Близкие по теме статьи
Сексуальная жизнь подростков: как это выглядит сегодня
Сексуальная жизнь подростков: как это выглядит сегодня
Внекоитальный секс: польза для организма юноши и девушки
Секс во время беременности: можно или нет? 10 вопросов
Секс во время беременности: можно или нет? 10 вопросов
Безопасно ли беременной заниматься сексом: позы, противопоказания, подготовка к родам.
Секс при беременности: первый, второй и третий триместр. Что мешает?
Секс при беременности: первый, второй и третий триместр. Что мешает?
Секс на ранних и поздних сроках беременности. Когда будущей маме нужно соблюдать половой покой?

Опасный секс?

Пару лет назад, ожидая автобус теплым летним вечером, случайно подслушала разговор. Две девушки обсуждали планы на вечер, одна предлагала пойти с ребятами на пляж, а вторая отказывалась, мотивируя тем, что надоело пить пиво, а потом с кем попало по кустам валяться. Я, конечно, была поражена словами "с кем попало", но настоящий шок испытала через несколько минут.

Опасный секс?

"Когда разговор о программе на вечер подходил к концу, одна из девушек стала укорять подругу, зачем-де та разболтала Сереге, что ей всего 13 и теперь он не будет с ней встречаться, а ведь она его любит. Как же так, подумала я, "любит" и "с кем попало", "13" и "валяться по кустам"?

Обернувшись, я посмотрела на девчонок: маленькие, худенькие, далеко не созревшие, брючки-маечки. Даже в голову никому не могло прийти, что у них уже такие взгляды на отношения между полами. Да, сексуальная революция в России мчится, как потерявший управление паровоз, и только сумасшедшие кочегары подкидывают в топку уголь.

Может быть, я зря паникую? Ведь и раньше все это было! Ромео и Джульетты были и до того, как о них написал Шекспир, и после. Но ведь речь шла о Любви, а не о сексе "по кустам" сегодня с Тибальтом, завтра с Ромео, а послезавтра еще с "кем попало"! А сегодня все свелось к пиву и кустам! Вот что обидно, секс теперь не составляющая любви, а сам по себе. И почему? Что от испорченной экологии теперь у подростков гормоны зашкаливают?

А может быть, все-таки цензура на ТВ - это не так уже плохо? Чтобы потом не пытаться бежать за ушедшим поездом, пытаясь поднять рождаемость и статус нормальной семьи?



И вопрос не только в СПИДе, венерических заболеваниях и нежелательной беременности, заканчивающейся, как правило, абортом! Вопрос в том, что безответственное отношение к сексу ведет к вырождению психологически и физиологически нормальных отношений! Молодые не хотят строить серьезные, ответственные связи. А зачем? Поругались и "чао-какао" - заведем себе нового партнера. Примерно 20% юношей хотят романтических отношений с девушкой и любви, все остальные "крутые парни спят с телками"! И девушки им в этом потакают. Девчонки считают, что нецелованные барышни нынче не котируются, что парни любят таких, что вместе с ними пьют, курят, разговаривают матом и свободны в сексуальных отношениях! И объяснить, что это не так, очень тяжело, потому что с экрана телевизора, монитора компьютера, со страниц глянцевых журналов и желтых газетенок несется такой ураган сексуальной информации, что сметает на своем пути все разумное. Такое впечатление, что страна сошла с ума и у всех на уме только секс!

Я смотрю на свою дочь, ей 14, мне кажется, что она еще сущий ребенок, но, как оказалось, в этом ребенке плещется такое желание любви, что я и представить не могла. В мое время парочками встречались только очень немногие, влюбленности были, конечно, записочки, взгляды, кто кого пригласил на танец… Но в 14 грустить, что у тебя нет своего парня?

Когда после немотивированной истерики я добилась разговора по душам, то оказалось, что "у всех, у всех, даже у Наташки есть парень!" И после этого мы проговорили часа три, и дочка, успокоенная, уснула, а я промаялась еще полночи в раздумьях, да и до сих пор эта тема не дает мне покоя."

Елена Сергеева

Слова "У меня нет парня!" не должны пугать родителей и воспитателей, так как ни в коем случае не говорят ни о распущенности, ни о духовной бедности! Быть "с парнем/девушкой" - значит быть признанным в новом качестве (юноши/ девушки) и еще получить от "другого" послание: "Ты хороший/хорошая". Подросток видит в "другом" свое отражение и идет к своей целостности и самопринятию.

По результатам исследования И.С. Кона, можно утверждать, что возраст сексуальной инициации снизился. Подобно своим "предкам", московские и петербургские подростки начинали ухаживать и назначать свидания задолго до завершения полового созревания: примерно половина их делает это, еще не достигнув 12 лет. К 16 годам трепета уединенных встреч не испытал лишь один из пяти. Однако более или менее устойчивые пары возникают гораздо позже. К моменту опроса даже в группе 16-17-летних свыше половины постоянной пары еще не имели. Вообще ухаживание, влюбленности и сексуальная близость - вещи совершенно разные. Так было и раньше.

Факторы, ускоряющие сексуальный дебют:

  • несоответствие гормонального профиля эмоциональной и социальной зрелости создает мощное напряжение. Не сдержав это напряжение, подросток переходит к сексуальной стадии, не завершив эротической;
  • наличие в психологическом портрете таких черт, как демонстративность, внушаемость, капризность, высокие притязания, ориентация в своих проявлениях вовне, на других людей, податливость, наличие тяги к развлечениям и праздному времяпрепровождению;
  • жизнь в крупных городах: большие информационные потоки, разнообразие социальной жизни, высокий темп жизни, закрытость горожан, индивидуализм существенно подтачивают патриархальные нормы по сравнению с малыми городами и выступают ускоряющими факторами.;
  • зависимость подростка от группы сверстников: в этом случае решающую роль играют нормы группы, соответствовать которым подросток стремится, чтобы не быть изолированным;
  • склонность подростка к риску: поскольку сексуальная тема воспринимается взрослыми как запретная, то самоутверждающиеся подростки вступают в сексуальные отношения чаще - те, которые склонны к отклоняющемуся поведению (употребление алкоголя, наркотиков, совершение противоправных действий);
  • низкая сексуальная воспитанность: многие подростки считают допустимым вступать в половые отношения под давлением, юноши считают, что нормально и необходимо "сломать сопротивление", а девушки - "доказать" свою любовь, наступая на свои потребности. В основе - неумение разговаривать на сексуальные темы, низкий уровень доверия ("просто секс - ничего личного");
  • отсутствие дружеских отношений с противоположным полом препятствует полноценному проживанию стадии, когда формируется интимная составляющая общения, романтические отношения;
  • семейное неблагополучие: подросток ищет любви и понимания, которого не получает в семье. Такой подросток стремится в действительности к теплу, чувству защищенности, а сексуальные отношения - лишь средство добиться этого.
Комментарий психолога
В становлении сексуальности последовательно формируются эмоциональный компонент, затем телесный и, наконец, по мере формирования морали, чувство ответственности. Этот процесс создает огромное напряжение в жизни подростка.
Чувственное удовольствие и психологическая интимность - две главные сексуальные ценности, которые в ранней юности редко совмещаются.
И.С. Кон
Опасный секс?

Что делать?

Появление публичного сексуального обсуждения, как и ослабление внешнего контроля над сексуальностью, способствует дальнейшим поведенческим сдвигам. Это особенно наглядно видно на примере молодежной субкультуры. Сегодняшние российские подростки не просто сделали тайное явным, но и значительно ускорили ранее наметившиеся процессы со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

В создавшихся условиях решающую роль играют сексуальное просвещение и воспитание подростков, которые в большей степени, чем замалчивание, способствуют формированию ответственности в интимных отношениях. В этом самая большая проблема.

Сегодня огромную роль в сексуальном воспитании и просвещении подростков играет Интернет со всеми его достоинствами и недостатками. Огромное количество некачественного информационного "мусора" и порнографии сваливается на подростка наряду с ценным и достоверным материалом. Основные проблемы, которые исходят из информации такого рода, - зачастую невысокая достоверность и ложные стереотипы. Порнография не учитывает интимно-личностного компонента сексуальных отношений. Из-за возрастных особенностей подростку и так трудно объединить в себе чувственную эротическую и эмоционально-интимную части, а порнография препятствует этой интеграции.

Последствия? Разочарования: старался, как в кино, а радости и счастья взаимности не испытал.

Какие источники являются достоверными с точки зрения подростков? Книги, родители, специалисты (врачи, сексологи).

Интернет и рассказы друзей - самая доступная информация, но и сами подростки невысоко оценивают их достоверность. Только взрослые, чье мнение подростки ценят, совершенно не готовы вести с ними честный разговор о сексе. Книги потихоньку вытесняются Интернетом, поэтому, возможно, поможет создание интернет-порталов, форумов, виртуальных консультаций, которые ведут профессионалы.

Какие требования предъявляет ко взрослым тема сексуального воспитания? Интеллигентность, знание сексологии, подростковой и юношеской психологии, умение разговаривать на интимные темы, высокий уровень толерантности и внутренней зрелости самих взрослых.

Что сегодня собой представляет сексуальная мораль?

Сексуальная мораль сводится к двум принципам: безопасный секс и ответственный секс, в которых присутствуют партнерские отношения, взаимозависимость, отсутствие принуждения. Вероятно, когда взрослые почувствуют себя носителями таких качеств, тогда и помогать подросткам входить во взрослую жизнь с ее неотъемлемой сексуальной составляющей будет проще.

Наличие сексуального опыта (половой акт) в целом по выборке признали около 15% девочек и 22% мальчиков среди подростков 12-17 лет.
По отдельным возрастным группам среди не достигших 14 лет сексуально искушены 2%, среди 14-15-летних - 13%, среди 16-17-летних - 36%.

Несколько рекомендаций родителям:

  • Вспомните себя в подростковом возрасте, каким образом вы получали информацию, с какими мифами сталкивались? Как вели себя родители по отношению к вам, когда вы были подростками? Как они просвещали вас? Оцените, что из их педагогических действий было для вас тогда подходящим и уместным, а что - нет.
  • Перед тем как обсуждать деликатную тему сексуальных отношений и полового созревания, осознайте, какое чувство является для вас ведущим:
    • если это стыд и смущение - остановитесь: в этом случае вы будете транслировать своему подростку послание "сексуальная тема - нехорошая, стыдная";
    • если это тревога, беспокойство - послание звучит так: "здесь много опасности и для меня тоже", согласитесь, что с таких посланий не стоит начинать разговор. Тогда лучше предложить хорошую литературу и качественные сайты.
  • Ваш искренний интерес к теме "Секс и подростки" - хорошее основание для разговора. Ответьте себе на вопросы: что именно я хочу обсудить с подростком? Что для меня самое важное в этом разговоре?

Зачем я это делаю? Если мотив - защита и поддержка, то действуйте.

Важно: вашим мотивом не должно быть манипулирование подростком, его сознанием, вы ничего не должны ему внушать, в противном случае разговор превратится в формальность, в котором каждый сделал вид, что общался. Вашими мотивами должны быть желание оказать психологическую поддержку и информирование.

  • Совершенно неподходящим началом для разговора с подростком на сексуальную тему является вопрос родителя: "Ты знаешь, откуда дети берутся?"
    Зато воспоминание из своего подросткового возраста и рассказ о собственных трудностях, связанных с отношениями со сверстниками противоположного пола, - вполне уместное начало. У каждого есть какие-то истории из этого возраста, которые тогда произвели на вас сильное впечатление.
  • Удачным поводом будет фильм или репортаж о событии, связанным с подростками вообще и сексуальным воспитанием в частности, которые вас заинтересовали и задели, и вам действительно интересно мнение вашего сына или дочери.

Важно: ваши рассказы, вопросы, ответы - это не цель, это средство. Вашей активности в диалоге не должно быть больше, чем у подростка.

Какие постулаты все-таки могут прозвучать как аксиомы со стороны родителя?

  • Сексуальные отношения - это часть жизни человека .
  • Человек сам принимает решение о готовности вступить в сексуальные отношения.
  • Ответственное отношение к себе и партнеру и отсутствие принуждения - базовые установки.
  • Любовь - то, что не требует доказательств, принимается на веру и дается даром.
  • Ты можешь не быть готовым к сексуальным отношениям, даже испытывая сексуальное влечение.
  • Нет оправданию насилия.
  • Сексуальные отношения не должны происходить под давлением и принуждением. Ты имеешь право сказать "нет".
  • Ты имеешь право на защиту и поддержку в любой ситуации, когда испытываешь растерянность, страх, тревогу.
Становление сексуальности проходит несколько этапов:
4-6 лет: формирование половой идентификации, то есть осознание принадлежности индивида к определенному полу. Оно складывается из представлений человека о том, насколько он похож на людей своего пола и на кого хотел бы быть похожим. На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с внешней атрибутикой пола, а также со стилем поведения. Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.
6-10 лет: формирование стереотипа полоролевого поведения и публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через половое воспитание в семье - правильное поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.
10-16 лет: формирование психосексуальных ориентаций. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения. Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют как гормональный фон, гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание. Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время и в конкретной историко-культурной обстановке.
Этот этап проходит в три стадии:
  • развитие платонического влечения - когда на фазе практического подкрепления подросток должен научиться общению наедине, решиться написать записку, признаться в любви.
    К завершению стадии чисто мальчишеские и девичьи компании распадаются, появляется интерес к совместному времяпровождению и общению парами.
  • развитие эротического влечения - когда основным содержанием фазы фантазий становятся поцелуи и объятия с объектом влюбленности. Появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. В школах могут возникать эпидемии влюбленности, когда подростки совершенно теряют интерес к учебе. На этой стадии даже при телесном общении в половую близость подростки не вступают. Сексуальное поведение проявляется в подростковой мастурбации, которая может сопровождаться эротическими фантазиями и петтингом. Важной формой телесного контакта являются танцы. Подростки нередко ходят обнявшись и целуются. Часто это происходит прилюдно. Если подростки начали регулярную половую жизнь, интерес к публичным объятиям обычно проходит. Это уже пройденный для них этап.
  • развитие сексуального влечения - когда желание половой близости становится отчетливым, присутствуют сексуальные фантазии. В поведении подростка на этой стадии могут присутствовать мастурбация, вытеснение сексуальных потребностей, сублимация (то есть преобразование сексуального напряжения в социально одобряемые формы поведения), собственно половая близость.

Лия Пшеничникова

Статья предоставлена журналом "Перекресток"


Опубликовано Налимова Юлия
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Опасный секс?"

Вы не авторизованы.

Для начала я, барышня наивная, подивилась, почему "валяться по кустам" однозначно воспринято как "заниматься сексом", если говорили практически дети. Прям как в том анекдоте про мороженое, "а таких как вы я и буду лечить"...

А потом и вовсе понеслось :((

Какие-то жутковатые рекомендации родителям. Во-первых, непонятно, почему родитель должен вспоминать свой подростковый опыт, хотя признается, что времена радикально изменились. Во-вторых, совершенно непонятно, почему бы как раз в связи с изменившимися временами не иметь в виду что:

- разговоры о сексе действительно опасны! Подросток, легко болтающий с кем попало на темы секса в большей опасности, чем настораживающийся и оценивающий контекст беседы, когда заходит подобный разговор. В этих разговорах собеседники "прощупывают" друг друга и неопытный подросток может легко попасть в ситуацию, когда легкость будет воспринята как распущенность. А отбиваться всегда сложнее, чем не провоцировать. Так что думать с кем говоришь о сексе - первая заповедь сексуальной безопасности.

- секс тоже может быть опасен, потому что нежелательные беременности, ЗППП и попадание в положение жертвы сексуальных отклонений случайного партнера - реальность.

- искренний интерес(!!!) родителя к теме подросткового секса может (и чаще всего так и выходит) быть воспринят подростком как благославление на отношения такого рода. Впрочем, если речь опять о подростках 13-19 лет... Ну не знаю...

Про постулаты умилило просто...

Сексуальные отношения - это часть жизни человека.- веревка есть веривие простое.

Ответственное отношение к себе и партнеру и отсутствие принуждения - базовые установки. - Что это значит????

Человек сам принимает решение о готовности вступить в сексуальные отношения. - сядь и решай, на все 45 минут.

Любовь - то, что не требует доказательств, принимается на веру и дается даром. - Заходите к нам в "Семейную", "муж пьет, денег не зарабатывает, иногда бьет, но очень-очень-очень меня любит, что мне делать?"

Ты можешь не быть готовым к сексуальным отношениям, даже испытывая сексуальное влечение. - Признаки готовности - в студию.

Нет оправданию насилия. - Наше дружное "НЕТ". Оправдание не пройдет.

Сексуальные отношения не должны происходить под давлением и принуждением. Ты имеешь право сказать "нет". - сначала побеседуй об этой части жизни с интересом, как мама учила, а потом скажи "нет". Имеешь право. Посмотри что получится. Запиши впечатления в дневник наблюдений.

Ты имеешь право на защиту и поддержку в любой ситуации, когда испытываешь растерянность, страх, тревогу. - Лет в 13 это открытие ребенка может потрясти...
2010-03-31, Ясень
Статья смешивает в одну кашу сексуальное просвещение и морально-этические нормы.
Фраза о том, что сейчас вся культура общения межу юношами-девушками и обсуждение этих отношений с родителями сводится к рассказам о "безопасном и ответственном сексе"- вообще повергла в грусть.
ИМХО, но если следовать рекомендациям данной статьи то вопросов "отцы и дети" и "секс еще не повод для знакомства" стоять точно не будет. Т.к. не будет ни отцов ни детей. Будут временные партнеры по сексу и опекуны-воспитатели.
2010-03-31, КленовыйЛис
Поделитесь:

31.03.2010
Обновлено 04.06.2020
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!