Расставляем мольберты так, чтобы можно было рисовать друг друга с натуры. Конечно, внешнее сходство рисунка с оригиналом маловероятно, но зато сейчас каждый из юных художников может почувствовать себя настоящим портретистом. У некоторых, как ни странно, все же уловлены и переданы несколькими деталями какие-то особенно характерные черты модели. Некоторые из ребят решаются на автопортрет - рисуют перед зеркалом самих себя.



Отдельно изучаем портреты Брюллова - самые запоминающиеся из русских картин первой половины 19 века. От "Всадницы" девчонки в восторге. Весной, когда мы второй раз выехали в Третьяковку, это полотно не входило в программу экскурсии (видели раньше, на обзорной), но народ упрямо озирался в поисках любимой героини и при первом же удобном случае отправился в "брюлловский" зал - смотреть.

Бытовой жанр

Конечно же, это Венецианов и Федотов. Мы отправляемся в гости к Венецианову в почти сказочную деревню Сафонково, где крестьянки работают в поле в нарядных сарафанах, где малышей сажают на теплую, прогретую ласковым солнцем землю, где женщины нежны, а дети трогательны, где потемневшие на солнце руки работниц утопают в цветах, а на одежду усталых после работы жнецов садятся крупные бабочки-"шоколадницы". Полотна словно светятся изнутри, а деревня кажется раем на земле.

А потом мы перебираемся в городские квартиры, чтобы смеяться и грустить с героями Федотова - забавным "аристократом", что прячет под книгу краюху хлеба, испугавшись нежданного гостя, юной невестой в кринолине, похожей на трепещущую птицу, и хитрющим усатым майором, что пришел к ней свататься. Однако по-настоящему красотой федотовской живописи дети восхитились не на уроке, а гораздо позже, в музее - тонкость и изящество формы, драгоценность каждой детали этих маленьких картин на слайдах совсем не так заметны.

Наверное, поэтому, воплощая бытовой жанр в рисунках и пластилине, дети, почти единодушно и не сговариваясь, начали лепить крестьянок. Юных, в сарафанах и кокошниках, постарше - с маленькими детьми на руках, и совсем старушек. С серпом, с коромыслом, с цветами... Короче - сплошной Венецианов.

Пейзаж

Антошина Полина, 7 лет "Март. Вид из окна", акварель
Когда подбирала слайды для этих занятий, глаза разбежались: так хотелось, чтобы дети увидели и тенистые парки Максима Воробьева, и окутанные зноем итальянские беседки Сильвестра Щедрина, и цветовые фантазии Архипа Куинджи, и почти мистические небеса Федора Васильева... Но после долгих и тяжелых раздумий останавливаюсь все же на вещах хрестоматийных: "Московский дворик" Поленова, "Грачи прилетели" Саврасова, "Рожь" Шишкина. И неожиданно заново открываю для себя и трепетную нежность ранней весны, и спокойную, солнечную ясность середины лета.

Землинская Аня, 6 лет "Март", акварель
Но поскольку в этот момент на дворе - март, кажется вполне разумным сделать именно его темой наших пейзажей. Но какой же разный он получился! На одних рисунках - сырые сумрачные дома (вид из окна), низкие пасмурные небеса, черные птицы на подтаявшем снегу (явное влияние Саврасова), на других - прозрачное акварельное небо, солнечные блики на белых стволах берез, расколовшийся лед на ярко-синей реке, разноцветные избушки и золотые купола храмов... Все это рисуется еще не очень умело, но с каким ощущением весны!

Не смогла устоять, чтобы не сделать отдельный урок по своему любимому Левитану. Слайд-шоу открывает почти ученический "Осенний день. Сокольники", а заканчивает ослепительная "Золотая осень". Настроение каждого пейзажа тут же передается детям: они задумчиво затихают, слушая рассказ о "Владимирке", радостно оживляются при виде "Березовой рощи", а глядя на полотно "Над вечным покоем", искренне переживают за Левитана, которому в тот момент, когда он писал картину, не хотелось жить. Последняя картина, кстати, стала для студийцев самым сильным впечатлением от этого мастера.

Графические фантазии на тему Левитана.

Слева - работа Арины Колясниковой, 5 лет, по картине "Тихая обитель", справа - Артемова Наташа, 7 лет, "Над вечным покоем". Обе - тушью.

Под впечатлением увиденного делаем маленькую графическую работу "по мотивам Левитана". Ребята рисуют тушью - белую водную гладь с черными пятнами островов, изломанные берега, низкие тучи и... косые кладбищенские кресты рядом с маленькой деревянной церковью.

Историческая картина

Этот жанр нам не в новинку. Рисовали мы и древнюю Русь, и татаро-монгольское иго, и морские сражения времен Северной войны. Первая историческая картина, увиденная нами из века 19-го - "Последний день Помпеи" Брюллова. Эх, не нашли мы ее в Третьяковке, а как искали! (А она находится в Русском музее, в Петербурге).

Зато нам довелось увидеть в оригинале историческое полотно, которое, конечно, явно слабее брюлловского шедевра по исполнению, но зато намного больше! Я имею в виду "Панораму Бородинской битвы" Рубо, куда мы съездили как раз после празднования Дня защитника Отечества.

Шаповал Алеша, 7 лет "Эпизод Бородинского сражения", гуашь
Еще до поездки в музей мы говорили о Наполеоне и Кутузове, о главных битвах той войны, о русских воинах, защищавших свою страну. Вполне естественным было порисовать на эту тему. Не говоря уже о том, что на открытках для пап к 23 февраля, которые мы готовили в изостудии, появились разнообразные пешие и конные воины в гусарской форме - герои Отечественной войны 1812 года.

Следующая наша встреча с исторической картиной случается, когда мы уже "перевалили за середину 19 века". Нам предстоит познакомиться с полотнами Сурикова и Репина. И про "Ивана Грозного", и про "Боярыню Морозову" малыши слушают одинаково внимательно и тихо. Потом уже, в Третьяковке, на картине "Иван Грозный и сын его Иван" ребята пытались найти шрамы - следы от ножа маньяка, порезавшего когда-то это полотно. А у "Боярыни Морозовой" вдруг замерли в оцепенении. До этого мы ходили по музею больше часа, и дети явно устали, но все смотрели и смотрели на опальную боярыню...

А пока малыши лепят. И в скульптурах, рождающихся под руками студийцев, нетрудно узнать героев знакомых полотен: васнецовских богатырей, Ивана Грозного с державой и скипетром, Екатерину Вторую в роскошной мантии, словно сошедшую с портрета Левицкого, блестящего гусара (не Евграф ли Давыдов?), старушку-нищенку из "Боярыни Морозовой"... Мы расписываем глиняные "статуи" гуашью, покрываем их лаком - вскоре они составят скульптурную часть экспозиции нашей выставки.

Библейский жанр

Горячкина Настя, 7 лет "Христос в пустыне", акварель
Мне приходилось слышать мнение, что позволять неумелым маленьким художникам изображать Бога - чуть ли не кощунство. Глубоко убеждена - это неверно. Более того, кажется, на этот раз ребята рисовали не иначе как с Божьей помощью - настолько хороши оказались рисунки!

Еще в начале года мы писали иконы - по канону, как положено. А сейчас смотрим Иванова и Ге. Есть возможность сравнить иконописный образ Христа и с каноническим, почти как в полотнах эпохи Возрождения, Иисусом из "Явления Мессии" Иванова, и с реалистическим - грязным, избитым, измученным - в "Что есть истина?" и "Голгофе" Ге.

Вахова Лиза, 6 лет "Хождением Христа по водам"
Однако на рисунках юных художников Христос выходит хрестоматийным: в красивой одежде, с привычными глазу длинными волосами и аккуратной бородой. Даже у маленького Саши Кривова в сцене допроса Христа Пилатом. Даже в рисунке Даши Кузьминой, изображающем Голгофу.

В работах, посвященных евангельской теме (мы приурочили их к Пасхе) представлена, наверное, вся земная жизнь Иисуса - от Рождества до Вознесения. Технику для этой работы студийцы выбирали сами, но особенно удачными оказались акварельные рисунки.

Сказочный жанр и анимализм

Зайцев Андрей, 7 лет "Кот и лиса"
Почему два жанра вместе? Да потому, что нет такого животного, которое бы не стало героем сказки. То же самое, впрочем, можно сказать, о рыбах, птицах и насекомых. Зимой мы впервые эксплуатировали такую удобную для рисования сказочную тему: делали рельефы-панно из соленого теста.
Кривов Саша, 6 лет "Царевна-лягушка"
Это замечательный материал - гораздо более мягкий, удобный и пластичный, чем глина, и куда более долговечный, чем пластилин. Рельеф лепится на оргалитовую доску, закрепляется клеем ПВА, раскрашивается, покрывается лаком и вставляется в рамку. (Рельеф из теста работы моего сына - иллюстрация к книге "Воин Рэдволла" - до сих пор лучшее украшение детской).

Зайцев Андрей, 7 лет "Ночь перед Рождеством"
Сюжеты для панно из теста, которые дети выбирали сами, практически не повторялись, за исключением всеми горячо любимого "Колобка" (три работы - колобок с зайцем, лисой и медведем). Герои сказок получились забавными - пузатыми, глазастыми, улыбающимися. Разве что "Русалочка" Алины Рясной выделилась из общей развеселой компании - гибкая, с длинными нервными руками, устало отвернувшаяся от зрителя навстречу огромному кораблю...

Попов Игорь, 7 лет "Воин Рэдволла"
Вторая работа на сказочный сюжет состоялась уже после экскурсии в Третьяковку, посвященной сказочной и мифологической живописи. Тема - "Сказки Пушкина" - и это были, конечно, привычные кораблики, рыбки, белки и богатыри. Но зато мы от души поэкспериментировали со стилем рисунка: отказались от реализма и занялись стилизацией - кто рисовал в манере "мультяшного" Билибина, кто с использованием орнаментальных мотивов восточных миниатюр ("Шемаханская царица" Насти Горбуновой), а некоторым удалось удачно стилизовать рисунок под витраж. Получилась не только новая встреча с Пушкиным и Врубелем, но еще и большой живописный эксперимент!

Натюрморт

Для "настоящих" художников мы, конечно, уделяли этому жанру непростительно мало времени.

Кривов Саша, 6 лет "Натюрморт", гуашь
Впрочем, всевозможные варианты натюрмортов 19-начала 20 века - от Хруцкого до Машкова - дети увидели. И к восьмому марта мы не пожалели гуаши и сотворили роскошные букеты для мам (все они сегодня украшают интерьеры квартир и служат предметом законной гордости хозяев).

Наша изостудия считается подготовительным отделением художественной школы. Тех, кто продолжит там свое образование, ждет немало трудных часов перед натюрмортами-"постановками", когда придется множество раз стирать и перерисовывать, как это делает сегодня мой сын - ученик 2 класса ДХШ. Поэтому, пока студийцы еще маленькие, пусть они получают от рисования только удовольствие!

Впрочем, в самом конце учебного года, когда из-за плохой погоды сорвалось наше рисование на пленэре, выставляю перед озадаченными малышами тарелку, чайник и бутафорский лимон, вешаю драпировку и предлагаю-таки детям поработать разок над "постановкой". И вдруг у нас открываются новые таланты: оказывается, есть ребята, которым трудно что-то придумывать, но легко и приятно рисовать с натуры. Когда натюрморт в карандаше готов, маленькие художники пробуют делать его в цвете, и вот тут-то выясняется, что одно дело - произвольно смешивать краски для исторических и сказочных композиций, и совсем другое - передать цветом реальные тени и блики. Впрочем, это "кухня" художника и дело будущего.

А мы готовимся к первой в жизни выставке: покупаем рамки, режем "паспарту" и картон, покрываем лаком глиняные фигурки. Незадолго до выставки лепим из соленого теста фоторамки для своих фотографий - на выставке будет уголок, где посетители смогут увидеть лица всех юных художников.

Валерия Белоцерковская
преподаватель изостудии, искусствовед
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Азбука русской живописи или о том, как мы изучали русское искусство 19 века"

Вы не авторизованы.

Люди, пожалуйста извините модераторов, что так неаккуратно разместили публикацию и перепутали все подписи к картинкам! Я совсем в другом виде все это посылала:(((
2004-09-18, Валерия*
Мне все очень понравилось. А нельзя ли узнать координаты этого педагога? мы живем в Питере, и я бы охотно отдала дочку к ней на занятия.
2004-10-23, Любовь
Замечательная статья, творческий подход к детям и материалу.Возможно ли узнать, где преподает автор?
2004-11-24, marianna
Поделитесь:

15.09.2004
Обновлено 15.09.2004
Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Близкие по теме статьи
Каким манерам учили русского дворянина
Каким манерам учили русского дворянина
Что считалось cоmmе il faut во времена Пушкина
Первый карандаш юного художника
Первый карандаш юного художника
Современное поколение детей начинает пользоваться пультом от телевизора раньше, чем отчетливо произносить свои первые слова...
Портрет школы
Портрет школы
Какой должна быть школа?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!