Судьба моя сложилась так, что последние несколько лет я работаю в Ярославском педагогическом университете. Выпало мне преподавать довольно экзотический предмет. Не-педагоги о нем и не подозревают. Называется он "Технические средства обучения".
В образовательном стандарте прописано, что будущие педагоги должны не только знать методику применения этих технических средств в обучении-воспитании, но и знать принципы их работы. Таким вот образом мне самой пришлось познакомиться с принципами записи и воспроизведения звуковой и визуальной информации, чтобы учить студентов. Тут-то меня и поджидало открытие, которое меня потрясло. Этим открытием я и хочу поделиться.
Как, вы думаете, записывается движущееся изображение? Кино-, или теле- или видеофильм? Как записать движение?
Для простоты рассмотрим кинофильм, потому что телевидение и видео не придумали ничего нового в этой области, а используют изобретение кинематографии.
При съемке кинофильма движущийся объект фотографируется с большой скоростью: 24 раза в секунду. Таким образом, кинопленка состоит из кадров - неподвижных фотографий объекта. Если объект движется, то от кадра к кадру меняется его положение.
Хочу зафиксировать ваше внимание на этом факте: на кинопленке нет движения объекта, там лишь его фотографии в последовательные моменты времени. Но мы увидим движение объекта, если нам эти фотографии с той же скоростью (24 штуки в секунду) демонстрировать.
Почему же мы увидим движение, ведь нам показывают нечто совсем другое?
Оказывается, точного ответа на этот вопрос нет, но есть очень правдоподобная гипотеза, которую и предлагаю вашему вниманию.
Наш глаз - прибор несовершенный. В частности, у него есть свойство инерционности: он не может мгновенно перестать видеть картинку, если картинку мгновенно перестали показывать. В течение примерно 1/10 секунды глаз все еще передает в мозг эту картинку, пока не совершатся процессы торможения.
Что же получается? Грубо говоря, глаз передает в мозг первый кадр фильма в течение, как минимум, 1/10 сек, но уже через 1/24 сек на экране (и сетчатке глаза) возникает второй кадр. Таким образом, благодаря инерции зрения, мозг получает в свое распоряжение сразу два последовательных кадра (один запомнили, другой сейчас получили). На первом кадре мяч, допустим, в положении А, и на втором кадре - в положении Б. "Ага, - соображает мозг, - мяч был в А, стал в Б. Значит, этот мяч перелетел из А в Б. Нам не показали, как он летел, но мы и сами можем додумать этот полет: мы же видели неоднократно аналогичные движения". И додумывает. И мы "видим" весь полет мяча из А в Б.
Вот и резюме: просмотр фильма - это, на самом деле, непрерывная работа мозга по реконструкции движения объектов на основе опорных картинок-кадров, которые нам показывают.
Да, движение в кино-, теле-, видеофильмах - это иллюзия. Движение предметов нам не показывают, его мы сами создаем. Конечно, это не новость, но знают об этом далеко не все.
Какие же выводы можно из этого сделать? Выводов много. Вот некоторые.
Раз во время фильма все время идет работа мозга по "придумыванию" движения объекта, то мозг, естественно, устает. И это еще без учета динамичности сюжета и потока информации, без эмоциональных переживаний, связанных с фильмом. Переутомление нервной системы может очень вредно сказаться именно у детей, у которых эта система еще слаба, мало тренирована, подвергается массе нехороших воздействий в нашем несовершенном мире и т.д. Переутомление ведет к нарушениям в работе, систематическое переутомление ведет к заболеваниям этой самой нервной системы.
Может, не следует пренебрегать санитарно-гигиеническими нормами на время просмотра телепередач детьми? Вы знаете, что для старших дошкольников и младших школьников это 30 минут в день? Столько же можно отводить на работу с компьютером. (Там тоже движущиеся изображения, и создаются они точно таким же способом).
Но я веду свою речь не к этому, а к тому, что совершенно незаслуженно забыты в наше время диафильмы. (Не всеми, конечно).
Если говорить о развитии речи, воображения, памяти, образного мышления, то работа с диафильмом не уступит никакому мультипликационному фильму или компьютерной программе (а иногда и переплюнет). Но зато нет этой дополнительной (чисто технической, совершенно не творческой) нагрузки на мозги.
Очень жаль, что сейчас невозможно купить диапроектор. (А может, я ошибаюсь?) Но многие сохранили их со времен своего докомпьютерного детства. А где купить диафильмы? В Москве есть один (или все-таки два?) магазина, где можно купить диафильмы. А у нас, в Ярославле, их совсем не купишь.
Почти все взрослые, которые в детстве смотрели диафильмы, сохранили очень теплые воспоминания и о просмотренных сказках, и о самой процедуре просмотра, когда вручную прокручивается пленочка и на стене (белой двери, или настоящем экране) появляется следующий кадр...
Вот и все, что мне хотелось рассказать. Предупрежден - значит, вооружен.
Антонина Лукьянова, tonja@long.yar.ru.
Впервые в нашей стране начинается выпуск на DVD уникального проекта для детей "Наши добрые сказки". Лучшие сказки из фильмофонда студии ДИАФИЛЬМ ВПЕРВЫЕ будут на DVD! В России создан новый формат видео.
Проект рассчитан на детей с 2 до 12 лет лет и их родителей. Рекламная поддержка проекта - размещение информации в газетах, журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Геоленок», «Аистенок», «Простоквашино», «Микки Маус» (издатель «Эгмонт»), «Мой ребенок» (издатель «Бурда»), «Ералаш», на телевидении – канал «Домашний».
Основная цель этого социального проекта - привить ребенку любовь к чтению через совместный с родителями (маленьким детям очень важно общение) или самостоятельный просмотр и чтение сказок на DVD.
Показ озвученных диафильмов ведется одновременно с воспроизведением фонограммы с дикторским текстом и музыкальным сопровождением. Возможны варианты: можно включить просто музыкальное сопровождение без диктора, или отключить все функции.
Прекрасные иллюстрации, в создании которых принимали участие лучшие художники страны, сделают чтение и просмотр увлекательными и помогут ребенку в понимании и усвоении сюжета. Это один из лучших способов обучения и развития навыков чтения, т.к. позволяет совместно рассматривать, обсуждать, аналитически работать с иллюстрацией.
Качество звука (DTS), версия, разработанная специально для систем кинопроката, и для домашнего Видео.
Немного о нас: Компания «Амальгама DVD Групп» является одной из первых в России компаний, занимающейся производством и продажами лицензионных DVD-дисков. В их числе известные картины мирового кинематографа, как «Пятый элемент», «Леон», «Такси» и сотни других бестселлеров. С 1988 года и по сей день Амальгама – общепризнанный бренд на рынке DVD. Тел. 495 6486264. Сайт www.amalgama.su
2007-02-15, Лебедев Кирилл
Статья хорошая, а я думал, что я только один такой реакционер-консерватор:)
У нас в Киеве есть интернат для детей, и мы, активисты православной молодежной организации "Спильна справа", тоже хотим оганизовать регуляр. просмотр диафильмов. Пока в качестве эксперимента.
Какие аргументы "за"? Например, почему бы не испрользовать видео?
Потому что, как представляется, наш мир и так чрезмерно динамичен, мобилен и суетлив. Диафильм в этом смысле статичен, приучает "думать с расстановками", задуматься основательно над каждым кадром, рассмотреть его целостно. "Стоп-кадр" на видеомагнитофоне к этому не приучит, т.к. детская психика, подзадориваемая динамикой видеофильма, будет протестовать против остановки просмотра. Тем более появится размытость на видеоэкране. Это уже будет не то. Зато каждый кадр диафильма имеет определенную законченность, и это положит. должно сказаться на развитии целостного, рассудительного мышления ребенка.
Кроме того, на просмотре диафильма дети могут со старшими обсуждать определенный кадр, добавлять что-то своё, развивать креативной мышление.
Кроме того, диафильмы смотрят в темноте: это 1) и необычная таинственная обстановка и 2) детям в группе труднее на что-то другое переключиться, баловаться, шуметь, обстановка технически вынуждает их сосредоточиться на экране.
Так что диафильмы возвратим детям и будем с ними смотреть. Старшим детям это конечно вряд ли будет интересно - они уже укоренились на видеопросмотрах. А младшим, мож. быть, диафильмы даже не известны, так что как раз будет интрига;)
Вот так! У кого еще будут каки интересные замечания - пишите!
"А смотрел ли кто-нибудь мои авторские диафильмы "Приключения в Шахматной стране" (1990) и "Книга шахматной мудрости" (1992)?
И.Г.Сухин "
а где их взять?
2006-09-27, Киевлянин
Мнение насчет видео несколько спорно. А вот с диафильмами я полностью согласна. Я в детстве обожала их смотреть. Вспоминаю, как какое-то таинство, наш с бабушкой секрет... У меня их сохранилось море. Некоторые еще старшей сестре покупали (датированы 1963 годом!) Сейчас младшая смотрит с удовольствием. Но мы им "подарили" новую жизнь - отсканили, сделали презентации и смотрим на компе. А вот проектор наладить всё никак руки не доходят :((((
2003-09-11, Юлия К.
Татьяна! Пленки и диапроекторы - старо!
Диафильмы для детей в музыкально-речевом сопровождении на CD
есть на diafilm.h11.ru , babyfilm.narod.ru
Можно смотреть и слушать на домашнем компьютере или читать самому,
кроме того дешевле в 2,5 раза чем пленочные, и только хиты!
2004-01-21, Елена диафильм
Скат! Пленки и диапроекторы - старо!
Диафильмы для детей в музыкально-речевом сопровождении на CD
есть на diafilm.h11.ru , babyfilm.narod.ru
Можно смотреть и слушать на домашнем компьютере или читать самому,
кроме того дешевле в 2,5 раза чем пленочные, и только хиты!
2004-01-21, Елена диафильм
Кстати Винни-Пух у них кукольный и спросом не пользуется, мне так на студии объяснили, поэтому, наверное, и Детский мир его берет ограничено. Весь их список можно найти на сайти студии Диафильм, ещё там много слайдов по разным темам.
2003-09-13, Swetilnik
Добрый день!
Мы живем на ул. Ивана Бабушкина (прямо у м.Академическая). Дочке 2,9. Очень хочется узнать, есть ли у нас поблизости какие-нибудь группы развития (кроме Я САМ - до него добираться неудобно). Заранее спасибо за советы.
2003-09-23, manana
Всего 20 отзывов Прочитать все отзывы.