Широко известная по всему миру вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.
Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или — возможно ли это? — полный отказ от так называемых "развивающих" занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.
Раннее детство — это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?
В вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в "магазин", "больницу", "дочки- матери". Только игрушки не совсем традиционные: в вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.
Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и "деньги" в "магазине", и "лекарства" в "больнице", и "машины" в "гараже".
Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.
Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.
Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница — ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.
Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут "настоящей" взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.
Как и многое другое, песни у вальдорфцев "живые", как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.
Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.
Нередко сторонние люди обвиняют вальдорфскую педагогику в чрезмерной "религиозности" и даже "сектанстве". Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасху, нередко зажигаются свечи.
Как "вальдорфская" мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.
Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.
Если вы спросите мам "вальдорфских" детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей. О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня. Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.
И наконец о том, что в вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели — это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.
Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру