Пару лет назад, ожидая автобус теплым летним вечером, случайно подслушала разговор. Две девушки обсуждали планы на вечер, одна предлагала пойти с ребятами на пляж, а вторая отказывалась, мотивируя тем, что надоело пить пиво, а потом с кем попало по кустам валяться. Я, конечно, была поражена словами "с кем попало", но настоящий шок испытала через несколько минут.
"Когда разговор о программе на вечер подходил к концу, одна из девушек стала укорять подругу, зачем-де та разболтала Сереге, что ей всего 13 и теперь он не будет с ней встречаться, а ведь она его любит. Как же так, подумала я, "любит" и "с кем попало", "13" и "валяться по кустам"?
Обернувшись, я посмотрела на девчонок: маленькие, худенькие, далеко не созревшие, брючки-маечки. Даже в голову никому не могло прийти, что у них уже такие взгляды на отношения между полами. Да, сексуальная революция в России мчится, как потерявший управление паровоз, и только сумасшедшие кочегары подкидывают в топку уголь.
Может быть, я зря паникую? Ведь и раньше все это было! Ромео и Джульетты были и до того, как о них написал Шекспир, и после. Но ведь речь шла о Любви, а не о сексе "по кустам" сегодня с Тибальтом, завтра с Ромео, а послезавтра еще с "кем попало"! А сегодня все свелось к пиву и кустам! Вот что обидно, секс теперь не составляющая любви, а сам по себе. И почему? Что от испорченной экологии теперь у подростков гормоны зашкаливают?
А может быть, все-таки цензура на ТВ - это не так уже плохо? Чтобы потом не пытаться бежать за ушедшим поездом, пытаясь поднять рождаемость и статус нормальной семьи?
И вопрос не только в СПИДе, венерических заболеваниях и нежелательной беременности, заканчивающейся, как правило, абортом! Вопрос в том, что безответственное отношение к сексу ведет к вырождению психологически и физиологически нормальных отношений! Молодые не хотят строить серьезные, ответственные связи. А зачем? Поругались и "чао-какао" - заведем себе нового партнера. Примерно 20% юношей хотят романтических отношений с девушкой и любви, все остальные "крутые парни спят с телками"! И девушки им в этом потакают. Девчонки считают, что нецелованные барышни нынче не котируются, что парни любят таких, что вместе с ними пьют, курят, разговаривают матом и свободны в сексуальных отношениях! И объяснить, что это не так, очень тяжело, потому что с экрана телевизора, монитора компьютера, со страниц глянцевых журналов и желтых газетенок несется такой ураган сексуальной информации, что сметает на своем пути все разумное. Такое впечатление, что страна сошла с ума и у всех на уме только секс!
Я смотрю на свою дочь, ей 14, мне кажется, что она еще сущий ребенок, но, как оказалось, в этом ребенке плещется такое желание любви, что я и представить не могла. В мое время парочками встречались только очень немногие, влюбленности были, конечно, записочки, взгляды, кто кого пригласил на танец… Но в 14 грустить, что у тебя нет своего парня?
Когда после немотивированной истерики я добилась разговора по душам, то оказалось, что "у всех, у всех, даже у Наташки есть парень!" И после этого мы проговорили часа три, и дочка, успокоенная, уснула, а я промаялась еще полночи в раздумьях, да и до сих пор эта тема не дает мне покоя."
Слова "У меня нет парня!" не должны пугать родителей и воспитателей, так как ни в коем случае не говорят ни о распущенности, ни о духовной бедности! Быть "с парнем/девушкой" - значит быть признанным в новом качестве (юноши/ девушки) и еще получить от "другого" послание: "Ты хороший/хорошая". Подросток видит в "другом" свое отражение и идет к своей целостности и самопринятию.
По результатам исследования И.С. Кона, можно утверждать, что возраст сексуальной инициации снизился. Подобно своим "предкам", московские и петербургские подростки начинали ухаживать и назначать свидания задолго до завершения полового созревания: примерно половина их делает это, еще не достигнув 12 лет. К 16 годам трепета уединенных встреч не испытал лишь один из пяти. Однако более или менее устойчивые пары возникают гораздо позже. К моменту опроса даже в группе 16-17-летних свыше половины постоянной пары еще не имели. Вообще ухаживание, влюбленности и сексуальная близость - вещи совершенно разные. Так было и раньше.
Факторы, ускоряющие сексуальный дебют:
- несоответствие гормонального профиля эмоциональной и социальной зрелости создает мощное напряжение. Не сдержав это напряжение, подросток переходит к сексуальной стадии, не завершив эротической;
- наличие в психологическом портрете таких черт, как демонстративность, внушаемость, капризность, высокие притязания, ориентация в своих проявлениях вовне, на других людей, податливость, наличие тяги к развлечениям и праздному времяпрепровождению;
- жизнь в крупных городах: большие информационные потоки, разнообразие социальной жизни, высокий темп жизни, закрытость горожан, индивидуализм существенно подтачивают патриархальные нормы по сравнению с малыми городами и выступают ускоряющими факторами.;
- зависимость подростка от группы сверстников: в этом случае решающую роль играют нормы группы, соответствовать которым подросток стремится, чтобы не быть изолированным;
- склонность подростка к риску: поскольку сексуальная тема воспринимается взрослыми как запретная, то самоутверждающиеся подростки вступают в сексуальные отношения чаще - те, которые склонны к отклоняющемуся поведению (употребление алкоголя, наркотиков, совершение противоправных действий);
- низкая сексуальная воспитанность: многие подростки считают допустимым вступать в половые отношения под давлением, юноши считают, что нормально и необходимо "сломать сопротивление", а девушки - "доказать" свою любовь, наступая на свои потребности. В основе - неумение разговаривать на сексуальные темы, низкий уровень доверия ("просто секс - ничего личного");
- отсутствие дружеских отношений с противоположным полом препятствует полноценному проживанию стадии, когда формируется интимная составляющая общения, романтические отношения;
- семейное неблагополучие: подросток ищет любви и понимания, которого не получает в семье. Такой подросток стремится в действительности к теплу, чувству защищенности, а сексуальные отношения - лишь средство добиться этого.
В становлении сексуальности последовательно формируются эмоциональный компонент, затем телесный и, наконец, по мере формирования морали, чувство ответственности. Этот процесс создает огромное напряжение в жизни подростка.
Чувственное удовольствие и психологическая интимность - две главные сексуальные ценности, которые в ранней юности редко совмещаются.
И.С. Кон
Что делать?
Появление публичного сексуального обсуждения, как и ослабление внешнего контроля над сексуальностью, способствует дальнейшим поведенческим сдвигам. Это особенно наглядно видно на примере молодежной субкультуры. Сегодняшние российские подростки не просто сделали тайное явным, но и значительно ускорили ранее наметившиеся процессы со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
В создавшихся условиях решающую роль играют сексуальное просвещение и воспитание подростков, которые в большей степени, чем замалчивание, способствуют формированию ответственности в интимных отношениях. В этом самая большая проблема.
Сегодня огромную роль в сексуальном воспитании и просвещении подростков играет Интернет со всеми его достоинствами и недостатками. Огромное количество некачественного информационного "мусора" и порнографии сваливается на подростка наряду с ценным и достоверным материалом. Основные проблемы, которые исходят из информации такого рода, - зачастую невысокая достоверность и ложные стереотипы. Порнография не учитывает интимно-личностного компонента сексуальных отношений. Из-за возрастных особенностей подростку и так трудно объединить в себе чувственную эротическую и эмоционально-интимную части, а порнография препятствует этой интеграции.
Последствия? Разочарования: старался, как в кино, а радости и счастья взаимности не испытал.
Какие источники являются достоверными с точки зрения подростков? Книги, родители, специалисты (врачи, сексологи).
Интернет и рассказы друзей - самая доступная информация, но и сами подростки невысоко оценивают их достоверность. Только взрослые, чье мнение подростки ценят, совершенно не готовы вести с ними честный разговор о сексе. Книги потихоньку вытесняются Интернетом, поэтому, возможно, поможет создание интернет-порталов, форумов, виртуальных консультаций, которые ведут профессионалы.
Какие требования предъявляет ко взрослым тема сексуального воспитания? Интеллигентность, знание сексологии, подростковой и юношеской психологии, умение разговаривать на интимные темы, высокий уровень толерантности и внутренней зрелости самих взрослых.
Что сегодня собой представляет сексуальная мораль?
Сексуальная мораль сводится к двум принципам: безопасный секс и ответственный секс, в которых присутствуют партнерские отношения, взаимозависимость, отсутствие принуждения. Вероятно, когда взрослые почувствуют себя носителями таких качеств, тогда и помогать подросткам входить во взрослую жизнь с ее неотъемлемой сексуальной составляющей будет проще.
По отдельным возрастным группам среди не достигших 14 лет сексуально искушены 2%, среди 14-15-летних - 13%, среди 16-17-летних - 36%.
Несколько рекомендаций родителям:
- Вспомните себя в подростковом возрасте, каким образом вы получали информацию, с какими мифами сталкивались? Как вели себя родители по отношению к вам, когда вы были подростками? Как они просвещали вас? Оцените, что из их педагогических действий было для вас тогда подходящим и уместным, а что - нет.
- Перед тем как обсуждать деликатную тему сексуальных отношений и полового созревания, осознайте, какое чувство является для вас ведущим:
- если это стыд и смущение - остановитесь: в этом случае вы будете транслировать своему подростку послание "сексуальная тема - нехорошая, стыдная";
- если это тревога, беспокойство - послание звучит так: "здесь много опасности и для меня тоже", согласитесь, что с таких посланий не стоит начинать разговор. Тогда лучше предложить хорошую литературу и качественные сайты.
- Ваш искренний интерес к теме "Секс и подростки" - хорошее основание для разговора. Ответьте себе на вопросы: что именно я хочу обсудить с подростком? Что для меня самое важное в этом разговоре?
Зачем я это делаю? Если мотив - защита и поддержка, то действуйте.
Важно: вашим мотивом не должно быть манипулирование подростком, его сознанием, вы ничего не должны ему внушать, в противном случае разговор превратится в формальность, в котором каждый сделал вид, что общался. Вашими мотивами должны быть желание оказать психологическую поддержку и информирование.
- Совершенно неподходящим началом для разговора с подростком на сексуальную тему является вопрос родителя: "Ты знаешь, откуда дети берутся?"
Зато воспоминание из своего подросткового возраста и рассказ о собственных трудностях, связанных с отношениями со сверстниками противоположного пола, - вполне уместное начало. У каждого есть какие-то истории из этого возраста, которые тогда произвели на вас сильное впечатление. - Удачным поводом будет фильм или репортаж о событии, связанным с подростками вообще и сексуальным воспитанием в частности, которые вас заинтересовали и задели, и вам действительно интересно мнение вашего сына или дочери.
Важно: ваши рассказы, вопросы, ответы - это не цель, это средство. Вашей активности в диалоге не должно быть больше, чем у подростка.
Какие постулаты все-таки могут прозвучать как аксиомы со стороны родителя?
- Сексуальные отношения - это часть жизни человека .
- Человек сам принимает решение о готовности вступить в сексуальные отношения.
- Ответственное отношение к себе и партнеру и отсутствие принуждения - базовые установки.
- Любовь - то, что не требует доказательств, принимается на веру и дается даром.
- Ты можешь не быть готовым к сексуальным отношениям, даже испытывая сексуальное влечение.
- Нет оправданию насилия.
- Сексуальные отношения не должны происходить под давлением и принуждением. Ты имеешь право сказать "нет".
- Ты имеешь право на защиту и поддержку в любой ситуации, когда испытываешь растерянность, страх, тревогу.
4-6 лет: формирование половой идентификации, то есть осознание принадлежности индивида к определенному полу. Оно складывается из представлений человека о том, насколько он похож на людей своего пола и на кого хотел бы быть похожим. На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с внешней атрибутикой пола, а также со стилем поведения. Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.
6-10 лет: формирование стереотипа полоролевого поведения и публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через половое воспитание в семье - правильное поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.
10-16 лет: формирование психосексуальных ориентаций. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения. Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют как гормональный фон, гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание. Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время и в конкретной историко-культурной обстановке.
Этот этап проходит в три стадии:
- развитие платонического влечения - когда на фазе практического подкрепления подросток должен научиться общению наедине, решиться написать записку, признаться в любви.
К завершению стадии чисто мальчишеские и девичьи компании распадаются, появляется интерес к совместному времяпровождению и общению парами. - развитие эротического влечения - когда основным содержанием фазы фантазий становятся поцелуи и объятия с объектом влюбленности. Появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. В школах могут возникать эпидемии влюбленности, когда подростки совершенно теряют интерес к учебе. На этой стадии даже при телесном общении в половую близость подростки не вступают. Сексуальное поведение проявляется в подростковой мастурбации, которая может сопровождаться эротическими фантазиями и петтингом. Важной формой телесного контакта являются танцы. Подростки нередко ходят обнявшись и целуются. Часто это происходит прилюдно. Если подростки начали регулярную половую жизнь, интерес к публичным объятиям обычно проходит. Это уже пройденный для них этап.
- развитие сексуального влечения - когда желание половой близости становится отчетливым, присутствуют сексуальные фантазии. В поведении подростка на этой стадии могут присутствовать мастурбация, вытеснение сексуальных потребностей, сублимация (то есть преобразование сексуального напряжения в социально одобряемые формы поведения), собственно половая близость.
Статья предоставлена журналом "Перекресток"